kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Секреты фотосинтеза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наряду с закреплением основных вопросов фотосинтеза, конспект урока содержит элементы творческого подхода при анализе процессов фотосинтеза

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Секреты фотосинтеза"»

УРОК «СЕКРЕТЫ ФОТОСИНТЕЗА»

Колупаева Наталия Александровна,

учитель биологии

КОГОАУ «Лицей естественных

наук города Кирова»


Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Цели урока: образовательная – содействие развитию у учащихся понятия о фотосинтезе, как об одном из способов автотрофного питания; научить учащихся выявлять причинно-следственные связи, лежащие в основе фотосинтеза и составляющие сущность его световой и темновой фаз; продолжить формирование умений решать проблемные задачи;

воспитательные – обеспечить формирование убеждения о том, что фотосинтез имел глобальное значение для исторического процесса формирования биосферы;

развивающая – способствовать совершенствованию умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, развитию умений обобщать и делать выводы, применению знаний в нестандартных ситуациях;

общедидактическая – усвоение знаний по теме в комплексе, применение знаний в новых условиях.

Задачи урока: сформировать теоретические знания по теме;

реализовать все 6 звеньев процесса обучения;

научиться применять новые знания в стандартной и нестандартной ситуациях.

Алгоритм деятельности: мотивация → актуализация комплекса знаний и способов деятельности → целеполагание → самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция → анализ → рефлексия.

Основные методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Условия эффективности: отбор содержания материала, реализация всех звеньев процесса обучения.

Свет – вечно натянутая пружина, приводящая

в действие механизм земной жизни

/Роберт Майер/

ХОД УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает доброжела-тельную, рабочую атмосферу в классе

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Мотивация и целеполагание

1.Обращает внимание учащихся на эпиграф.

2.Просит объяснить данный эпиграф.

3.Задает вопрос «Что такое фотосинтез?» 4.Просит написать суммарное уравнение фотосинтеза.

5.Выдвигает противоречие: углекислый газ и вода образуют угольную кислоту. В чем принципиальное отличие двух этих реакций. 6.Предлагает сформули-ровать тему урока и определить цель урока.

1.Объясняют смысл данного эпиграфа.

2.Дают определение термину «фотосинтез». 3.Пишут суммарное уравнение фотосинтеза на доске.

4.Определяют различие двух названных реакций.

5.Формулируют тему урока.

6.Определяют цель:

- показать значимость каждого фактора для протекания процесса фотосинтеза

Актуализация

1.Предлагает учащимся, используя карточку с вопросами для самоконтроля (ПРИЛОЖЕНИЕ А), поставить карандашом знаки + рядом с теми вопросами, на которые они уже знают ответы.

2.Заполнить общую схему фотосинтеза и сравнить правильность заполнения с эталоном на доске.

3.Определить для себя объем работы.

1.Работают с ПРИЛОЖЕНИЕМ А.

2.Заполняют схему и проверяют ее.

3.Определяют для себя объем работы.

Применение знаний в сходной и новой ситуации

1.Настраивает учеников на работу с карточкой (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

2. Обсуждение ответов в группе.

3.Выслушивает ответы.

4.Координирует работу и корректирует ответы.

1.Работают с карточками, справочным материалом.

2.Отвечают на вопросы.

3.Работают в группе.

4.Озвучивают их и анализируют.

Самоконтроль, контроль и коррекция знаний

1.Предлагает учащимся, используя карточку самоконтроля, ответить на вопросы (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

2.Выясняет какие вопросы вызывают затруднения.

3.Предлагает прокомментировать ответы на вопросы.

4.Корректирует ответы учащихся.

1.Работают по вопросам самоконтроля.

2.Определяют уровень собственных знаний по результатам самоконтроля.

3.Анализируют ответы товарищей.

4.Корректируют свои знания.

Поведение итогов и рефлексия

1.Предлагает учащимся оценить достигнута ли цель урока.

2.Просит ответить на вопрос: где на практике могут быть применены знания об условиях протекания фотосинтеза.

3.Выслушивает ответы учащихся.

1.Анализируют цель урока и ее достижение.

2.Отвечают на вопрос.

Домашнее задание

1.Изучить материал §11 учебника и с.282-284, 300-302.

2.Вспомнить опыты, объясняющие условия протекания фотосинтеза.

1.Записывают информацию о домашнем задании.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

*Заполните пропуски в следующих утверждениях:

  1. Внутренняя мембрана хлоропласта окружает центральную область, которая называется …….. и представляет собой аналог митохондриального матрикса.

  2. Все реакции, протекающие при фотосинтезе, могут быть разделены на 2 категории: реакции …… и реакции ……

  3. Световые реакции фотосинтеза протекают …….

  4. Фиксация углерода катализируется ферментом ……, который считают самым распространенным белком на Земле.

  5. Превращение углекислого газа в углеводы происходит в цикле реакции, которая называется циклом …….


*Укажите какие из следующих выражений правильные, а какие – нет и почему:

  1. Хлоропласт можно было бы представить, как сильно увеличенную в размерах митохондрию, в которой кристы собраны в стопки, связанные между собой и погруженные в матрикс.

  2. Для превращения углекислого газа в углеводы требуется энергия света, тогда как для образования кислорода энергия света не нужна.

  3. Процесс превращения энергии начинается с того, что молекула хлорофилла возбуждается квантом света и один электрон переходит на новую орбиту с более высокой энергией.

  4. Для образования органических молекул из углекислого газа и воды требуется энергия АТФ и восстановительная сила НАДФ.Н

  5. В световых реакциях фотосинтеза образуются АТФ, НАДФ.Н и кислород.

*Решите задачу:

Если поместить растение кукурузы и герани в герметичную стеклянную камеру с нормальным составом воздуха и поставить на подоконник, то что произойдет с этими растениями? Будут ли растения конкурировать или сосуществовать? Если они будут конкурировать, то какое из них победит и почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Свет
  1. Каково значение света для процесса фотосинтеза?

  2. Как растения могут регулировать количество поглощаемого ими света?

  3. Какие изменения может вызвать в растении избыточное освещение?

Хлорофилл
  1. Что такое пигменты и какова их роль в процессе фотосинтеза?

  2. Что такое фотосистемы и каково их значение в системе фотосинтеза?

  3. Известно, что хлорофилл в процессе фотосинтеза разрушается. Почему фотосинтез идет непрерывно?

  4. При каких условиях количество хлорофилла снижается?

Углекислый газ
  1. Каково значение углекислого газа для процесса фотосинтеза?

  2. Как лист приспособлен к поглощению углекислого газа?

  3. Как из углекислого газа, содержащего 1 атом углерода, образуется глюкоза, содержащая 6 атомов углерода?

  4. Почему высокое содержание кислорода замедляет процесс фотосинтеза?

Вода
  1. Какова роль воды в процессе фотосинтеза?

  2. Для каких процессов жизнедеятельности растений нужна вода?

  3. Как растение регулирует процесс испарения воды и как это отражается на скорости процесса фотосинтеза?

Примечание: Для того, чтобы ответить на данные вопросы, необходимо прочесть материал в учебнике Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. - Т.1. с. 282-284, 300-302.

*Восстановите последовательность событий в процессе фотосинтеза.

  1. Электроны, которые теряет ФСI, восполняется электронами ФСII.

  2. Хлорофиллы ФСI и ФСII поглощают кванты света и испускают возбужденные электроны.

  3. За счет энергии электронов ФСI идет соединение протона водорода с переносчиком НАДФ и образуется НАДФ.Н.

  4. Электроны, потерянные ФСII, восполняются электронами, которые образуются при фотолизе воды.

  5. За счет энергии электронов, двигающихся по цеп ферментов от ФСI к ФСII, происходит синтез молекул АТФ.

  6. Освободившиеся АДФ и НАДФ вновь возвращаются к мембранам тилакоидов для участия в световых реакциях.

  7. Углекислый газ атмосферы при участии АТФ и НАДФ.Н включается в цепь циклических реакций и образуется глюкоза.

  8. Протоны водорода накапливаются внутри тилакоида и в определенный момент они могут переходить из внутритилакоидного пространства по каналам в строму хлоропласта, при этом образуется АТФ.

  9. При фотолизе воды образуется кислород, который поступает в атмосферу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Секреты фотосинтеза"

Автор: Колупаева Наталия Александровна

Дата: 22.11.2017

Номер свидетельства: 440128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Разработка урока химии по теме  «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» с ипользованием приёмов критического мышления."
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-khimii-po-tiemie-prievrashchieniia-vieshchiestv-rol-khimii-v-zhizni-chielovieka-s-ipol-zovaniiem-priiomov-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "264232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449673228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства