kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Деление клетки (митоз)".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект сочетает в себе интересные методы работы с учащимися, позволяет помочь детям в подготовке к ОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Деление клетки (митоз)".»

Конспект урока: Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Деление клетки (митоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Разработка урока «Деление клетки. Митоз» рассчитан на учеников 9 класса с базовым уровнем образования. В этой методической разработке применены технология критического мышления. Материал этого урока требует от учащихся знания ранее изученного.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления.

Задачи:

  • Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами;

  • Воспитывать познавательный интерес к науке биологии.


Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.


Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Результаты урока.

1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.

2. Метапредметные: литература, химия.

3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.


Ход урока


  1. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке нашими помощниками.

Эпиграф:

И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:

Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

(Готхольд Эфраим Лессинг)(слайд 1)

  1. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Письменный опрос в форме тестирования (Тест прилагается)


  1. Изучение нового материала (22мин.)

Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем изучение свойств живого организма.

- Назовите ещё раз все свойства живых организмов?

О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете  из задания.

Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

  • если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

  • клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

  • рост человека увеличивается до 18-23 лет;

  • в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки) (слайд 2,3,4)


- Итак, о каком процессе идет речь?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост).

- Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты). Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.


Тема Урока. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Деление клетки (митоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. (слайд 5), (учащиеся записывают тему урока в тетради).

Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников, учащиеся формулируют задачи урока)

Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль, а также познакомимся с процессом амитоза.


Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории. Кто является основоположником клеточной теории? (Шванн и Шлейден).

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать 
только из предшествующих клеток.      

Р. Вирхов

Размножение – одно из важнейших свойств живых организмов, к размножению способны все живые организмы. Способы у всех организмов различные, но в основе любого вида размножения лежит деление клеток.


Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел  ……….!”(Митоз) (слайд 6)

Митоз - основной способ деления клетки. Клеточный цикл включает два этапа: интерфазу и митоз (слайд 7,8)

.

Для того, чтобы узнать о том, что из себя представляет эти этапы, нам необходимо поработать с текстом учебника на с. 77-81.

Учащиеся делятся на группы:


1 группа: «Понятие жизненный цикл клетки. Интерфаза, Редупликация».

2 группа: "Фазы митоза: профаза».

3 группа: «Фазы митоза: Метафаза».

4 группа "Фазы митоза анафаза, телофаза».

5 группа вывод о биологическом значении митоза.


  1. Офтальмологическая минутка (1 мин)

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.


Презентация результатов работы в группах.

1.Интерфаза. Период подготовки клетки к делению. Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков. (слайд 9)

Митотический цикл состоит из 4-х фаз:1.профаза.2. метафаза.3. анафаза. 4. Телофаза.

МИТОЗ

2.ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления. (слайд 10)


3.МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой. (слайд 11)


4.АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. (слайд 12)


5.ТЕЛООФАЗА - формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез (слайд 13)


6. Биологическое значение митоза (слайд 14)


  1. Физкультминутка (1 мин) (слайд 15)


6. Закрепление (10 мин):


1 задание А сейчас работа в парах. У вас на партах лежит Статья «Амитоз» Предлагаю прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки.


Амитоз

Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе делится только ядро, причем без образования веретена деления, поэтому наследственный материал распределяется случайным образом. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают многоядерные клетки. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.

Для пометок

"V"- уже известно

"--"- противоречит представлению

"+"- является интересным и неожиданным

"?" - не ясно, возникло желание узнать больше.


Учитель. А сейчас обсудим прочитанную статью.

1. Что стало известно из этой статьи.

2. Какой материал был для вас новым.


  1. задание «Угадай стадию митоза». Рисунки со стадиями митоза.

Задание 3. (У) Установить правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза. Ответ записать буквами без пробелов.

А) распад ядерной оболочки

Б) утолщение и укорочение хромосом

В) выстраивание хромосом в центральной части клетки

Г) начало движения хромосом к центру

Д) расхождение хроматид к полюсам клетки

Е) формирование новых ядерных оболочек



7.Рефлексия (2 мин.)

Сегодня на уроке я узнал…



8. Домашнее задание (3 мин.) изучить параграф 2.14, письменно ответить на вопрос:

Творческое задание по выбору: 1)чем отличается митоз у растений и животных?

2)подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, «О причинах нарушений протекания процесса митоза».


Урок окончен. Отличного дня! Я была, рада встретится с вами!

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Деление клетки (митоз)".

Автор: Смирнова Юлия Александровна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по биологии " В мире прекрасного и вечного " презентация "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-mirie-priekrasnogho-i-viechnogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "129262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415650389"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства