Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ФГОС по биологии "Многообразие и значение грибов"»
Поурочный план на основе системно- деятельностного подхода.
Урок по биологии 5 класс ФГОС
Боклогова Т.Ф.
Учитель биологии МОБУ СОШ № 6
п.Прогресс, Новокубанский р-он.
Тема урока: Многообразие и значение грибов.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Образовательные: формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных
Развивающие: выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД:умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап выявления места и причины затруднения;
этап построения проекта выхода из затруднения;
физ. минутка;
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
1. Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности
(1 минута).
Сегодня нам предстоит работать над темой урока о которой говорится в стихотворении:
Их тело из тоненьких нитей слагается
Гифами нити те называются
В них нет хлорофилла
А в клеточных стенках- хитин
Хоть и не растения,
Но мы их едим.
Правда бывает наоборот
За счет человека организм тот живет
Ребята, попробуйте мне рассказать
Что нам на уроке предстоит изучать?
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Устная оценка учителя
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
(4 минуты)
Ребята, как вы считаете о каких организмах идет речь в стихотворении?
Тема урока: Многообразие и значение грибов.
Выдвигает проблему, сообщает тему урока
Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя
3.Этап выявления места и причины затруднения.
(4 минута)
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в царство грибов!
- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.
- Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.
обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Запись учащимися числа, темы урока.
Презентация проекта о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения.
Учащиеся конкретизируют цель урока
РегулятивныеУУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
(4 минуты)
Для того, чтобы нам узнать о многообразии грибов мы разделимся на четыре группы , каждая из которых выполнит своё задание.
Первая группа. С помощью учебника параграф14, используя текст стихотворения, определите какое строение имеют шляпочные грибы, подпишите
рисунок.
Шляпочный гриб под берёзою вырос
Плодовое тело его над землёй
А гифы грибницы соли добудут
И напоят весь гриб из почвы водой
Вторая группа. С помощью текста и рисунков учебника, используя текст стихотворения определите какие грибы изображены, в чем особенности их строения.
В магазине булочку вкусную купил
В пакетик целлофановый её я положил
Не вспоминал о булочке неделю напролет
И покрыл всю булочку плесневый налет
Третья группа. Какие паразитические грибы вы знаете? Что можете о них рассказать? Прочитав стихотворение ответьте на вопрос: «В чем заключается вред, наносимый деревьям грибом трутовиком?
На яблоньке гриб трутовик поселился
Я понял, что дереву не повезло
Через несколько лет
На гладеньком стволике
Появилось губительное дупло
Четвертая группа. Пользуясь учебником , используя текст стихотворения заполните таблицу.
Грибами питаются люди и звери
И зверь несъедобный гриб отличит
А людям напомню,
При сборе в лукошко
Не кладите тот гриб,
Что для вас ядовит.
Грибы сапрофиты-
они редуценты
И листья и веточки
все разлагают
Поэтому землю на несколько метров
Опавшие листья не покрывают.
Название
гриба
Роль гриба в природе
Роль гриба в жизни человека
Учитель раздаёт задание и справочный материал для каждой группы. При возникновении затруднений оказывает помощь.
Работая с учебником, справочными материалами учащиеся выполняют задание .
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
5. физкультминутка(пауза релаксации)
1 минута
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
6. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.
(7 минут)
1 группа – выполняют работу по изучению строения шляпочных грибов. Подписывают рисунок.
2 группа – с помощью учебника определяет какие грибы изображены на рисунке, отмечает особенности их строения.
3 группа – рассказывает о грибах паразитах и выясняет в чём заключается вред этих грибов для растений, животных и человека?
4 группа- по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека.
Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения
Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель этапа:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
«Итоговое тестовое задание»
1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:
А) способны к фотосинтезу
Г) питаются готовыми органическими веществами
У) поглощают пищу путём всасывания
2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:
Р) хитин
О) целлюлозу
Т) муреин
3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется
Ж) мицелий
Д) плодовое тело
И) микориза
4.Дрожжи размножаются
А) спорами
Б) почкованием
В) мицелием
5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Устная оценка учителя
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
3 минуты
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Я знал
Я узнал
Я хочу узнать
По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг
Учащиеся заполняют таблицу и шкалу
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
§14.
Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
в) сообщение о плесневых грибах;
г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
д) сказка собственного сочинения по теме урока.
Литература и ресурсы Интернета:
1.Биология. Бактерии, грибы, растения.6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника
2«Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя/Н.В. Дубинина,В.В.Пасечник.-М:Дрофа,2002.