kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Земноводные – древнейшие наземные позвоночные".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии  ГОСО РК, с использованием стратегии "Инсерт" технологии критического мышления через чтение и письмо. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Земноводные – древнейшие наземные позвоночные".»

Урок. Земноводные – древнейшие наземные позвоночные.



Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.



Тип урока: урок изучения нового материала

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный.

Используемые формы обучения: групповая, парах, индивидуальная



Психологический настрой.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

I.Стадия вызова

Создание проблемной ситуации.

«Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Многие люди считают , что от жаб бывают  бородавки, потому что кожа этих земноводных грубая и бугристая. От сельских жителей подчас можно услышать следующую фразу: «У меня на огороде жабы всю клубнику объели».

 Нам предстоит определить истину данного высказывания .

Учащиеся сами формулируют цель урока.

Ученикам предлагают прослушать «Звуки природы. Кваканье лягушек на пруду Лягушки». Какие ассоциации возникли у вас при прослушивании этой записи ?

Каждый ученик получает текст .Прочитать текст (Приложение 1.) и выделить из текста важные абзацы и предложения.

Стратегия «Инсерт».  На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.

ІІ.Осмысление

Индивидуальная работа.

Вставьте в текст пропущенные слова:

«Земноводные часть своей жизни проводят в _______, а часть на _______. Появляются они на свет из ______, которые самочка отложила в воду или во ________среду. В молодости все земноводные проходит стадию развития, которая называется _______. У всех личинок есть хвост и _____, которые похожи на очень разрезанные листочки. . Глаза защищены подвижными____. Орган слуха существенно усложнился: возник новый отдел-_____ . Его наружное отверстие затянуто _______ перепонкой Кожа выделяет слизь, которая сохраняет этим животным _______, и защищает от болезнетворных ________. Температура тела у амфибий ______, земноводные относятся к _________ животным. Органы чувств позволяют земноводным ориентироваться в воде и на суше. Земноводные различают предметы на ____ расстоянии, чем рыбы».

Лабораторная работа № 19 «Внешнее строение лягушки и ее скелет».

Цель: Изучить внешнее строение лягушки и ее скелет. Выявить особенности внешнего строения земноводных, связанные с водой и воздушной средой обитания.

Оборудование: влажный препарат лягушки,скелет лягушки,схематический рисунок внешнего строения и скелета лягушки, схематический рисунок внешнего строения и скелета рыбы; ее влажный препарат.

Работа в группах.

1 группа. По рисунку и влажному препарату лягушки и рыбы сделайте сравнительный анализ формы тела, отделов тела. Почему кожа лягушки покрыта не водой а слизью

2 группа. Сравниете отделы скелета лягушки и рыбы. Лягушке в воде наложили тугую повязку. Закрыли ей ноздри и рот. Задохнется ли лягушка? Подумайте, что человек смог сконструировать, изучая принципы внешнего строения лягушек? 

3 группа. Найдите во внешнем строении и скелете лягушки признаки, связанные с наземным образом жизни , и отметьте их.

Заполните таблицу : “Особенности внешнего строения земноводных, связанные с водой и воздушной средой обитания”.



Приспособления к водному существованию

Приспособления к наземному существованию.



Вывод:

Закрепление пройденного материала.

Тест

1. Лягушки дышат

а) трахеями б)кожей и жабрами в) кожей с) лёгкими и кожей

2. У лягушки сердце

а) однокамерное б) трёхкамерное в) двухкамерное с) четырёхкамерное

3. Тело лягушки состоит из

а) головы, груди, туловища б) головы, туловища

в) головы, туловища, хвоста с) головы, шеи, туловища

4. Обыкновенная квакша — представитель отряда

а) хвостатых земноводных б) бесхвостых земноводных

в) безногих земноводные с) двоякодышащих рыб

5. У большинства видов пресмыкающихся сердце состоит из…

а) двух камер с перегородкой б)трёх камер с неполной перегородкой в желудочке в)трёх камер с полной перегородкой в желудочке

с) четырёх камер
Рефлексия.

Пятерочка “ или «Пять пальцев»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею. 

«Мысль» - мизинец (какие знания я приобрел)

«Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» - большой (как я физически себя чувствовал)



Домашнее задание.прочитать параграф 48, стр195-198

 -Подготовить сообщение о земноводных, занесенных в Красную книгу Казахстана.

-Найти  загадки, народные приметы, связанные с лягушками .

Подведение итогов и выставление оценок.









Приложение 1.



Тип Хордовые. 
Подтип позвоночные.
Класс земноводные.

Первые наземные позвоночные, которые одинаково хорошо чувствуют себя в двух средах жизни: наземно-воздушной и водной. Это самая малочисленная группа позвоночных животных их насчитывается 4 тыс. видов.

Среда обитания.

Живут земноводные в сырых местах: в болотах, влажных лесах, на лугах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. На суше встречаются в основном взрослые особи, а размножение, рост, развитие личинок происходит в воде. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду некоторые виды лягушек прячутся от солнца, зато после его захода или в мокрую, дождливую погоду наступает время их охоты. Другие виды живут в воде или у самой воды, поэтому они охотятся и днем.

Активны лягушки в теплое время года. С наступлением осени они уходят на зимовку. Например, травяная лягушка зимует на дне незамерзающих водоемов, в верховьях рек и ручьев, скапливаясь десятками и сотнями особей, промерзают вместе с водой, а с наступлением тепла приступают к активному образу жизни. Остромордая лягушка на зимовку забирается в трещины почвы.

Холоднокровные животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды, поэтому в зимнее время они впадают в состояние анабиоза.

Анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.

Внешнее строение земноводных.

Тело лягушки короткое, большая плоская голова без границ переходит в туловище. В отличие от рыб голова земноводных подвижно сочлена с туловищем. Хотя у лягушки нет шеи, поэтому она может чуть наклонять голову. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищены веками: кожистыми – верхними, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развита у лягушки в связи с ее наземным образом жизни. Впереди глаз на голове заметна пара ноздрей. Это не только отверстия органов обоняния. Лягушки дышат атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через ноздри. Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду, она выставляет их наружу. При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды. Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха – барабанная перепонка. Внутреннее ухо лягушки, также как и у рыб, помещается в костях черепной коробки. У лягушки хорошо развиты парные конечности – передние и задние ноги. Каждая конечность состоит из трех главных отделов. В передней ноге различают: плечо, предплечье, кисть. Кисть у лягушки заканчивается четырьмя пальцами (пятый недоразвит). В задней конечности эти отделы называются бедром, голенью, стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно соединены между собой при помощи суставов. Задние ноги длиннее и сильнее передних они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро выпрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимая к телу.

Кожа у всех земноводных голая. У лягушки она всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Вода из окружающей среды попадает в организм лягушки через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьет.

Опорно-двигательная система.

Скелет состоит из тех же отделов, что и скелет рыб, однако в связи с полуводным образом жизни и развитием ног он отличается рядом особенностей.

В отличие от рыб у лягушки имеется шейный позвонок. Он подвижно сочленен с черепом. За ним следуют туловищные позвонки с боковыми отростками (ребра у лягушки не развиты). Шейный и туловищный позвонки имеют верхние дуги, защищающие спинной мозг. На конце позвоночника у лягушки помещается длинная хвостовая кость. У тритонов и других хвостатых земноводных этот отдел позвоночника состоит из большого числа подвижно сочлененных между собой позвонков.

В черепе лягушки меньше костей, чем у рыбы. В связи с легочным дыханием у лягушки нет жабр.

Скелет конечностей соответствует их расчленению на три отдела и связан с позвоночником посредством костей поясов конечностей. Пояс передних конечностей – грудина, две вороньих кости. Две ключицы и две лопатки – имеет вид дуги и расположен в толще мускулатуры. Пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и прикрепляется плотно к позвоночнику. Он служит опорой задним конечностям.

Дыхательная.

Дышит лягушка атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа. Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых совершается газообмен. Легкие развиты слабо, и кожное дыхание для нее также важно, как и легочное. В воде лягушка полностью переходит на кожное дыхание.

Кровеносная система.

Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех камер: желудочка и двух предсердий. Сокращаются поочередно – то предсердия, то желудочек.

Нервная.

Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия – большие полушария. Тело близко расположено к земле и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит слабее, чем у рыб.

Размножение земноводных.

Раздельнополые. С наступлением весны, земноводные просыпаются и вскоре приступают к размножению. Самцы некоторых видов громко квакают. Усилению звуков способствую особые мешки – резонаторы. При размножении животные разбиваются попарно. Половые клетки по трубчатым протокам попадают в клоаку, а оттуда попадают наружу. Самки откладывают икру похожую на икру рыб. Самцы выпускают на нее жидкость содержащую сперматозоиды.

Через некоторое время оболочка каждой икринки разбухает и превращается в студенистый прозрачный слой, внутри которого видно яйцо. Верхняя половина его темная, а нижняя светлая: темная часть яйца лучше использует солнечные лучи и сильнее нагревается. Комки икры у многих видов лягушек всплывают на поверхность, где вода теплее.

Низкая температура задерживает развитие. Если погода теплая, яйцо многократно делится и превращается в многоклеточный зародыш. Через одну-две недели из икринки вылупляется личинка лягушки – головастик. Внешне она напоминает маленькую рыбку с большим хвостом.

Происхождение земноводных.

Ученые установили, что первые земноводные появились более 300 млн. лет назад. Их предками были пресноводные кистеперые рыбы. Сравнение скелета плавников вымерших кистеперых со скелетом конечностей земноводных говорит об их большом сходстве. Предполагают, что вымершие пресноводные кистеперые рыбы имели легкие. Они жили в мелких озерах и речках, могли переползать из одного водоема в другой при помощи своих мускулистых плавников. От этих рыб и произошли первые наземные позвоночные – древние хвостатые земноводные. Бесхвостые появились позднее и произошли от древних хвостатых земноводных.

200 млн. назад Землю покрывали огромные болота. Этот период был наиболее благоприятным для развития земноводных.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии "Земноводные – древнейшие наземные позвоночные".

Автор: Аубакирова Анаргуль Мусовна

Дата: 11.03.2017

Номер свидетельства: 399243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Путешествие  в страну земноводных" "
    ["seo_title"] => string(38) "putieshiestviie-v-stranu-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "159606"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421927854"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока химии 7 класс "Итоговая контрольная работа""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_khimii_7_klass_itogovaia_kontrolnaia_rabota"
    ["file_id"] => string(6) "511594"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1558420781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства