kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Неповторимая планета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс

Неповторимая планета.

Автор: Вахонина Т.Ф.- учитель биологии, природоведения.

Тип урока; комбинированный.

Место урока в теме: к моменту проведения урока школьники изучили водную и воздушную оболочки Земли, материки и океаны.  Это последний урок в теме «Земля». Данное занятие знакомит с уникальностью планеты. Настоящий урок является завершающим в изучении особенностей Земли.

Дидактические задачи: изучение  нового материала  об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни.

Образовательные задачи: актуализация и формирование знаний о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах обеспечивающих существование жизни на Земле.

Развивающие задачи: развивать монологическую речь учащихся, критическое,  образное и логическое мышление, формировать интерес к предмету через познавательную активность.

Воспитательные задачи; воспитывать  навык культуры труда,  убеждения и материалистические понятия, осуществлять экологическое и эстетическое воспитание.

Методы; объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, частично-поисковый.

Приёмы: тестовый опрос, эвристическая беседа, лабораторная работа, работа в рабочей тетради, практическая работа,  поисковая игра.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: тетрадь, карта полушарий, лабораторное оборудование.

Обоснование выбора методов и средств: содержание отобрано с учётом
принципов доступности, логичности, наглядности, проблемности. Достаточное
количество наглядности работает на усиление мотивации. Задания по
продолжительности и эмоциональности подачи проводится с учетом возрастных
особенностей и рассчитаны на достаточную степень сформированности логического,
образного и аналитического мышления.

Стремление учеников познать новое формируется через игровую форму. Создание атмосферы учебной деятельности, в которой пятиклассники сами разрешают проблемные, поисковые и эвристические задания позволяет лучше усваивать материал. А так же актуализация знаний. полученных раннее, и конструктивное их применение помогают узнать новое о родной планете. Сотрудничество в ходе групповой  работы развивает коммуникативные качества и позволяет осуществлять взаимоконтроль.

На данном уроке используется прикладная программа Microsoft Оffice Роwег Роint. Мультимедийная презентация рассчитана на учеников 5 класса, которые  только начали изучать информатику. Программа Power Point позволяет более наглядно и красочно продемонстрировать ученикам  новый материал. Персональные задания для работы в микрогруппах дублируются на экране для всего класса.

Повторение в вариативных формах позволяет закрепить и осмыслить полученный материал. Задание с элементами критического мышления развивает наблюдательность и биологическую зоркость.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Неповторимая планета"»

1

5 класс

Неповторимая планета.

Автор: Вахонина Т.Ф.- учитель биологии, природоведения.

Тип урока; комбинированный.

Место урока в теме: к моменту проведения урока школьники изучили водную и воздушную оболочки Земли, материки и океаны. Это последний урок в теме «Земля». Данное занятие знакомит с уникальностью планеты. Настоящий урок является завершающим в изучении особенностей Земли.

Дидактические задачи: изучение нового материала об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни.

Образовательные задачи: актуализация и формирование знаний о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах обеспечивающих существование жизни на Земле.

Развивающие задачи: развивать монологическую речь учащихся, критическое, образное и логическое мышление, формировать интерес к предмету через познавательную активность .

Воспитательные задачи; воспитывать навык культуры труда, убеждения и материалистические понятия, осуществлять экологическое и эстетическое воспитание.

Методы; объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, частично-поисковый.

Приёмы: тестовый опрос, эвристическая беседа, лабораторная работа, работа в рабочей тетради, практическая работа, поисковая игра.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: тетрадь, карта полушарий, лабораторное оборудование .

Обоснование выбора методов и средств: содержание отобрано с учётом
принципов доступности, логичности, наглядности, проблемности. Достаточное
количество наглядности работает на усиление мотивации. Задания по
продолжительности и эмоциональности подачи проводится с учетом возрастных
особенностей и рассчитаны на достаточную степень сформированности логического,
образного и аналитического мышления.

Стремление учеников познать новое формируется через игровую форму. Создание атмосферы учебной деятельности, в которой пятиклассники сами разрешают проблемные, поисковые и эвристические задания позволяет лучше усваивать материал. А так же актуализация знаний. полученных раннее, и конструктивное их применение помогают узнать новое о родной планете. Сотрудничество в ходе групповой работы развивает коммуникативные качества и позволяет осуществлять взаимоконтроль .

На данном уроке используется прикладная программа Microsoft Оffice Роwег Роint. Мультимедийная презентация рассчитана на учеников 5 класса, которые только начали изучать информатику. Программа Power Point позволяет более наглядно и красочно продемонстрировать ученикам новый материал. Персональные задания для работы в микрогруппах дублируются на экране для всего класса.

Повторение в вариативных формах позволяет закрепить и осмыслить полученный материал. Задание с элементами критического мышления развивает наблюдательность и биологическую зоркость.




2

Этапы урока

Работа учителя

Работа учащихся

I.

Оргмомент.

Отмечаются отсутствующие.

Реализация функций дежурных.

II.

Мотивационно-целевой.

Сегодня (число) мы с вами отправляемся в космическое путешествие.

Руководство будет осуществляться Центром управления полетом.. Все вы космонавты. Гости провожают нас в путешествие. Во время которого

1- мы проведем свое космическое расследование ;

2- дадим оценку исследуемой планете.


Ввод в урок.

Настрой на урок

Знакомятся с формой работы на уроке.

Организация работы.

III.

Оценочно- целевой.

1. Проверка знаний.

Люди, которым придется встретиться с цивилизациями других галактик, должны быть грамотными.

Поэтому для начала откроем свои бортовые журналы и пройдем допуск-контроль. Подчеркнем на листочках «тест-допуск» все номера правильных ответов на предложенные вопросы.

Тестовый опрос

1. Вода занимает ¾ поверхности Земли.

2. Океаны Земли ни как не связаны между собой.

3. Вода в морях и океанах пресная.

4. В реках, озерах, болотах содержится 96 % всех вод Земли.

5. Ледники - это скопление пресного льда на суше.

6. Антарктида и Гренландия покрыты огромными ледяными панцирями.

7. Подземные воды никогда не выходят на поверхность.

8. Вода в атмосфере – это водяной пар, капельки воды, кристаллики льда.

9. Материки и острова делят Мировой океан на отдельные океаны.

10. Гидросфера – это водная оболочка Земли.




Диагностируют свои знания .

Тест выполнен. Проверяем правильные ответы.

Записываем в бортовом журнале: «допуск пройден» или «допуск не пройден»

Поднимите руки те, кто ответил на 1,2 вопроса. Они не смогли пройти предполетный контроль. Все кто ответил на 3 и более вопросов к полету допущены.

Сдают листочки, проводят самопроверку работы














2. Актуализация знаний.

В космическое пространство отправляется 1 корабль с тремя командами: «штурманов», «исследователей», «наблюдателей». Все команды имеют свои индивидуальные задания.

«Штурманы» отвечают на вопросы по ориентированию в Солнечной системе и на физической карте Земли.

«Исследователи» проводят анализ веществ.

«Наблюдатели» анализируют имеющуюся информацию.

Обеспечение мотивации. Знакомство с целью учебно-познавательной деятельности.

Ситуации мыслительного напряжения.

-каждая пара космонавтов заполняет свой бортовой журнал

Подготовка к основному этапу занятия.

Работа по заданиям «Бортового журнала» в парах.


IV.

Операционно-познавательный.

  1. Мотивация.


Когда огонь полдневного светила

Лучами в землю упирается, светясь,

Мне кажется, что золотые жилы

Удерживают неба и планеты связь.

(Д. Цэдэв)






Чтение текста на слайде





Читают стихотворение


-Поясните высказывание?


Эвристический вопрос

Выявление причинно-следственных связей


- особенности планеты, позволяющие существовать на ней жизни.

- Какие особенности, вы сегодня называли их, дали возможность для развития жизни?

-сегодня мы познакомимся с особенностями делающими планету неповторимой.

Осознать цель урока. Повторяют особенности планеты из известного ранее материала.





2. Объяснение нового материала.

Если бы мы отправились в путешествие несколько миллионов лет назад, то какую картину могли наблюдать на родной планете.

Просмотр видеофрагмента

Всегда ли Земля была такой как сейчас?(проблемный вопрос)

Какой была поверхность Земли в древности?




Сравнительный анализ


Повторяют особенности планеты из известного ранее материала.




Рассказ учителя об уникальных

особенностях Земли.

Существованию жизни способствует ряд особенностей: определенное расстояние от Солнца, скорость вращения вокруг собственной оси-24 часа, наличие атмосферы, больших запасов воды, существование почвы.


-Объяснение с вариативным подходом.

- Проблемный диалог

-Демонстрация

-Визуализация

Объяснение

Критический выбор



Выделение главных частей

Объясняют особенность исходя из имеющихся фактов.


Зарядка

Кружит, вертится планета

Вкруг своей оси

Чуть быстрее- будет холод,

Медленней- жара

Скорость нужная всегда

Обеспечит смену ночью дня.

- А какая скорость Земли обеспечивает смену ночью дня?

Проговаривает слова, показывает движения.

Ученики повторяют движения


Казалось бы все условия есть на Земле для существования жизни





Просмотр видеофрагмента


Мозговой штурм.

Почему долгое время Земля была необитаема?


Мыслительное затрудние-неразрешенная проблема.




«Прозрачный щит».

При чтении текста отмечают, «что знают», «что узнали», « что хотели бы узнать».

Текст с новой информацией позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся. Закладывает основы критического мышления.

Критический выбор. Слушают, делают пометки на листочках. Сравнивают, анализируют текст. Делают выводы.


V.

Оценочно-рефлексивный.

  1. Закрепление.






С помощью схемы в рабочей тетради объясните устно, почему на Земле происходит смена дня и ночи, смена времен года.

Анализ рисунка

Работа в рабочей тетради(№1)


-Так в чем же неповторимость Земли?

Вопрос дать развернутый ответ.

Выделяют главные особенности


-Какова роль зеленых растений?

Фронтальная беседа
Актуализация новых знаний. Анализ текста с пояснением. Найдите в тексте учебника и зачитайте ответ.

Зачитывают ответ из текста учебника, поясняют его.


Напутствие.
Земля богата всем необходимым для человека и его жизни . Богатство требует бережливости.

Я сорвал цветок- и он увял.

Я поймал мотылька- и он умер у меня в ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

(Паволос Оргас Гнездослав)


Чтобы сохранить землю и все живое на ней, необходимо научиться жить в гармонии с природой. Начало этого пути в душе каждого из нас.

Высказывают свое мнение



2. Выставление оценок за урок.

Центр управления полетом подводит итоги нашего путешествия.

Выставляются оценки за работу в микрогруппах, за дополнения на уроке и активность.

Подают дневник.


VI.

Домашнее задание.
Учить стр. 97, 98.

В рабочей тетради № 3

Творческое задание № 4.5 (рисунок или мини-рассказ «Удивительное на Земле»)


Запись на доске.


записывают в дневниках.


VII.

Оргмомент
Убираем оборудование.
Благодарю за работу и активное участие каждого ученика.

Воспитание аккуратности. Оцениваю активную работу и участие каждого ученика.

Реализация обязанностей дежурных.
Диагностика настроения учащихся.




Тест –допуск. Подчеркните правильные ответы.


1. Вода занимает ¾ поверхности Земли.

2. Океаны Земли ни как не связаны между собой.

3. Вода в морях и океанах пресная.

4. В реках, озерах, болотах содержится 96 % всех вод Земли.

5. Ледники - это скопление пресного льда на суше.

6. Антарктида и Гренландия покрыты огромными ледяными панцирями.

7. Подземные воды никогда не выходят на поверхность.

8. Вода в атмосфере – это водяной пар, капельки воды, кристаллики льда.

9. Материки и острова делят Мировой океан на отдельные океаны.

10. Гидросфера – это водная оболочка Земли.


(Правильные ответы

1. Вода занимает ¾ поверхности Земли.

2. Океаны Земли ни как не связаны между собой.

3. Вода в морях и океанах пресная.

4. В реках, озерах, болотах содержится 96 % всех вод Земли.

5. Ледники - это скопление пресного льда на суше.

6. Антарктида и Гренландия покрыты огромными ледяными панцирями.

7. Подземные воды никогда не выходят на поверхность.

8. Вода в атмосфере – это водяной пар, капельки воды, кристаллики льда.

9. Материки и острова делят Мировой океан на отдельные океаны.

10. Гидросфера – это водная оболочка Земли.)









Бортовой журнал “Штурманов”.


1.Тест-допуск:_________________________________________________________________


2.Вопросы команде “Штурманов”

1)Проложите маршрут. В котором необходимо назвать географические объекты Земли по порядку цифр

2) Исправьте ошибки в бортовом журнале.

Из нашей ракеты было хорошо видно все 5 материков Земли. Самый большой из них Африка, на котором ярким пятном красовались высочайшие горы Кордильеры. Все материки омывал единый Южный океан.


3) Укажите в космическом адресе:

-Положение планеты по счету от звезды;

-Название звездной системы;

-Название Галактики.


4)Назовите по порядку планеты Солнечной системы


5) Заполните таблицу для всех планет Солнечной системы и определите наиболее подходящие условия для жизни на разных планетах с учетом температуры.

Название планеты

Температура на планете

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.



3.Заполните таблицу по тексту

Прозрачный щит.

Без атмосферы организмы не могли бы выжить при резких перепадах температур и атак метеоритов из космоса. Окружая Землю слоем толщиной в несколько километров атмосфера защищает живые существа. В нижних слоях атмосферы ветры распределяют тепло, получаемое от Солнца. На высоте 20-30 километров над поверхностью Земли формируется тонкий слой озона, который играет роль экрана, защищающего нас от ультрафиолетового излучения, в больших дозах вредного для здоровья. Ультрафиолетовые лучи теряют энергию, разбивая молекулу кислорода кислорода до двух атомов, каждый присоединится к молекуле кислорода и получится молекула озона, состоящая из трех атомов кислорода. В отсутствие озонового слоя все живые организмы на Земле погибнут. Ученые всех стран обеспокоены появлением озоновых «дыр» , проводят космические исследования атмосферы.

Знаю

Узнал

Хочу узнать













Бортовой журнал “Исследователей ”.

1.Тест-допуск:_________________________________________________________________


2.Вопросы команде “Исследователей ”

1). Определите горную породу.
Это рыхлая горная порода из которой производят игрушки, цветочные горшки и домашнюю посуду про которую сложена загадка:

Родился я в каменой горе,
Крестился я в огненной реке,
Вывели меня на торжище,
И стал ухват мой дружище.


2). Это осадочная горная порода, формируется из обломков других горных пород, хорошо пропускает воду, благодаря чему является природным фильтром.


3). Определите данные вещество по загадке:
От огня происхожу,
От огня умираю,
Брось на землю,
Хорошо удобряю.


4). Это вещество образуется из навоза,
соломы, опавших листьев.
Когда полежит , попреет то
превратится в питательную смесь,
дающую плодородие земле.


5). Определите животное по загадке:
Дождь пройдёт,
Я покажусь,
Ну, а так
Всегда тружусь
Рыхлю, копаю

Землю удобряю


3.Заполните таблицу по тексту

Прозрачный щит.

Без атмосферы организмы не могли бы выжить при резких перепадах температур и атак метеоритов из космоса. Окружая Землю слоем толщиной в несколько километров атмосфера защищает живые существа. В нижних слоях атмосферы ветры распределяют тепло, получаемое от Солнца. На высоте 20-30 километров над поверхностью Земли формируется тонкий слой озона, который играет роль экрана, защищающего нас от ультрафиолетового излучения, в больших дозах вредного для здоровья. Ультрафиолетовые лучи теряют энергию, разбивая молекулу кислорода кислорода до двух атомов, каждый присоединится к молекуле кислорода и получится молекула озона, состоящая из трех атомов кислорода. В отсутствие озонового слоя все живые организмы на Земле погибнут. Ученые всех стран обеспокоены появлением озоновых «дыр» , проводят космические исследования атмосферы.

Знаю

Узнал

Хочу узнать











Бортовой журнал «Наблюдателей».

1.Тест-допуск:_________________________________________________________________


2.Вопросы команде “Наблюдателей”

1) Подчеркните какие параметры погоды необходимо учитывать для взлета нашего корабля: температура; климат; влажность; облачность; параметры атмосферы; параметры гидросферы; осадки; направление и скорость ветра; время суток.

2) Заполните таблицу и определите наиболее подходящие условия для жизни на разных планетах с учетом наличия и состава атмосферы.

Название планеты

Наличие и состав атмосферы

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.



3)Дополните таблицу распределения воды на Земле


Состав гидросферы


-Мировой океан

-

-

1.

1.Капельки воды

1.Ледники

2.

2.

2.Подземные воды

3.

3.

3.

4.


4.

5.

5.


4) Является ли вода «колыбелью» жизни ?

5) Почему атмосферу называют «воздушной одеждой» Земли ?


3.Заполните таблицу по тексту

Прозрачный щит.

Без атмосферы организмы не могли бы выжить при резких перепадах температур и атак метеоритов из космоса. Окружая Землю слоем толщиной в несколько километров атмосфера защищает живые существа. В нижних слоях атмосферы ветры распределяют тепло, получаемое от Солнца. На высоте 20-30 километров над поверхностью Земли формируется тонкий слой озона, который играет роль экрана, защищающего нас от ультрафиолетового излучения, в больших дозах вредного для здоровья. Ультрафиолетовые лучи теряют энергию, разбивая молекулу кислорода кислорода до двух атомов, каждый присоединится к молекуле кислорода и получится молекула озона, состоящая из трех атомов кислорода. В отсутствие озонового слоя все живые организмы на Земле погибнут. Ученые всех стран обеспокоены появлением озоновых «дыр» , проводят космические исследования атмосферы.

Знаю

Узнал

Хочу узнать











КОНСТРУКТОР УРОКА.


Приемы педагогической техники по А. Гину.



Этап урока

Раздел урока

Основной функциональный блок

I. Оргмомент,


II. Мотивационно-целевой

1.

Начало урока

Фантастическая добавка

III. Оценочно-целевой


1. Проверка знаний

2.

Контроль домашнего задания


Фактологический тест

3.

Проверка теста


Самооценка

III. Оценочно-целевой


2. Актуализация знаний


4.

Индивидуальные задания микрогруппам:

«Штурманы»

«Наблюдатели»

«Исследователи»

Расширенный опрос-опора.

Ориентирование

Анализ информации

«Черный ящик»

IV. Операционно-познавательный


1. Мотивация.

5.

Наша цель


Познавательная потребность

6.

Эвристический вопрос

Открытая проблема

IV. Операционно-познавательный


2.Объяснение нового материала

7.

Объяснение нового материала

Проблемный диалог

Демонстрация

Визуализация

Объяснение

Критический выбор


V. Оценочно-рефлексивный


Закрепление


8.

Закрепление

Тренинг

9.

Повторение с расширением

Анализ визуальной модели

10.

Контроль

Самостоятельное задание

11.

Экологическое включение

Комментирование

VI. Домашнее задание


12.

Домашнее задание

Три уровня

-обязательное

-тренировочное

-творческое

VII. Оргмомент

13.

Конец урока

«Своя оценка»

14.

Завершение

Опрос-итог













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии "Неповторимая планета"

Автор: Вахонина Татьяна Федоровна

Дата: 02.09.2017

Номер свидетельства: 427106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_klass_paukoobraznyie_ikh_mnoghoobraziie_i_"
    ["file_id"] => string(6) "387657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486208235"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства