Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены"»
Урок: №3.
Класс 8.
Предмет: биология.
Дата проведения: _______________________
Тема урока: Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены.
Лабораторная работа № 1. Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей, либо электронной версии «Строение тканей».
Тип урока:комбинированный.
Цель: познакомить учащихся со строением клеток и их функциями организма человека.
Образовательные: расширитьзнания школьников о строение и функции основных органоидов клетки;
Развивающие: развивать способности анализировать предложенную информацию, умения высказывать свое мнение, обобщать, делать самостоятельно выводы, самостоятельно работать с дополнительной литературой и учебником, выполнять лабораторные задания;
Воспитательные:воспитывать умения работать в группах и парах, умения выслушивать мнение друг друга, самостоятельно работать с источником информации, интереса к изучению биологии через использование л\о.
Социализирующий аспект: необходимость знаний о строении и функциях органоидов в клетке.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный метод (при решении биологических задач и заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.
Карточки по вариантам по теме: «Топография внутренних органов».
III.Изучение нового материала.
Вам известно, что все живые организмы состоят из клеток. Организм человека – целостная, саморегулирующаяся, сложная система, состоящая из миллионов клеток. Клетка – основная структурная единица организма. По форме клетки организма человека бывают круглыми, удлиненными, плоскими, четырехгранными, многогранными, призмовидными и др. Размеры и формы клеток зависят от выполняемой ими функции.
***Работа с текстом, заполнение таблицы «Органоиды клетки».
Название органоида
Особенности строения
Функции
Плазматическая мембрана (с лат. мембрана – оболочка) покрывает клетку снаружи (рис. 2). Она состоит из жиров и белков. У растений клетка поверх плазматической мембраны окружена еще твердой и прочной клеточной стенкой, образованной микроволокнами целлюлозы. У животных и человека клеточная стенка отсутствует, имеется только плазматическая мембрана.
Функции и свойства мембраны:
1) через поры в мембране проходят все питательные вещества и выводятся ненужные конечные продукты;
2) обладает избирательной и односторонней проницаемостью;
3) обеспечивает взаимосвязь клетки и окружающей среды.
Многие вещества проникают не только внутрь клетки, но и в соседние клетки. Цитоплазмы соседних клеток сообщаются между собой через поры.
Цитоплазма (с греч. цитос – клетка, плазма – вылепленное) – вязкая жидкость, заполняющая пространство между мембраной и ядром; необходимая часть клетки. В цитоплазме происходят все обменные процессы, обеспечивается жизнедеятельность. Цитоплазма в клетке постоянно находится в движении. Если повышается температура окружающей среды, то движение цитоплазмы становится активным, при понижении оно замедляется. При повышенной температуре процесс обмена веществ ускоряется.
Ядро располагается в центре клетки. Форма ядра бывает округлой, палочковидной, в виде фасоли. В эритроцитах (красные клетки крови) и тромбоцитах (кровяные пластинки) ядер не бывает. Снаружи ядро покрыто двухслойной мембраной, которая отделяет его от цитоплазмы. Внутри ядра находится ядерная жидкость. На ядерной мембране имеются поры, через которые оно сообщается с цитоплазмой. Ядерная мембрана регулирует движение веществ (проникновение и вывод из ядра). В ядерном соке находятся хромосомы и ядрышки.
Хромосома (с греч. хрома – цвет, сома – тело) – палочковидное образование ядра, сохраняющее наследственную информацию. У человека количество хромосом постоянное – 46 (23 пары). Участки хромосом называют генами. Гены располагаются по длине хромосомы, т. е. хромосомы состоят из генов, как бусы из бусинок. Они передают наследственные признаки из поколения в поколение.
Ядрышко – плотное образование (тело). В некоторых клетках оно может изменять свою форму и структуру. Во время деления ядрышко разрушается, затем вновь формируется.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – образование, состоящее из тесно прилегающих друг к другу канальцев и цистерн, отделенных от цитоплазмы одной мембраной. Различают гладкую и шероховатую, или гранулярную, ЭПС. На шероховатойЭПС находятся рибосомы. Гладкая ЭПС участвует в обмене жиров и полисахаридов. Канальцы и цистерны ЭПС обеспечивают взаимосвязь между различными органоидами клетки.
Рибосомы – мелкие, зерновидные органоиды, свободно располагающиеся в цитоплазме или на шероховатой ЭПС. Они осуществляют синтез белка.
Митохондрии присутствуют во всех живых клетках. По форме они могут быть округлыми, овальными, удлиненными, палочковидными или нитевидными. В клетке бывают десятки, тысячи митохондрий. Снаружи митохондрии покрыты двухслойной мембраной. Наружная мембрана гладкая, внутренняя – шероховатая, имеет выросты.
Лизосомы (с греч. лизео – растворяю, сома – тело) – мелкие тела округлой и овальной формы, окруженные мембраной. Содержат до 40 ферментов, под воздействием которых расщепляются белки и полисахариды.
Аппарат Гольджи – сложная сеть сосудов, расположенных вокруг ядра, окружающая центриоли. Обеспечивает транспорт веществ в клетке, вывод из клетки конечных продуктов.
Центриоли – два маленьких тела цилиндрической формы, расположенных вблизи аппарата Гольджи. При делении клетки в начальной фазе две центриоли расходятся друг от друга к двум полюсам клетки. Между ними появляются веретеновидные нити.
Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека».
Цель: изучить строение тканей организма человека.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Ход работы:
Эпителиальная (покровная) ткань, или эпителий, представляет собой пограничный слой клеток, который выстилает покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также составляет основу многих желез. Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой. Клетки эпителия плотно соединены друг с другом и образуют механический барьер, препятствующий проникновению микроорганизмов и чужеродных веществ внутрь организма. Клетки эпителиальной ткани живут непродолжительное время и быстро заменяются новыми (этот процесс именуется регенерацией).
Эпителиальная ткань участвует и во многих других функциях: секреции (железы внешней и внутренней секреции), всасывании (кишечный эпителий), газообмене (эпителий легких).
Соединительная ткань СОстоит из клеток, межклеточного вещества и соединительнотканных волокон. Из нее состоят кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир, она есть во всех органах (рыхлая соединительная ткань) в виде так называемой стромы (каркаса) органов.
Мышечная ткань. Мышечные клетки называют мышечными волокнами, потому что они постоянно вытянуты в одном направлении.
Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.
Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы. Их мы можем сокращать по своему желанию.
Нервная ткань. Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.
Заполните таблицу
Тип ткани
Особенности строения
рисунок
функции
Вывод к лабораторной работе.
IY. Закрепление нового материала.
Что такое клетка?
Назовите органоиды клетки?
Что такое ядро?
Что такое мембрана?
Что такое хромосома?
Y.Рефлексия.
Знаю не знаю хотелось бы знать
Домашнее задание: §4, отв на вопросы А,В,С задание, таблица