kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок соответствует стандартам ГОСО, составлен в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены"»

Урок: №3.

Класс 8.

Предмет: биология.

Дата проведения: _______________________

Тема урока: Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены.

Лабораторная работа № 1. Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей, либо электронной версии «Строение тканей».

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со строением клеток и их функциями организма человека.

Образовательные: расширить знания школьников о строение и функции основных органоидов клетки;

Развивающие: развивать способности анализировать предложенную информацию, умения высказывать свое мнение, обобщать, делать самостоятельно выводы, самостоятельно работать с дополнительной литературой и учебником, выполнять лабораторные задания;

Воспитательные: воспитывать умения работать в группах и парах, умения выслушивать мнение друг друга, самостоятельно работать с источником информации, интереса к изучению биологии через использование л\о.

Социализирующий аспект: необходимость знаний о строении и функциях органоидов в клетке.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный метод (при решении биологических задач и заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Оборудование: презентация, таблица «Строение клетки», интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- приветствие, создание КС

- проверка готовности к уроку

II.Проверка домашнего задания.

Карточки по вариантам по теме: «Топография внутренних органов».

III.Изучение нового материала.

Вам известно, что все живые организмы состоят из клеток. Организм человека – целостная, саморегулирующаяся, сложная система, состоящая из миллионов клеток. Клетка – основная структурная единица организма. По форме клетки организма человека бывают круглыми, удлиненными, плоскими, четырехгранными, многогранными, призмовидными и др. Размеры и формы клеток зависят от выполняемой ими функции.

***Работа с текстом, заполнение таблицы «Органоиды клетки».

Название органоида

Особенности строения

Функции




Плазматическая мембрана (с лат. мембрана – оболочка) покрывает клетку снаружи (рис. 2). Она состоит из жиров и белков. У растений клетка поверх плазматической мембраны окружена еще твердой и прочной клеточной стенкой, образованной микроволокнами целлюлозы. У животных и человека клеточная стенка отсутствует, имеется только плазматическая мембрана.

Функции и свойства мембраны:

1) через поры в мембране проходят все питательные вещества и выводятся ненужные конечные продукты;

2) обладает избирательной и односторонней проницаемостью;

3) обеспечивает взаимосвязь клетки и окружающей среды.

Многие вещества проникают не только внутрь клетки, но и в соседние клетки. Цитоплазмы соседних клеток сообщаются между собой через поры.

Цитоплазма (с греч. цитос – клетка, плазма – вылепленное) – вязкая жидкость, заполняющая пространство между мембраной и ядром; необходимая часть клетки. В цитоплазме происходят все обменные процессы, обеспечивается жизнедеятельность. Цитоплазма в клетке постоянно находится в движении. Если повышается температура окружающей среды, то движение цитоплазмы становится активным, при понижении оно замедляется. При повышенной температуре процесс обмена веществ ускоряется.

Ядро располагается в центре клетки. Форма ядра бывает округлой, палочковидной, в виде фасоли. В эритроцитах (красные клетки крови) и тромбоцитах (кровяные пластинки) ядер не бывает. Снаружи ядро покрыто двухслойной мембраной, которая отделяет его от цитоплазмы. Внутри ядра находится ядерная жидкость. На ядерной мембране имеются поры, через которые оно сообщается с цитоплазмой. Ядерная мембрана регулирует движение веществ (проникновение и вывод из ядра). В ядерном соке находятся хромосомы и ядрышки.

Хромосома (с греч. хрома – цвет, сома – тело) – палочковидное образование ядра, сохраняющее наследственную информацию. У человека количество хромосом постоянное – 46 (23 пары). Участки хромосом называют генами. Гены располагаются по длине хромосомы, т. е. хромосомы состоят из генов, как бусы из бусинок. Они передают наследственные признаки из поколения в поколение.

Ядрышко – плотное образование (тело). В некоторых клетках оно может изменять свою форму и структуру. Во время деления ядрышко разрушается, затем вновь формируется.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – образование, состоящее из тесно прилегающих друг к другу канальцев и цистерн, отделенных от цитоплазмы одной мембраной. Различают гладкую и шероховатую, или гранулярную, ЭПС. На шероховатой ЭПС находятся рибосомы. Гладкая ЭПС участвует в обмене жиров и полисахаридов. Канальцы и цистерны ЭПС обеспечивают взаимосвязь между различными органоидами клетки.

Рибосомы – мелкие, зерновидные органоиды, свободно располагающиеся в цитоплазме или на шероховатой ЭПС. Они осуществляют синтез белка.

Митохондрии присутствуют во всех живых клетках. По форме они могут быть округлыми, овальными, удлиненными, палочковидными или нитевидными. В клетке бывают десятки, тысячи митохондрий. Снаружи митохондрии покрыты двухслойной мембраной. Наружная мембрана гладкая, внутренняя – шероховатая, имеет выросты.

Лизосомы (с греч. лизео – растворяю, сома – тело) – мелкие тела округлой и овальной формы, окруженные мембраной. Содержат до 40 ферментов, под воздействием которых расщепляются белки и полисахариды.

Аппарат Гольджи – сложная сеть сосудов, расположенных вокруг ядра, окружающая центриоли. Обеспечивает транспорт веществ в клетке, вывод из клетки конечных продуктов.

Центриоли – два маленьких тела цилиндрической формы, расположенных вблизи аппарата Гольджи. При делении клетки в начальной фазе две центриоли расходятся друг от друга к двум полюсам клетки. Между ними появляются веретеновидные нити.

Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека».

Цель: изучить строение тканей организма человека.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Ход работы:

  • Эпителиальная (покровная) ткань, или эпителий, представляет собой пограничный слой клеток, который выстилает покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также составляет основу многих желез. Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой. Клетки эпителия плотно соединены друг с другом и образуют механический барьер, препятствующий проникновению микроорганизмов и чужеродных веществ внутрь организма. Клетки эпителиальной ткани живут непродолжительное время и быстро заменяются новыми (этот процесс именуется регенерацией).

Эпителиальная ткань участвует и во многих других функциях: секреции (железы внешней и внутренней секреции), всасывании (кишечный эпителий), газообмене (эпителий легких).

  • ​ Соединительная ткань СОстоит из клеток, межклеточного вещества и соединительнотканных волокон. Из нее состоят кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир, она есть во всех органах (рыхлая соединительная ткань) в виде так называемой стромы (каркаса) органов.

  • Мышечная ткань. Мышечные клетки называют мышечными волокнами, потому что они постоянно вытянуты в одном направлении. 

Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.

Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы. Их мы можем сокращать по своему желанию.

  • Нервная ткань. Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.

Заполните таблицу

Тип ткани

Особенности строения

рисунок

функции





Вывод к лабораторной работе.

IY. Закрепление нового материала.

  1. Что такое клетка?

  2. Назовите органоиды клетки?

  3. Что такое ядро?

  4. Что такое мембрана?

  5. Что такое хромосома?

Y.Рефлексия.

Знаю не знаю хотелось бы знать

Домашнее задание: §4, отв на вопросы А,В,С задание, таблица

YI.Оценивание.

Итог. Вывод урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены"

Автор: Завгородняя Алия Кажибаевна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "конспект урока биологии Тема:Строение клетки:клеточная мембрана, ядро,цитоплазма, клеточный центр, рибосомы. "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro-tsitoplazma-klietochnyi-tsientr-ribosomy"
    ["file_id"] => string(6) "236694"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444140936"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства