kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Ч. Дарвин о причинах эволюции органического мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока поможет грамотно, на высоком уровне провести урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Ч. Дарвин о причинах эволюции органического мира"»

Тема: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира».


Цели: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.


Задачи:


  • образовательная: рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;


  • развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;


  • воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.



Тип урока: комбинированный.


Метод проведения: сообщения учащихся, объяснение учителя, беседа, самостоятельная работа в группах.


Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийные презентации по теме.


Ход урока:


  1. Организационный момент.





  • приветствие;


  • подготовка аудитории к работе;


  • наличие учащихся.





  1. Проверка знаний.





  1. На основании данных каких наук можно судить об эволюции животного мира?


  2. Что изучает палеонтология?


  3. Какие ископаемые останки помогли выяснить происхождение земноводных, млекопитающих?


  4. Что такое эмбриология?


  5. Чем различаются рудиментарные органы и атавизмы; что у них общего?





  1. Изучение нового материала.



Вопросы к классу:


-Каковы причины многообразия животного мира?

-Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?


Получив ответы, дополнить и обобщить их, рассказывая, что на протяжении многих лет эти вопросы волновали умы человечества, и в различные исторические эпохи на них по-разному отвечали. Научное объяснение причин многообразия органического мира, его изменения и развития дал во второй половине XIX в. английский учёный Ч. Дарвин. Заслушать сообщения о жизни и научной деятельности Ч. Дарвина.



  1. Жизнь и деятельность Ч. Дарвина (заслушать сообщения учащихся).



Чарльз Роберт Дарвин является внуком английского натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина, автора трансформистских сочинений «Зоономия, или Законы органической жизни» (1794-1796гг.) и «Храм природы, или Происхождение общества».

Ч. Дарвин родился в 1809 г. в Шрусбери. Окончил классическую школу, поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, через два года перевёлся в Кембриджский университет, где изучал теологию и получил степень бакалавра. Первые научные доклады он делает в 182601827 гг. в Плиниевском обществе. Натуралистическое образование получил под руководством ботаника Дж. Гексло и геолога А. Седжвика.

В 1831-1836 гг. Ч. Дарвин совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигл» как натуралист, собрав богатейшие зоологические, палеонтологические, ботанические и геологические коллекции.

В 1836 г., возвратившись из путешествия, из-за болезни покинул Лондон и в 1842 г. переехал в его пригород Даун, где жил все последующие годы. В 1839 г. Ч. Дарвин издал свой знаменитый «Дневник изысканий», где впервые описал множество южноамериканских и островных животных. В этой книге также затронуты вопросы геологии и проблемы общественной и политической жизни южноамериканских индейцев и негров. Разработал теорию происхождения коралловых рифов.

В 1842 г. Дарвин делает первый набросок «Происхождения видов», в котором заложил основы будущей эволюционной теории, а в 1844 г. развивает этот очерк до значительной рукописи. Но пройдёт ещё 15 лет до тех пор, пока Ч. Дарвин опубликует окончательный вариант своей знаменитой книги – «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859 г.).

В 1868 г. Ч. Дарвин публикует второй капитальный труд – «Изменение домашних животных и культурных растений», в котором приводит большой дополнительный материал в доказательство эволюционной идеи. Эта работа закладывает теоретические основы селекции.

В 1871 г. выходит в свет третий фундаментальный труд Дарвина – «Происхождение человека и половой отбор». Ч. Дарвин являлся иностранным членом Петербургской (с 1876 г.), Берлинской (с 1878 г.), Парижской (с 1878 г.) академий наук, почётным членом многих научных обществ, почётным доктором рядя университетов. В 1864 г. награждён медалью им. Г. Копли Лондонского королевского общества.

Умер учёный 19 апреля 1882 г. и был погребён в Вестминстерском аббатстве, месте захоронения многих великих учёных Англии, рядом с могилой Ньютона.


  1. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.



Дать представление о главных свойствах живых организмов – изменчивости и наследственности. Изменчивость проявляется в том, что детёныши каждой пары животных по некоторым признакам строения отличаются как от своих родителей, так и друг от друга. Раскрыть понятие наследственности и естественного отбора.


Наследственность – это способность родителей передавать типичные признаки своему потомству.


Естественный отбор – это выживание животных, лучше других приспособленных к условиям существования в дикой природе, обладающих (по сравнению с другими) теми или иными преимуществами строения или поведения. Условия существования животных являются отбирающим фактором.

Изменчивость – способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды.

Формы изменчивости




определённая неопределённая

енаследственная) (наследственная)


Явления изменчивости были известны давно. Давно была известна и способность организмов размножаться в геометрической прогрессии. Именно Ч. Дарвин сопоставил эти два явления в природе и сделал гениальный вывод, кажущийся нам сейчас таким простым: в процессе борьбы за существование выживают лишь те организмы, которые отличаются какими-то полезными в данных условиях особенностями. Следовательно, вероятность выживания особей неодинакова: особи, обладающие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство.


Формы отбора




естественный искусственный


Процесс сохранения наиболее приспособленных Ч. Дарвин назвал естественным отбором.

Материалом как для естественного, так и для искусственного отбора являются мелкие наследственные изменения, которые накапливаются из поколения в поколение. Естественный отбор без перерыва происходит в течение многих веков и приводит к образованию форм, наилучшим образом приспособленных к среде обитания.


  1. Закрепление изученного.



(работа в группах – 4 группы, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы).


  1. Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?


  2. Что является наследственностью?


  3. Какие формы изменчивости известны?


  4. Что такое борьба за существование?




Задание на дом: № 50, вопросы в конце параграфа.


Задания для работы в группах.


Группа № 1.


Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?


Группа № 2.


Что является наследственностью?


Группа №3.


Какие формы изменчивости известны?


Группа № 4.


Что такое борьба за существование?








Тема: Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство простейшие животные».

Цель урока: Познакомить учащихся с многообразием простейших; обобщить знания об их классификации; рассмотреть меры борьбы с паразитическими одноклеточными животными и профилактики заражения ими; выявить роль простейших в биоценозах и жизни человека.

Задачи:

  1. Дидактические:

- обобщить полученные по теме знания;

- обосновать взаимосвязь строения и жизнедеятельности простейших и среды их обитания.

2. Развивающие:

- развивать у учащихся внимательность, способности быстро анализировать информацию и отвечать на поставленные вопросы;

- уметь применять полученные знания на практике;

3. Воспитательные:

- продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой и навыка работы в группах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения урока: урок- викторина.

Методы обучения:

Оборудование: фотографии простейших; карточки четырех цветов; профессорская мантия, шапочка, листы с тестом- заданием для каждого ученика.

Подготовительная работа.

Заранее подготовить костюм и выступление учащегося в роли А. Левенгука; класс делится на группы, каждая получает задание придумать себе название, заготовить эмблемами команды; каждая команда подбирает занимательные факты по строению и жизнедеятельности простейших; формируется состав жюри из старшеклассников.

Структура урока:

  1. Организационный момент -1-2 мин.

  2. Вводное слово учителя – 2мин.

  3. Выступление учащегося в роли А. Левенгука – 3 мин.

  4. Сообщения учащихся -8-9 мин.

  5. Смотр знаний, состоящий из 4 конкурсов – 20мин.

  6. Подведение итогов урока, выявление «знатоков», выставление

оценок -4 мин.

  1. Объяснение домашнего задания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся разделились на три команды: команда – «Инфузории», команда «Радиолярии» и команда «Вольвоксы».

II. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы завершим изучение живых организмов, относящихся к подцарству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это подцарство, обобщим знания о Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека. Урок наш пройдет в форме викторины, в которой будут участвовать три команды - команда – «Инфузории, команда «Радиолярии» и команда «Вольвоксы». Сегодня нас посетит необычный гость – Антони Левенгук. Давайте послушаем его рассказ.

III. Выступление учащегося в роли А. Левенгука

Здравствуйте, ребята! Вы меня не узнали? Да, я тот самый купец из Голландии – Антони Левенгук. Жил я очень давно - в XVII веке. Родился в 1632 году в городе Дельфте. Не бывали там? А жаль, очень красивый городок. Да... Отец мой уж очень хотел, чтобы я разбогател. Отпра­вил учиться коммерции в Амстердам. Я родителей почитал, по­этому ослушаться не посмел: учебу закончил, дело собственное открыл - лавку суконную. Тканями торговал, парусиной. Дела в гору пошли . Так и жил бы, как все обыватели, - потихоньку, полегоньку, да была у меня одна страсть - хобби по-вашему. Нравилось мне стекла увеличительные шлифовать, вы их линзами называете, в дощечки вставлять да через те стекла мир невидимый рассмат­ривать. До чего же вокруг все интересно! Вот вы подумайте: кап­ля воды дождевой из бочки - ну что, казалось бы, в ней такого? А вы на ту каплю через стекло увеличительное взгляните - кто только в ней ни живет! Думаете, у вас под ногтями, кроме грязи, нет ничего? Ошибаетесь! Видимо-невидимо анималькулей - «зве­рушек» (в переводе с латыни) - там обитает. И не все они безвред­ные, есть такие противные - только держись! Так что вы руки чаще мойте с мылом. Вреда от этого не будет, только польза одна. У меня даже ваш царь Петр I в гостях побывал. Правда, инкогнито. Очень он мне приглянулся - такой любознательный, всем интере­совался. И в микроскоп я ему посмотреть дал, да он так расчув­ствовался, что я даже подарил ему один. Говорят, до сих пор мик­роскоп этот цел и хранится в Кунсткамере (Петербурге).

Да и капля крови в микроскопе занятно выглядит, и листик дерева, и крылышко мушиное. Но любопытнее всего за обычной каплей воды из лужи наблюдать. Кишит она анималькулями - и жизнь у них своя, особая. Хотите посмотреть? Ну, смотрите и слушайте...

Левенгук уходит.

Учитель. Скажите, ребята, а почему я пригласила именно этого человека? (Ответ учащихся: он первый сконструировал микроскоп.)

- Да, действительно, благодаря этому любознательному гол­ландцу людям открылся доселе неизвестный мир простейших организмов, недоступных для невооруженного глаза. А сегодня это подцарство находится в стадии процветания. Подробнее о мно­гообразии одноклеточных животных мы узнаем из сообщения вашего товарища.

IV. Выступление учащегося с сообщением «Многообразие простейших».

-Итак, убедившись в многообразии мира одноклеточных существ, не будем забывать об огромной роли этих животных в биоценозах и жизни человека.

Многие виды простейших ведут паразитический образ жиз­ни и являются возбудителями опасных и тяжелых заболеваний. О паразитических одноклеточных, профилактических мерах борь­бы и значении Protozoa узнаем из сообщения.

V. Выступление учащегося с сообщением «Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические одноклеточные, меры борьбы с ними».

А. Левенгук. Из полученных на уроках по данной теме зна­ний и из этого выступления видно, насколько сложное строение имеют некоторые из так называемых «простейших», и простейши­ми мы их можем назвать только в том смысле, что тело их состоит лишь из одной клетки.

VI. Смотр занятий.

Учитель. А сейчас, ребята, поработаем в группах. Вы раз­бились на 3 команды и придумали им название. За оригинальное название и эмблему наше уважаемое жюри (представление чле­нов жюри) добавит вам дополнительные баллы. Смотр знаний будет состоять из 4 конкурсов. За каждый ответ команды получают карточки разных цветов в зависимости от сложности заданий. Красная карточка – 5 баллов, зеленая карточка – 3 балла, синяя-2, желтая-1. После каждого конкурса будут подво­диться итоги.

Конкурс 1. Анаграммы

Составить из букв (на доске) термины, связанные с темой «Простейшие». За каждый правильный ответ команда получает по желтой карточке (1 балл).


БРЕМАНМА (мембрана);

КОСОЖГУТИНЦЫ (жгутиконосцы);

К У О В А Л Ь (вакуоль);

НИСРЕЧНЫЕ (ресничные);

ДНИТЕЗЕРИЯ (дизентерия);

МОПЛАЗДИЙ (плазмодий).

Конкурс 2. Верно-неверно

Ребята, на заданные вопросы нужно ответить «да» или «нет», обосновав свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает по синей кар­точке (2 балла).

  1. Простейшие являются одноклеточными организмами. (Да.)

2. Все простейшие абсолютно незаметны невооруженным гла­зом. (Нет, некоторые простейшие достигают 3 мм.)

3. Амеба имеет два ядра. (Нет, у нее одно ядро.)

4. Амеба дышит всей поверхностью тела. (Да.)

5. Выделения амебы происходят с помощью пищеварительной вакуоли. (Нет, выделения происходят с помощью сократи­тельной вакуоли.)

6. Раковинные амебы обладают внутренним скелетом. (Нет, у них наружный скелет.)

7. С помощью красного глазка эвглена зеленая различает изме­нения освещенности. (Да.)

8. Лямблии - вид паразитических жгутиконосцев. ( Да.)

9. Эвглена дышит с помощью дыхательной вакуоли. (Нет, она дышит всем телом.)

10. Инфузории-туфельки передвигаются острым концом вперед. (Нет, они передвигаются тупым концом вперед.)

Конкурс 3. Вопрос-ответ

За каждый верный ответ команда получает зеленую карточку (3 балла).

  1. В честь какого бога названа обыкновенная амеба? (В честь Протея, бога, меняющего свой облик.)

  2. Можно ли назвать колониальных простейших сложными мно­гоклеточными животными? (Нет, это скопление простейших, у которых особи дочерних поколений остаются соединенны­ми с материнскими организмами.)

  3. В какой среде могут жить простейшие? (В водной.)

  4. С какой скоростью передвигается амеба? (До 0,2 мм в ми­нуту.)

  5. Почему из тела амебы выводится избыток воды? (Концентра­ция солей и органических веществ в теле амебы выше, чем в окружающей среде, поэтому вода постоянно поступает в ее организм. Без процесса выделения излишков воды тело амебы просто «лопнуло» бы.)

  6. Почему амеба иногда превращается в цисту? (Амеба при неблагоприятных условиях покрывается плотной оболочкой, т. к. в этом состоянии животное способно пережить и за­суху, и холод.)

  7. Для каких целей служит эвглене жгутик? (Для передвижения.)

  8. Что такое автотрофное и гетеротрофное питание эвглены? (Автотрофное питание - это способность самостоятельно производить синтез органических веществ из неорганических. Гетеротрофное питание - способность получать готовые органические вещества с пищей.)

  9. Почему жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительными и животными царствами? (Так как они имеют хлоропласты с хлорофиллом, что дает возможность питаться автотрофно. Это свойственно растениям. А так­же они могут питаться гетеротрофно, а это особенность животных.)

  10. Для чего служат большое и малое ядра инфузорий? (Большое
    ядро отвечает за все процессы жизнедеятельности организма, а малое участвует в размножении.)

Конкурс 4. Выполните тест

В конце викторины каждому участнику выдаются вопросы теста. Через 5 минут все ответы собираются. Красную карточку(5 баллов) получает та команда, у которой больше всего правильных ответов.

  1. Амеба передвигается с помощью...

а) правдоножек;

б) жгутиков;

в) ложноножек.

2. Известно около... видов простейших.

а) 70 тыс.;

б) 20 тыс.;

в) 5 тыс.

3. Амеба размножается...

а) половым путем;

б) бесполым путем;

в) половым и бесполым путем.

4. Эвглена делится...

а) вдоль тела;

б) поперек тела;

в) по диагонали.

5. Эвглена и инфузория-туфелька имеют...

а) клеточный нос;

б) клеточный рот;

в) клеточное ухо.

6. Конъюгация характерна для...

а) эвглены;

б) амебы;

в) инфузории-туфельки.

7. Не имеют ресничек...

а) хищные сосущие инфузории;

б) инфузории-туфельки;

в) инфузории-паразиты.



VII. Подведение итогов урока и запись домашнего задания.

В конце урока учитель просит учеников сделать выводы об осо­бенностях простейших. Например:

- Организм простейшего представлен одной клеткой-орга­низмом.

- Клетки простейших имеют органоиды особого назначения: ложноножки, реснички, жгутики, сократительная вакуоль, клеточная воронка, светочувствительный глазок, клеточный рот и др.

- Жгутоконосцы содержат в себе черты растений и животных.

- Размножаются простейшие и бесполым, и половым путем.

- Существуют простейшие-паразиты.

Далее производится оценка активности учащихся на уроке.

Бланк жюри «Оценка результатов конкурсов»

№ п/п

Команды Конкурсы

Команда «Инфузории»

Команда «Радиолярии»

Команда «Вольвоксы»

Примечания (штраф, дополнительные баллы)

11

Конкурс «Анаграммы»





22

Конкурс «Верно- неверно»





33

Конкурс «Вопрос- ответ»





44

Конкурс «Выполни тест»






Итого:






Домашнее задание: § 12, ответить на вопросы; Написать сообщение на тему «Многообразие простейших» (рассказать про тех простейших, про которых нет материала в учебнике.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока биологии "Ч. Дарвин о причинах эволюции органического мира"

Автор: Смирнова Юлия Александровна

Дата: 08.04.2017

Номер свидетельства: 407702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Возникновение и развитие эволюционных представлений" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vozniknovieniie-i-razvitiie-evoliutsionnykh-priedstavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "101325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413840"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства