kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и технологическая карта урока биологии "Происхождение и разнообразие млекопитающих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке создаю условия для формирования УУД, применяя разные формы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект и технологическая карта урока биологии "Происхождение и разнообразие млекопитающих"»

Технологическая карта урока


Ф. И. О. педагога: Орлова Марина Геннадьевна

Предмет: биология

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема: «Происхождение и разнообразие млекопитающих».

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Ученики настраиваются на работу на уроке.

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

 

 

-Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учителю(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

Проверка домашнего задания

-работа по рабочим тетрадям с.66 №5

-устно отвечают на вопросы на параграфа

Раздаёт карточки нескольким обучающимся

-организует беседу по вопросам к параграфу

Вопросы к §52 в учебнике.

Перечислить основные стадии зародышевого развития млекопитающих, видео

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/074081f8-574d-4849-ae0d-3845dcea3927/78986/


-объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий;

-устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих;


-Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учителю(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания -учителя(Р)

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя (К)

-формирование познавательного интереса и мотивации(Л)

Изучение нового материала

Учащиеся отвечают на вопросы

Формулируют тему урока.

Составляют план исследования

Делают выводы.

Работа с рис.199 учебника.

Работа с текстом учебника и карточек.

Работа по презентации.

Учитель: Итак сформулируйте тему урока.

Мотивация учебной деятельности

Направление деятельности обучающихся, используя презентацию и ЦОР

Прочитать с.243-244 и решить проблему: Есть ли сходства у современных млекопитающих с пресмыкающимися?

Сделайте выводы о доказательствах происхождения млекопитающих.


объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий;

-различать современных млекопитающих на рисунках, фотографиях;

-устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих;

-заложить основы эволюционного мировоззрения;

-познакомить с основными группами доказательств происхождения млекопитающих.

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-Контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К)

-Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное(М)

Закрепление нового материала

Работа по презентации

Работа с учебником

Работа с карточками

Даёт задания в микрогруппах по учебнику с.244 и тексту на карточках

. Составить схему по тексту с.244 «Классификация млекопитающих»

Озаглавить абзацы текста на карточках.


Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий;


-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-Контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К)

-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;(Л)

Первичный контроль

Заполняют таблицу «Подклассы Млекопитающих»

Контроль выполнения задания


Заполняют таблицу «Подклассы Млекопитающих» по §53 и карточкам

Формирование систематизированных понятий:


-умение анализировать , преобразовывать информацию;(М)

-формирование коммуникативности(Л)

Физкультминутка









Переход к географической части урока

Проблема: «Почему именно в Австралии живут первозвери и сумчатые?»


-развитие мотивации к обучению;(Л)


Смысловое чтение текста и ответы на вопросы

Организация работы с текстом и картосхемами

Когда Австралия отделилась от других материков?

Были ли резкие изменения климата в

Австралии после её отделения от Гондваны?

Как это могло повлиять на эволюцию животных?

Почему яйцекладущие млекопитающие сохранились в Австралии, а на других материках нет?

Какие ещё необычные млекопитающие, кроме яйцекладущих, обитают в Австралии?

Все ли животные Австралии сумчатые?

Когда и почему в Австралии появились несумчатые млекопитающие?

Почему не появились другие млекопитающие?

Отрабатывать на уроке географические термины, понятия, определения.

объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих;





Выявлять причины своеобразия животного мира Австралии

-умение анализировать , преобразовывать информацию;(М)

-формирование коммуникативности(Л)

Рефлексия

Рефлексия настроения «Радуга»

 учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки. 

 

 

-развитие мотивации к обучению;(Л)


Домашнее задание

Записывают в дневники задание

Комментирует задание


§53 вопросы, №4 по желанию







План-конспект урока

Тема урока: «Происхождение и разнообразие млекопитающих».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-формирование познавательного интереса и мотивации;

-формирование представлений о ценности природы.

Метапредметные:

-умение работать с учебной литературой;

-проведение исследования;

-составление схемы;

-заполнение таблицы;

-использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих.

Предметные:

-объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий;

-различать современных млекопитающих на рисунках, фотография;

-устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих;

-заложить основы эволюционного мировоззрения;

-познакомить с основными группами доказательств происхождения млекопитающих.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, таблицы, раздаточный материал.

Источники информации:

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология 7 класс, М., Вентана-Граф, 2014

  2. Суматохин С.В. Рабочая тетрадь ч.2, М., Вентана-Граф, 2013

  3. www.coozr1.narod.ru/snmo/seminar/.../2014_04_18_bio_barabanova_kospekt.doc

ЭОР:

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/074081f8-574d-4849-ae0d-3845dcea3927/78986/



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

Помахали руками - хорошее,

Почесали затылок - тревожное.



Если много тревожных, то предлагаю релаксацию с закрытыми глазами под спокойную музыку (релаксация «звуки леса»)

  1. Актуализация изученных ранее знаний: входной контроль.

Сегодня урок я хочу начать с вопросов:

- Скажите, что такое эволюция?

- Какой класс животных мы изучаем?



- Каковы черты сходства в строении млекопитающих и пресмыкающихся?

Проверим заполнение таблицы в рабочих тетрадях, которая была задана на дом с.66 задание 5



- Перечислите основные стадии зародышевого развития млекопитающих. с. 240 рис. 193

видео



- О чем говорит зародышевое сходство млекопитающих с пресмыкающимися?



-Какая же тема нашего урока?

Происхождение млекопитающих



3. Мотивация учебной деятельности.



Для установления происхождения млекопитающих сегодня на уроке мы проведем небольшое исследование.

Любое исследование состоит из нескольких этапов:

Давайте назовем их.



  • Постановка проблемы

  • Выдвижение гипотезы (предположения)

  • Планирование исследования

  • Поиск аргументов за и против

  • Анализ результатов

  • Вывод, который подтверждает или опровергает гипотезу

  • Оформление итогов



4 Постановка учебной проблемы и целеполагание.

Проблема: от кого произошли млекопитающие?



Начнем исследование.

- Что мы должны сначала сделать? (Выдвинуть гипотезу)

Ребята, какова наша гипотеза?



Учащиеся выдвигают гипотезу: млекопитающие произошли от пресмыкающихся.

Что дальше?



Переходим к поиску доказательств данной гипотезы (эмбриональное развитие)



Изучение нового материала.

Прочитайте с.243-244 в учебнике и решите проблему:

Есть ли сходства у современных млекопитающих с пресмыкающимися?



Ответ учащихся: В покровах млекопитающих легко обнаружить признаки, общие с пресмыкающимися (роговые кожные образования, роговые чешуйки на хвосте некоторых млекопитающих, наличие когтей)



В Австралии и на прилегающих к ней островах живут очень интересные звери.

Прочитайте о них. Стр. 244 рис.199

Что скажите? Если сходство утконоса и ехидны с пресмыкающимися



Учащиеся делают вывод: утконос и ехидна имеют черты сходства с пресмыкающимися. Но поскольку эти животные вскармливают своих детенышей молоком, их относят к классу млекопитающих.



Подтвердилась ли наша гипотеза?

Что мы дальше должны сделать?



Учащиеся делают вывод:

-современные млекопитающие имеют черты сходства с пресмыкающимися (роговые чешуйки на хвосте некоторых млекопитающих, наличие когтей).

-В настоящее время существуют животные (утконос и ехидна) имеющие черты сходства и с пресмыкающимися и с млекопитающими

-зародышевое сходство млекопитающих с пресмыкающимися – все это доказывает, что предками млекопитающих были пресмыкающиеся.



Наша гипотеза доказана.

млекопитающие произошли от пресмыкающихся.

Некоторые из древних млекопитающих известны нам по ископаемым останкам, являются предками современных видов. Другие, часто причудливые по форме и загадочные, не имеют продолжателей и давно вымерли. Споры о происхождении млекопитающих не прекращаются на протяжении столетий. Это из самых интригующих глав эволюционной жизни на земле.

Ребята, на основании изученного материала составьте схему классификации Млекопитающих.

Классификация млекопитающих




Подкласс Первозвери (Однопроходные)

Утконос, ехидна

Подкласс Настоящие (Живородящие) звери







Низшие, или сумчатые звери

Высшие, или Плацентарные звери




Запись классификацию в тетрадь.

В группах прочитайте текст и выделите главные мысли в каждом абзаце.



Общая характеристика однопроходных, сумчатых и плацентарных животных.

Млекопитающие возникли из отдельной группы пресмыкающихся – звероящеров. Интересно то, что их зубы не все одинаковы и на челюстях у них хорошо различаются резцы, клыки и коренные.

Есть основания полагать, что предками млекопитающих были мелкие формы звероящеров. Между чешуйками вырастали волоски. Ученые считают, что чешуя, росшая раньше по всему телу, была оттенена волосяным покровом спереди назад и в наши дни сохранились на покровах хвоста низших зверей. Впрочем, чешуя сохранилась еще на концах всех пальцев в виде когтей и ногтей – у людей.

Кожные железы в процессе эволюции стали неодинаковыми: одни стали выделять только пот, другие – только жир, а третьи, по краям живота, где детенышам было удобно лизать свою мать, — раствор мелких капелек жира с другими питательными веществами. Эти железы становились больше, сильнее развивались. Такое поначалу дополнительное питание детенышей со временем становилось главным и железы постепенно превращались в молочные (млечные).

Живорождение возникло гораздо позже. Предполагают, что яйцо у яйцекладущих надолго задерживалось в утробе матери. Так долго, что оно лопалось еще в утробе, и детеныши стали выходить на свет сформировавшимися организмами. При утробном развитии яйца питание зародыша от стенок матки постепенно стало основным, питание желтком утратило свое значение. Вскоре скорлупа стала лишь мешать питанию. И преимущество оказывалось у тех особей, у которых скорлупа становилась все тоньше, «прозрачнее», пока, наконец, совсем не исчезла. Дополнительное питание зародыша от стенок матки становилось основным, а позже и единственным. А бывшее питание желтком стало второстепенным и постепенно отошло на второй план. Таким образом, возникли живородящие млекопитающие.

5 Рефлексия.

Используя текст учебника п. 54-55 с.263 заполните сравнительную таблицу «Подклассы Млекопитающих»

Кто хочет проверить таблицу?

Признаки

Подкласс Первозвери, или Однопроходные (Яйцекладущие)

Подкласс Настоящие, или Живородящие, звери

Низшие (сумчатые)

Высшие (Плацентарные)

Есть клоака

+

-

-

Развитие зародыша в матке, плацента развита слабо

-

+

-

Развитие зародыша в матке, плацента хорошо развита

-

-

+

Соски млечных желез хорошо развиты

-

+

+

Сосков нет

+

_

-



Ребята, вы, наверное, устали? (физкультминутка)

Давайте мы с вами проведём динамическую паузу на расслабление плечевого пояса и энергетической подзарядки головного мозга через дыхательные движения.



Исходное положение:

- сидя на стуле, руки лежат свободно на парте, плечи прямые, голова опущена вниз.

Вдыхая воздух через нос, медленно поднимаем голову, откидывая ее назад и возвращаем в исходное положение, выдыхая воздух через рот (повторить 7 раз).





Где живут яйцекладущие и сумчатые?

Какой возникает вопрос?

Почему именно в Австралии живут эти животные?

Чтобы ответить на него, нужно применить знания по географии.

Подведение итогов.

- Комментарии оценок

Какое у вас настроение на конец урока?



Домашнее задание:

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: §53, вопросы.

№4 по желанию

Заключение.

Наш урок подходит к концу. Ребята, сегодня на уроке вы все старались, работали. Все молодцы. Урок окончен. До новых встреч.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Орлова Марина Геннадьевна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Происхождение млекопитающих" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proiskhozhdieniie-mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "108206"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403611858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства