-познакомить с основными группами доказательств происхождения млекопитающих.
-Умение делать выводы по результатам работы(Р)
-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)
-Контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К)
-Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное(М)
Закрепление нового материала
Работа по презентации
Работа с учебником
Работа с карточками
Даёт задания в микрогруппах по учебнику с.244 и тексту на карточках
. Составить схему по тексту с.244 «Классификация млекопитающих»
Озаглавить абзацы текста на карточках.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий;
-Умение делать выводы по результатам работы(Р)
-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)
-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)
-Контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К)
-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;(Л)
Первичный контроль
Заполняют таблицу «Подклассы Млекопитающих»
Контроль выполнения задания
Заполняют таблицу «Подклассы Млекопитающих» по §53 и карточкам
Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
Помахали руками - хорошее,
Почесали затылок - тревожное.
Если много тревожных, то предлагаю релаксацию с закрытыми глазами под спокойную музыку (релаксация «звуки леса»)
Актуализация изученных ранее знаний: входной контроль.
Сегодня урок я хочу начать с вопросов:
- Скажите, что такое эволюция?
- Какой класс животных мы изучаем?
- Каковы черты сходства в строении млекопитающих и пресмыкающихся?
Проверим заполнение таблицы в рабочих тетрадях, которая была задана на дом с.66 задание 5
- Перечислите основные стадии зародышевого развития млекопитающих. с. 240 рис. 193
видео
- О чем говорит зародышевое сходство млекопитающих с пресмыкающимися?
-Какая же тема нашего урока?
Происхождение млекопитающих
3. Мотивация учебной деятельности.
Для установления происхождения млекопитающих сегодня на уроке мы проведем небольшое исследование.
Любое исследование состоит из нескольких этапов:
Давайте назовем их.
Постановка проблемы
Выдвижение гипотезы (предположения)
Планирование исследования
Поиск аргументов за и против
Анализ результатов
Вывод, который подтверждает или опровергает гипотезу
Оформление итогов
4 Постановка учебной проблемы и целеполагание.
Проблема: от кого произошли млекопитающие?
Начнем исследование.
- Что мы должны сначала сделать? (Выдвинуть гипотезу)
Ребята, какова наша гипотеза?
Учащиеся выдвигают гипотезу: млекопитающие произошли от пресмыкающихся.
Что дальше?
Переходим к поиску доказательств данной гипотезы (эмбриональное развитие)
Изучение нового материала.
Прочитайте с.243-244 в учебнике и решите проблему:
Есть ли сходства у современных млекопитающих с пресмыкающимися?
Ответ учащихся: В покровах млекопитающих легко обнаружить признаки, общие с пресмыкающимися (роговые кожные образования, роговые чешуйки на хвосте некоторых млекопитающих, наличие когтей)
В Австралии и на прилегающих к ней островах живут очень интересные звери.
Прочитайте о них. Стр. 244 рис.199
Что скажите? Если сходство утконоса и ехидны с пресмыкающимися
Учащиеся делают вывод: утконос и ехидна имеют черты сходства с пресмыкающимися. Но поскольку эти животные вскармливают своих детенышей молоком, их относят к классу млекопитающих.
Подтвердилась ли наша гипотеза?
Что мы дальше должны сделать?
Учащиеся делают вывод:
-современные млекопитающие имеют черты сходства с пресмыкающимися (роговые чешуйки на хвосте некоторых млекопитающих, наличие когтей).
-В настоящее время существуют животные (утконос и ехидна) имеющие черты сходства и с пресмыкающимися и с млекопитающими
-зародышевое сходство млекопитающих с пресмыкающимися – все это доказывает, что предками млекопитающих были пресмыкающиеся.
Наша гипотеза доказана.
млекопитающие произошли от пресмыкающихся.
Некоторые из древних млекопитающих известны нам по ископаемым останкам, являются предками современных видов. Другие, часто причудливые по форме и загадочные, не имеют продолжателей и давно вымерли. Споры о происхождении млекопитающих не прекращаются на протяжении столетий. Это из самых интригующих глав эволюционной жизни на земле.
Ребята, на основании изученного материала составьте схему классификации Млекопитающих.
Классификация млекопитающих
Подкласс Первозвери (Однопроходные)
Утконос, ехидна
Подкласс Настоящие (Живородящие) звери
Низшие, или сумчатые звери
Высшие, или Плацентарные звери
Запись классификацию в тетрадь.
В группах прочитайте текст и выделите главные мысли в каждом абзаце.
Общая характеристика однопроходных, сумчатых и плацентарных животных.
Млекопитающие возникли из отдельной группы пресмыкающихся – звероящеров. Интересно то, что их зубы не все одинаковы и на челюстях у них хорошо различаются резцы, клыки и коренные.
Есть основания полагать, что предками млекопитающих были мелкие формы звероящеров. Между чешуйками вырастали волоски. Ученые считают, что чешуя, росшая раньше по всему телу, была оттенена волосяным покровом спереди назад и в наши дни сохранились на покровах хвоста низших зверей. Впрочем, чешуя сохранилась еще на концах всех пальцев в виде когтей и ногтей – у людей.
Кожные железы в процессе эволюции стали неодинаковыми: одни стали выделять только пот, другие – только жир, а третьи, по краям живота, где детенышам было удобно лизать свою мать, — раствор мелких капелек жира с другими питательными веществами. Эти железы становились больше, сильнее развивались. Такое поначалу дополнительное питание детенышей со временем становилось главным и железы постепенно превращались в молочные (млечные).
Живорождение возникло гораздо позже. Предполагают, что яйцо у яйцекладущих надолго задерживалось в утробе матери. Так долго, что оно лопалось еще в утробе, и детеныши стали выходить на свет сформировавшимися организмами. При утробном развитии яйца питание зародыша от стенок матки постепенно стало основным, питание желтком утратило свое значение. Вскоре скорлупа стала лишь мешать питанию. И преимущество оказывалось у тех особей, у которых скорлупа становилась все тоньше, «прозрачнее», пока, наконец, совсем не исчезла. Дополнительное питание зародыша от стенок матки становилось основным, а позже и единственным. А бывшее питание желтком стало второстепенным и постепенно отошло на второй план. Таким образом, возникли живородящие млекопитающие.
5 Рефлексия.
Используя текст учебника п. 54-55 с.263 заполните сравнительную таблицу «Подклассы Млекопитающих»
Кто хочет проверить таблицу?
Признаки
Подкласс Первозвери, или Однопроходные (Яйцекладущие)
Подкласс Настоящие, или Живородящие, звери
Низшие (сумчатые)
Высшие (Плацентарные)
Есть клоака
+
-
-
Развитие зародыша в матке, плацента развита слабо
-
+
-
Развитие зародыша в матке, плацента хорошо развита
-
-
+
Соски млечных желез хорошо развиты
-
+
+
Сосков нет
+
_
-
Ребята, вы, наверное, устали? (физкультминутка)
Давайте мы с вами проведём динамическую паузу на расслабление плечевого пояса и энергетической подзарядки головного мозга через дыхательные движения.
Исходное положение:
- сидя на стуле, руки лежат свободно на парте, плечи прямые, голова опущена вниз.
Вдыхая воздух через нос, медленно поднимаем голову, откидывая ее назад и возвращаем в исходное положение, выдыхая воздух через рот (повторить 7 раз).
Где живут яйцекладущие и сумчатые?
Какой возникает вопрос?
Почему именно в Австралии живут эти животные?
Чтобы ответить на него, нужно применить знания по географии.
Подведение итогов.
- Комментарии оценок
Какое у вас настроение на конец урока?
Домашнее задание:
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: §53, вопросы.
№4 по желанию
Заключение.
Наш урок подходит к концу. Ребята, сегодня на уроке вы все старались, работали. Все молодцы. Урок окончен. До новых встреч.