Конспект урока природоведения "Животные и растения болота" 5 класс
Конспект урока природоведения "Животные и растения болота" 5 класс
На уроке приходят к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы; знакомятся с историей появления болот, с животными и растениями этого природного сообщества. Выявляют особенности жизни животных в данном сообществе. закрепляют изученное в виде викторины "Кто живёт на болоте?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока природоведения "Животные и растения болота" 5 класс »
5 кл. Тема: Животные и растения болот.
Цель: подвести детей к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы. Уточнить понятие «болото», познакомить с животными и растениями болот. Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: картинки с изображением растений и животных болот, плакат с изображением болота.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач
- Сегодня мы познакомимся с одним водоемом, который вы назовете, отгадав загадку:
Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (Болото)
III. Знакомство с растениями болот.
Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота?
- Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, то образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину и погибнуть. Именно поэтому еще с давних времен болота осушали. Действительно, раз болота так опасны, зачем же они нужны природе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Болото – осушать или помиловать?» А для этого совершим увлекательное путешествие на болото.
- Назовите известные вам растения болот. (Клюква, черника, голубика, брусника, морошка).
- Чем же интересны эти растения? (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие.)
- А почему на болотах не растут деревья и кустарники? (Из-за большой влажности и неустойчивости опоры.)
- На болоте растут особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту – клюква, черника, голубика, брусника, морошка. (Показываю изображения растений.)
- Прочитаем интересную информацию об этих растениях.
Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.
У черники стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.
Голубика растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.
Брусника – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.
Морошка – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен.
Кукушкин лен – это мох. Он жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см.
- А вы знаете, что в темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они?
- Оказывается, на дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что по болотам могут ходить только злые колдуны и ведьмы.
- А стоит ли нам бояться болота?
IV. Физминутка.
V. Знакомство с животными болот.
какие животные живут на болоте. - Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Длинные клювы помогают им достать пищу из воды. Все они летают, а утки и либеди – еще и плавают.)
VII. Закрепление изученного.
- А сейчас у нас викторина «Кто живет на болоте?». Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?
1) «Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула в окно в сад. В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь- то в болотной тине и жила старая жаба со своим сыном.» (Х.К. Андерсен «Дюймовочка».)
2) «Наш бегемот провалился в болото.
И ни туда, ни сюда!
О если вы не придете,
Он утонет, утонет в болоте!
Ох, нелегкая это работа –
Из болота тащить бегемота…» (К.И. Чуковский «Телефон».)
3) «А у младшего сына Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила стрелу.» (Русская народная сказка)
VIII. Итог урока.
- Итак, вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока: «Болото – осушать или помиловать?» Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота нельзя осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь раньше обитали.)
- Что сегодня нового и интересного узнали о болоте?
- Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен.