kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Водоросли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Водоросли

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать представление о водорослях, как о представителях царства растений.

Задачи:

Образовательные:

  - познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями;

 - дать представление о водорослях как наиболее древних представителей растений;

 - познакомить  учащихся со средой обитания водорослей;

 - дать представление о способах размножения водорослей;

 - продолжить формировать умение работы с микроскопом и навык выполнения биологического рисунка.

Развивающие:

 - способствовать развитию познавательных интересов;

 - развивать у детей сообразительность, логическое мышление, память;

Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к живой природе у детей;

 - способствовать формированию в душах детей таких качеств, как: доброта, открытость, достоинство, трудолюбие.

Планируемые результаты:

 - учащиеся расширят знания о растениях, о водорослях;

 - научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;

 - проведут рефлексию способов и условий действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Водоросли"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумская СОШ № 46






Конспект урока биологии в 5 классе


Водоросли.





Учитель биологии

Ситнова О.В.









Тума, 2016г

Тема урока: Водоросли

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать представление о водорослях, как о представителях царства растений.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями;

- дать представление о водорослях как наиболее древних представителей растений;

- познакомить учащихся со средой обитания водорослей;

- дать представление о способах размножения водорослей;

- продолжить формировать умение работы с микроскопом и навык выполнения биологического рисунка.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных интересов;

- развивать у детей сообразительность, логическое мышление, память;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к живой природе у детей;

- способствовать формированию в душах детей таких качеств, как: доброта, открытость, достоинство, трудолюбие.

Планируемые результаты:

- учащиеся расширят знания о растениях, о водорослях;

- научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;

- проведут рефлексию способов и условий действий.

Формирование УУД:

Предметные:

1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;

2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные:

Коммуникативные:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные:

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные:

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Формировать умение вести диалог;

4. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Личностные:

Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности

Оборудование: таблицы, гербарий, раздаточный материал, презентация «Водоросли», микропрепараты «Спирогира», микроскопы, компьютер, медиа-проектор, экран.

Методы: словесные – рассказ, беседа, наглядно – иллюстративный, просмотр презентации, репродуктивный, диалогический.

Продолжительность занятия – 45 минут.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Добрый день! Меня зовут Ситнова О.В. Сегодня урок биологии проведу я. Очень рада приветствовать вас на уроке. (Слайд 1)

Давайте для разрядки обстановки и установления обратной связи договоримся за одним моим хлопком в ладоши, последует ваш дружный хлопок!

Прежде чем приступить к новой теме урока, я предлагаю вам выполнить задание.

Посмотрите внимательно, у кого на столах лежат цветные карточки? Я попрошу вас выйти к доске

На карточках написана информация, ваша задача собраться в группы по одной тематике.


Почему вы так разделились? (чтобы дети сказали слово «царство»)

Вы молодцы! Замечательно справились с заданием, присаживайтесь на свои места.

Итак, сегодня мы будем продолжать изучение царства растений.

Определим ТЕМУ НАШЕГО УРОКА


(Слайд 2 и фрагмент аудиозаписи)


Давайте посмотрим на экран: 1)«Многие из вас часто наблюдали такое явление, как «цветение» воды в природных водоемах и аквариумах» (фото на экране)

2) «Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино» «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….»

Что объединяет это фото и песню?

Какова причина «цветения воды»?

Бурая тина в пруду, что это?

Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы бы предложили?

(слайд 3)







Хлопают в ладоши



Дети берут карточки с названием разных организмов и выстраиваются в 4 группы, соответствующие 4 царствам живой природы: Растения, Бактерии, Грибы, Животные
















Ответы детей

Отвечают, формулируют тему урока







Запись темы в тетради

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (слайд 8)



Чтобы раскрыть эту цель, какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока?




  • Прежде чем начнем разбирать водоросли, давайте разберем значение слова «водоросли»

  • Я предлагаю посмотреть значение слова по словарю Ожегова (даю словарь ребенку), а пока он ищет значение этого слова, предположите как расшифровать слово «водоросли»?

  • а теперь давайте обратимся к словарю Ожегова и выясним значение этого слова (зачитывает определение ребенок)

  • Толковый словарь Ожегова.

Водоросль - низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья (слайд 7)

  • А как вы думаете, все ли водоросли живут в воде? Докажите свое согласие или опровержение! (слайд 9)

  • Как вы думаете, с чего мы начнем изучение водорослей, подумайте несколько секунд?

Сформировать представление о водорослях, как о представителях царства растений


узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей их значение в природе и жизни человека








растут в воде








ряска, кувшинки, роголистник – это высшие растения, которые тоже растут в воде



Со строения!

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.

Давайте рассмотрим строение водорослей, на примере одноклеточной водоросли хламидомонады.

Найдите на столе бланки заданий и ответов.

Работать будем следующим образом: читаем задание в бланке заданий и пишем свой ответ в бланке ответов. Обратите внимание: после каждого задания есть баллы, которые вы себе сами выставляете в окошко баллов по критериям, которые у вас имеются в бланке ответов, после каждого задания. В конце урока по набранному количеству баллов, каждый из вас выставит себе оценки


Выполните задание №1 из бланка заданий. Для этого используйте рисунок на стр.95 рис.59.

Проверьте свои ответы. (Слайд 10)


А теперь давайте подпишем на интерактивной доске строение одноклеточной зеленой водоросли хлореллы! (слайд 11)


В чем сходство и в чем различие этих водорослей?


Но мир водорослей очень разнообразен и кроме одноклеточных есть еще и многоклеточные водоросли. Мы их рассмотрим, выполнив задание №2 из бланков заданий –Лабораторная работа «Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры» (слайд 13)


Прежде чем приступить к лабораторной работе, вспомним правила работы с микроскопом (слайд 14)


Текст лабораторной работы (слайд 15)


сравните строение хламодомонады и спирогиры, оцените свою работу в инструктивной карточке.





Физпауза (слайд 16)


Посмотрите на фото презентации, какие виды водорослей вы можете выделить, глядя на фото? (слайд 12) дети выделяют по цвету – зеленые, бурые, красные водоросли


Правильно, именно на эти 3 отдела и делятся все водоросли! (слайд презентации с подписанными отделами)


А теперь давайте совершим путешествие по географической карте! Как вы думаете, где на нашей планете наибольшее скопление водорослей?

Саргассово море – скопление ягодного саргассума. Есть ли ягоды у этого растения? (выйти показать по карте) (слайд 17)

Багамские острова (найдены красные водоросли на глубине 269м) (слайд 18)

Кавказ, Сев. Урал, Арктика (хламидомонада снежная, вызывает «красный снег») (слайд 19) – вызвать 2 человека к карте


Друзья мои, сегодня я для вас приготовила несколько блюд, которые вы уже может быть пробовали (на тарелках салат морская капуста, суши на шпажках, мармелад)

Догадайтесь, что это?

Правильно, это бурая водоросль, ламинария, которую употребляют в пищу и даже разводят на специальных морских плантациях. У нас в стране эта водоросль растет в дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана (работа с картой) (слайд 20)


А суши у нас сделаны из красной водоросли – порфиры. (слайд 21)

А сейчас мы продолжаем!

В каких целях еще используют водоросли, кроме того что используют в пищу? Давайте посмотрим! (слайд 22) + (слайд 6)

- фотосинтез

- пища

- удобрения

- агар-агар

- биологическая очистка сточных вод

Ребята, как вы думаете, к чему приводит загрязнение водоемов сточными водами, отходами?

А загрязнение водоемов приводит к гибели водорослей, появлению мертвых и зараженных водоемов (слайд 22).

Загрязнение водоемов и окружающей среды – это глобальная проблема человечества. В связи с этим следующий год 2017 объявлен президентом нашей страны каким годом? Годом экологии.






















Работа на интерактивной доске




сходство – одноклеточные, различие - у хлореллы нет жгутиков










Ответы детей

Выполняют лабораторную работу в инструктивной карточке

Спирогира – нити неветвящиеся. Состоят из одного ряда клеток, каждая клетка содержит одну или несколько спирально закрученных лентовидных хлоропластов.















Работа с географической картой







Нет, это же водоросль



































ответы детей








Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Для закрепления материала предлагаю выполнить задание №3. Сформулируйте выводы урока, для этого вставьте пропущенные слова из предложенных, что бы у вас появился текст содержащий выводы урока.

Проверьте правильность выполнения задания по слайду 23


Оцените свою работу, просуммируйте набранное количество баллов за все 3 задания, посчитайте общее количество баллов, переведите полученные баллы в оценку

(слайд 24)

Итак, поднимите руку, у кого оценка5? 4? 3?

Обучающиеся выполняют работу и заполняют бланк ответов.












поднимают руки

Регулятивные УУД

1. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Какую цель мы ставили перед уроком?

-Достигли мы этой цели?

-Какое практическое значение имеет для вас полученные знания и умения?

- Удалось решить поставленные задачи?


Высказывают свои предположения, обобщив материал урока.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2.Развивать умения оценивать свою деятельность.

Домашнее задание

Ребята я предлагаю вам дома вылепить из пластилина или соленого теста модель водоросли, раскрасить красками, высушить, сфотографировать.

Я знаю, что в курсе информатики у вас была практическая работа с электронной почтой. Поэтому я попрошу вас выслать на мой электронный адрес ваши фото. Адрес моей электронной почты указан в бланке ответов, которые остаются у вас (слайд с электронной почтой).

А я ваши работы размещу на своем сайте в интернете (слайд 25).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Водоросли"

Автор: Ситнова Ольга Владимировна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока биологии"Многообразие водорослей" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-vodorosliei-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128230"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415458550"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока на тему: «Разнообразие растений»"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "289681"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454851348"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока по теме "Лишайники" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "109712"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404931984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока:  «Правописание гласных а-о в корнях с чередованием -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ- (-рос-)»."
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-lagh-lozh-rast-rashch-ros"
    ["file_id"] => string(6) "156437"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421422860"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока "Водоросли""
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt_uroka_vodorosli"
    ["file_id"] => string(6) "446683"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514272916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства