I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 1.Добрый день! Меня зовут Ситнова О.В. Сегодня урок биологии проведу я. Очень рада приветствовать вас на уроке. (Слайд 1) Давайте для разрядки обстановки и установления обратной связи договоримся за одним моим хлопком в ладоши, последует ваш дружный хлопок! Прежде чем приступить к новой теме урока, я предлагаю вам выполнить задание. Посмотрите внимательно, у кого на столах лежат цветные карточки? Я попрошу вас выйти к доске На карточках написана информация, ваша задача собраться в группы по одной тематике. Почему вы так разделились? (чтобы дети сказали слово «царство») Вы молодцы! Замечательно справились с заданием, присаживайтесь на свои места. Итак, сегодня мы будем продолжать изучение царства растений. Определим ТЕМУ НАШЕГО УРОКА (Слайд 2 и фрагмент аудиозаписи) Давайте посмотрим на экран: 1)«Многие из вас часто наблюдали такое явление, как «цветение» воды в природных водоемах и аквариумах» (фото на экране) 2) «Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино» «затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….» Что объединяет это фото и песню? Какова причина «цветения воды»? Бурая тина в пруду, что это? Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы бы предложили? (слайд 3) | Хлопают в ладоши Дети берут карточки с названием разных организмов и выстраиваются в 4 группы, соответствующие 4 царствам живой природы: Растения, Бактерии, Грибы, Животные
Ответы детей Отвечают, формулируют тему урока
Запись темы в тетради | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (слайд 8) Чтобы раскрыть эту цель, какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока? Прежде чем начнем разбирать водоросли, давайте разберем значение слова «водоросли» Я предлагаю посмотреть значение слова по словарю Ожегова (даю словарь ребенку), а пока он ищет значение этого слова, предположите как расшифровать слово «водоросли»? а теперь давайте обратимся к словарю Ожегова и выясним значение этого слова (зачитывает определение ребенок) Толковый словарь Ожегова. Водоросль - низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья (слайд 7) А как вы думаете, все ли водоросли живут в воде? Докажите свое согласие или опровержение! (слайд 9) Как вы думаете, с чего мы начнем изучение водорослей, подумайте несколько секунд? | Сформировать представление о водорослях, как о представителях царства растений узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей их значение в природе и жизни человека растут в воде ряска, кувшинки, роголистник – это высшие растения, которые тоже растут в воде
Со строения! | Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД 3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала. | Давайте рассмотрим строение водорослей, на примере одноклеточной водоросли хламидомонады. Найдите на столе бланки заданий и ответов. Работать будем следующим образом: читаем задание в бланке заданий и пишем свой ответ в бланке ответов. Обратите внимание: после каждого задания есть баллы, которые вы себе сами выставляете в окошко баллов по критериям, которые у вас имеются в бланке ответов, после каждого задания. В конце урока по набранному количеству баллов, каждый из вас выставит себе оценки Выполните задание №1 из бланка заданий. Для этого используйте рисунок на стр.95 рис.59. Проверьте свои ответы. (Слайд 10) А теперь давайте подпишем на интерактивной доске строение одноклеточной зеленой водоросли хлореллы! (слайд 11) В чем сходство и в чем различие этих водорослей? Но мир водорослей очень разнообразен и кроме одноклеточных есть еще и многоклеточные водоросли. Мы их рассмотрим, выполнив задание №2 из бланков заданий –Лабораторная работа «Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры» (слайд 13) Прежде чем приступить к лабораторной работе, вспомним правила работы с микроскопом (слайд 14) Текст лабораторной работы (слайд 15) сравните строение хламодомонады и спирогиры, оцените свою работу в инструктивной карточке. Физпауза (слайд 16) Посмотрите на фото презентации, какие виды водорослей вы можете выделить, глядя на фото? (слайд 12) дети выделяют по цвету – зеленые, бурые, красные водоросли Правильно, именно на эти 3 отдела и делятся все водоросли! (слайд презентации с подписанными отделами) А теперь давайте совершим путешествие по географической карте! Как вы думаете, где на нашей планете наибольшее скопление водорослей? Саргассово море – скопление ягодного саргассума. Есть ли ягоды у этого растения? (выйти показать по карте) (слайд 17) Багамские острова (найдены красные водоросли на глубине 269м) (слайд 18) Кавказ, Сев. Урал, Арктика (хламидомонада снежная, вызывает «красный снег») (слайд 19) – вызвать 2 человека к карте Друзья мои, сегодня я для вас приготовила несколько блюд, которые вы уже может быть пробовали (на тарелках салат морская капуста, суши на шпажках, мармелад) Догадайтесь, что это? Правильно, это бурая водоросль, ламинария, которую употребляют в пищу и даже разводят на специальных морских плантациях. У нас в стране эта водоросль растет в дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана (работа с картой) (слайд 20) А суши у нас сделаны из красной водоросли – порфиры. (слайд 21) А сейчас мы продолжаем! В каких целях еще используют водоросли, кроме того что используют в пищу? Давайте посмотрим! (слайд 22) + (слайд 6) - фотосинтез - пища - удобрения - агар-агар - биологическая очистка сточных вод Ребята, как вы думаете, к чему приводит загрязнение водоемов сточными водами, отходами? А загрязнение водоемов приводит к гибели водорослей, появлению мертвых и зараженных водоемов (слайд 22). Загрязнение водоемов и окружающей среды – это глобальная проблема человечества. В связи с этим следующий год 2017 объявлен президентом нашей страны каким годом? Годом экологии. | Работа на интерактивной доске сходство – одноклеточные, различие - у хлореллы нет жгутиков
Ответы детей Выполняют лабораторную работу в инструктивной карточке Спирогира – нити неветвящиеся. Состоят из одного ряда клеток, каждая клетка содержит одну или несколько спирально закрученных лентовидных хлоропластов.
Работа с географической картой
Нет, это же водоросль
ответы детей
| Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД 3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно 3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | Для закрепления материала предлагаю выполнить задание №3. Сформулируйте выводы урока, для этого вставьте пропущенные слова из предложенных, что бы у вас появился текст содержащий выводы урока. Проверьте правильность выполнения задания по слайду 23 Оцените свою работу, просуммируйте набранное количество баллов за все 3 задания, посчитайте общее количество баллов, переведите полученные баллы в оценку (слайд 24) Итак, поднимите руку, у кого оценка5? 4? 3? | Обучающиеся выполняют работу и заполняют бланк ответов. поднимают руки | Регулятивные УУД 1. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Какую цель мы ставили перед уроком? -Достигли мы этой цели? -Какое практическое значение имеет для вас полученные знания и умения? - Удалось решить поставленные задачи? | Высказывают свои предположения, обобщив материал урока. | Регулятивные УУД 1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 2.Развивать умения оценивать свою деятельность. |