Конспект урока по теме: "Естественные и искусственные биоценозы"
Конспект урока по теме: "Естественные и искусственные биоценозы"
Цель урока: Дать учащимся представление о биоценозах естественных и искусственных, о компонентах биоценоза (продуцентах, консументах и редуцентах), причинах устойчивости естественного и неустойчивости искусственного
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными биоценозами;
развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового и сравнительно-аналитического характера;
воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Естественные и искусственные биоценозы" »
МОУ Рогачёвская ООШ
Анчухина Т.С.
«Естественные и искусственные биоценозы»
Цель урока: Дать учащимся представление о биоценозах естественных и искусственных, о компонентах биоценоза (продуцентах, консументах и редуцентах), причинах устойчивости естественного и неустойчивости искусственного
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными биоценозами;
развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового и сравнительно-аналитического характера;
воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе.
Оборудование: Учебник биологии для 7 класса по программе В.В. Пасечника, рабочие тетради к учебнику, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.
Тип урока. Дискуссионная лекция с использованием презентации.
Методы: поисковый, сравнительно-аналитический.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход урока:
I. Организационный момент.
Слайд 1.
У: Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем изучать новую главу Биоценозы. Это новое понятие, которое нам ещё не встречалось.
Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?
Предполагаемые ответы учащихся: выяснить, что такое биоценоз; что значит искусственный и естественный биоценоз, изучить компоненты биоценоза.(Слайд 2)
II. Изучение нового материала.
У:
Всех нас волнует серьезный вопрос: Что же такое биоценоз? Эту проблему решу я, друзья, – Это такая большая семья: Звери и птицы, жуки, пауки, Лес, в нем березы, осины, дубки, Черви и мыши, воздух, земля, Листья опавшие, может, хвоя, Даже тропа, где грибочки ты нес, Вот, что такое биоценоз.
Как вы думаете, исходя из прочитанного стихотворения, какое определение можно дать понятию «биоценоз»?
Предполагаемые ответы учащихся: Биоценоз – это сообщество (совокупность) растений, животных и других организмов.
Итак, биоценоз – это…(см. слайд 3)
Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный (см. слайд 4). Попробуйте определить, в чем разница этих биоценозов.
Предполагаемые ответы учащихся: Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.
Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород. (см. слайды 5,6,7)
Естественные биоценозы.
Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый (см. слайд 8).
Чем выше численность видов, тем устойчивее биоценоз к различным вмешательствам.
Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – пространственной и временной (см. слайд 9).
Пространственная – располагается в пространстве (тройное измерение).
Временная – располагается во времени (меняется со временем)
Пространственная ярусность (см. слайд 10) характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других. (см. слайд 11).
Временная ярусность (см. слайд 12) происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.
У: вспомните, что мы назвали Биоценозом?
Предполагаемые ответы учащихся: это природное сообществ живых организмов (животных, растений, грибов, лишайников, бактерий) совместно населяющие определенную территорию
В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения. Различают организмы продуценты, консументы и редуценты (см. слайд 13).
У: Попробуйте дать определение понятию «продуценты»
Предполагаемые ответы учащихся: Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).
У: Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?
Предполагаемые ответы учащихся: Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.
(см. слайд 14).
У: Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами
У: Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?
Предполагаемые ответы учащихся: Консументы – это те организмы, которые потребляют вещество.
(см. слайд 15).
У: Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами I порядка
(слайд 16)
Хищники и паразиты, тоже создающие органические вещества, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка и т.д.
Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы.
У: Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?
Предполагаемые ответы учащихся:Редуценты – организмы, которые перерабатывают останки погибших животных и растений.
(см. слайд 17).У: Редуценты – организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных. К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные, например, черви.
У: В естественном биоценозе происходит саморегулирование численности особей каждой группы.
Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?
! Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.
Искусственные биоценозы (см. слайд 18).
Земледелие привело к уничтожению естественных и созданию искусственных биоценозов (агробиоценозов). Выращивание на больших площадях растений одного вида, например, картофеля, пшеницы, повлекло за собой резкое сокращение связей между видами. Агробиоценоз отличается незначительной устойчивостью, т.к. отсутствует ярусность (и временная, и пространственная).
Культурные растения формируют специфичный состав обитателей животного мира с преобладанием растительноядных видов, в основном насекомых- вредителей. Все особи характеризуются хорошей приспособленностью к быстрой смене растительного покрова, всеядностью.
Для борьбы с ними человек использует различные методы, применяет ядохимикаты, загрязняя при этом среду обитания, уничтожая наряду с вредными и полезных животных. Для поддержания устойчивости искусственных биоценозов необходимы большие финансовые затраты.
Для примера рассмотрим биоценоз водоема(см. слайд 19).
Продуцентами здесь являются все виды растений, которые в большинстве случаев располагаются в верхних слоях. Микроскопические водоросли образуют фитопланктон.
Консументами I порядка являются микроскопические животные, образующие зоопланктон, которые питаются фитопланктоном и напрямую зависят от его развития.
Консументы II порядка – рыбы, питающиеся ракообразными и насекомыми.
Консументы II порядка – хищные рыбы.
Консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе и на дне.
Остатки жизнедеятельности всех организмов опускаются на дно и становятся кормом для редуцентов, разлагающих их до неорганических веществ.
III . Физминутка. (см. слайд 20).
Раз, два, три, четыре. Биосемьи изучили, Много нового узнали И немножечко устали. Мы глазами повращаем, Головою покачаем. Руки, ноги потянули, Хорошенечко вздохнули, Наклонились раз и два. Не кружится голова? Ну, коль с вами все в порядке, Поработаем в тетрадке.
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа в тетради (закрепление понятий «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз»).
(см. слайд 21). РТ. Стр. 132, № 1, № 2.
2. Самостоятельная работа (отработка понятий).
(см. слайд 22). Просмотр фильма «Муравьи» и ответить на вопросы (работа на листах – шаблонах).
На работу дается определенное время. По истечению времени учащиеся отвечают на поставленные вопросы (комментируют показ своего материала).
3. Это интересно.
Листы (с разными сведениями) раздаются учащимся. Через 2–3 минуты предлагается зачитать 2 наиболее понравившихся факта.
4. Тест.
Выполнение тестовых заданий
Взаимопроверка (см. слайд 23).
IV . Итоги урока. Рефлексия.
1.Итак, сегодня мы проделали большую работу. Давайте подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали и где это может пригодиться вам в жизни?
Выслушиваются варианты ответов.
2. Домашнее задание:
(см. слайд 24). п. 53, выучить новые слова с определениями, в рабочей тетради №5,6,7 стр.133
3. Оценки за работу на уроке.
Вот и ответили мы на вопрос – «Что же такое биоценоз?» Здесь все семьею одною живут, Дышат, питаются, даже растут. Все приловчились, порядок везде, Всё по закону «Ты – мне, я – тебе» Если вдруг с кем-то случилась беда – Нечего плакать, такая судьба. В целом, у каждого доля своя, В этой системе есть где-то и я. Теперь не возникнет, надеюсь, вопрос «Что же такое биоценоз?»