kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии в 6 классе «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 6 классе «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»»

Тема урока: «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».

Цели урока: - познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений;

- показать роль вегетативного размножения в природе и сельскохозяйственном производстве.


Оборудование: файл с презентацией урока, диск «Биология 6-9», компьютер с проектором, таблицы серии «Вегетативное размножение растений»; рисунки в учебнике; видоизмененные подземные побеги (корневища, клубни, луковицы); комнатные растения: узамбарская фиалка, традесканция.


Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- значение вегетативного размножения в природе; в сельскохозяйственном производстве;

- способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой тканей;

- растения, которые размножаются вегетативным способом.

Ход урока

I Оргмомент

II Проверка знаний

Домашнего задания о размножении голосеменных растений.

  1. Индивидуально: карточки, тесты.

  2. Фронтально (по вопросам).

  1. какие растения относят к голосеменным? (ответ: растения, у которых семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек).

  2. образуют ли голосеменные растения плоды? (ответ: нет, голосеменные растения плодов не образуют).

  3. где образуется пыльца и семязачатки у сосны? (ответ: у сосны на молодых ветвях образуются шишки двух видов: в зеленовато-желтых, расположенных группами у оснований молодых побегов, развиваются по два пыльцевых мешочка, где и развивается пыльца (развиваются мужские гаметы – сперматозоиды ♂). На вершинах побегов расположены красноватые шишки сосны, в которых на каждой чешуе развивается по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки ♀).

  4. какие вегетативные органы имеет цветковое растение? (корень, стебель, листья, почки, цветы, плоды).

III. Индивидуально

Вопрос:

  1. Расскажите о размножении голосеменных растений.


Изучение нового материала

(в форме рассказа с элементами беседы и с использованием слайдов на компьютере, таблиц, живых растений и демонстраций приемов вегетативного размножения на комнатных растениях).

Мы с вами ранее изучили, а сегодня повторили, что цветковое растение имеет вегетативные органы: корень, стебель, листья, плоды с семенами. Вы знаете из уроков биологии (да и из жизненной практики – многие помогают родителям в теплице, в огороде при посеве), что растения размножаются семенами. А не подскажите – это единственный способ размножения или может быть имеются еще какие-то способы?

Так вот, на сегодняшнем уроке мы рассмотрим размножение цветковых растений не половым путем (с помощью семян), а вегетативным (с помощью вегетативных органов или их частей). Этот способ широко распространен в природе, но еще чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

1.Размножение черенками

Черенок – это отрезок любого вегетативного органа.

Люди давно заметили, что когда ветер ломает ветки у тополей, или ранней весной отламываются вмерзшие в лед ветви у растущих по берегам рек ивушек, то если они попадают на влажную почву, то дают придаточные корни и укореняются. Так на новом месте вырастает тополь, ива или другие растения.

Эту способность многих растений – легко образовывать придаточные корни, человек использует в садоводстве и цветоводстве.

Существует несколько видов черенков.

Стеблевой черенок – это отрезок побега с почками.

Такими черенками размножают смородину, малину, тополь, розу; комнатные растения: бегонию, традесканцию, герань и другие. Комнатные растения для размножения – черенки ставим в воду до появления корней и высаживаем.

( Демонстрируем файл с черенками; стеблевые черенки комнатных растений).

Если в саду занимаемся размножением растений стеблевыми черенками, то одревесневшие однолетние черенки длиной 25-30 см сажаем в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках образуются корни и черенки можно сажать на постоянное место.

В с/х-ве для размножения растений используют корневые черенки.

Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15-25 см.

Корневыми черенками размножаются только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, из оснований которых отрастают придаточные корни, развивается новое, самостоятельно существующее растение. Таким образом, можно размножать садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

У таких растений, как тополь, сирень, рябина, вишня, малина, осот из придаточных почек на корнях вырастают побеги – корневые отпрыски. Эти растения называют корнеотпрысковыми.

Некоторые виды комнатных растений можно размножить листовыми черенками. Это – бегония – рекс, сансевьера, сенполия (узамбарская фиалка). Листья ставят в воду, или сажают во влажный песок и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе так размножается сердечник луговой.

2. Размножение ползучими побегами

Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов – усов, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками.

3. Размножение отводками

Весной молодой побег изгибают так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей, верхушку побега подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза придаточные корни. Тогда побег отрезают от куста и сажают на постоянное место. Отводками можно размножать смородину, крыжовник, калину, яблони.

4. Размножение подземными видоизмененными побегами.

Корневищами – размножаются сорняки: пырей, сныть, тысячелистник. Новые побеги, после прополки, появляется из почек, которые остались на кусочках корневищ, оставшихся в почве.

Корневищами размножают многие ценные декоративные растения: ирисы, ландыш, астры многолетние.

Клубнями (а также его частями: глазками, почками ростками, верхушками) размножаются: картофель, топинамбур, георгины.

Луковицами: лук, чеснок, тюльпаны, лилии.

5. Размножение прививкой

Почку – глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка.

Дичок – это молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Дичок – это подвой. Почка – глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки – это привой.

Прививку черенком – делают весной, пока не тронулись в рост почки. Необходимое условие – камбий привоя надо плотно прижать к камбию подвоя и туго обвязать мочалом или скотчем, а срез замазать варом.

Прививка почкой – проводиться во второй половине лета.

6. Размножение культурой тканей

– выращивание растений из клеток образовательной ткани, помещенных в питательную среду.

7. Значение вегетативного размножения в природе

Закрепление

1. Перечислите способы размножения надземными побегами?

(ответ: 1. черенками: стеблевыми, корневыми, листовыми; 2. ползучими побегами – усами; 3. отводками).

2. Что такое черенок?

3. Что такое прививка?

4. Какое значение имеет вегетативное размножение в природе?

Задание на дом

§43; практическое задание (сроком на 1 месяц), стр. 190-191.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Минаева Таисия Михайловна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_biologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474297"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства