3. этап- Итак о каком представителе пойдет речь? Итак тема урока « Лишайники -кто они?» (слайд3) Запишите в рабочем листе -А к какому царству они относятся? А для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо, как вы думаете, что сделать?
Правильно. Молодцы! Это и есть цель нашего урока: Изучить строение ,многообразие и значение лишайников. (слайд4) Запишите в рабочем листе
| -О лишайниках - Грибы, растения -Изучить строение и многообразие лишайников, а также их значение (дети формулируют сами тему , цель урока и записывают в рабочем листе) | Таблица, Презентация, Рабочий лист |
4.этап. Прочитайте приложение1
- Что же это за организм, лишайник? Постарайтесь дать определение лишайнику. Запишите в рабочем листе.(слайд5) Наука изучающая лишайники –ЛИХЕНОЛОГИЯ.(слайд6) Насчитывается 26 тысяч видов лишайников. А по форме их тела ,которое называется слоевищем или талломом ,(слайд 7,8,9) различают: накипные, листоватые, кустистые. Рассмотрите гербарий лишайников определите к какой группе они относятся и выделите основные признаки классификации на эти группы Проверяем А теперь возвращаемся к тексту (Приложении 2 )и используя рисунок в рабочем листе заполните таблицу: «Внутреннее строение лишайников»(слайд10,11) Молодцы! Исходя из строения лишайников, как вы думаете могут ли существовать отдельно водоросль и гриб из лишайников? Почему? А как могут размножаться лишайники? Молодцы! Мы выяснили почему ученые их относят к различным царствам, но уникальность лишайников заключается еще в их значении. Каково же значение лишайников в природе и для человека? Прочитайте материал приложения 3 ,обобщите и запищите в рабочий лист(слайд 12) Молодцы! 5 этап. Итак ребята , урок подходит к концу. Какая же цель стояла перед нами? Достигли ли мы этой цели? Давайте проверим На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете красную, если неверно, то синюю. Зачитываю вопросы Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (красный) Различают 2 основных типа слоевищ лишайников (синий) Наиболее простой тип лишайника кустистый (синий) Автотрофный компонент лишайника — гриб (синий) Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (красный) Молодцы! Оцените в рабочем листе свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале. За активную работу на уроке я поставлю………оценку. 6.Домашнее задание пор 69, приготовить сообщения об охраняемых лишайниках Рязанской области, манне небесной, среде обитания лишайников.(слайд 13) | Читают приложение 1 Записывают Лишайник- симбиотический организм гриба и водоросли. записывают Идет работа в гуппах Работая в группе рассматривают гербарий, выявляют признаки внешнего строения различных типов лишайников. Записывают в рабочий лист. Типы лишайников: Накипные- их тело слоевище, плотно прилегает к субстракту с помощью чешуек(например: Листоватые- слоевище похоже на расчлененные пластинки(например: Кустистые- состоят из прямостоячих веточек(например: Выполняют небольшую разминку. Читают текст, рассматривают рисунок Записывают в рабочем листе Слой | Функция | Верхний корковый слой | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения | Слой водорослей | Образует органическое вещество | Сердцевина(гифы гриба) | Проводит воду и минеральные вещества, воздух | Нижний корковый слой | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения | Зачитывают. Отвечают: Водоросль –да (сама образует в результате фотосинтеза органическое вещество)……, гриб -нет…(питается готовым органическим веществом)…. Частичками таллома Читают текст и записывают: Значение в природе и жизни человека: почвообразование, корм, пища, лекарство, парфюмерия, красители, археология, индикация Зачитывают Изучить строение лишайников…… Да Дети поднимают нужные карточки( закрепляют и обобщают изученный материал) Оценивают свою деятельность | Презентация , гербарий лишайников |