kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Лишайники -кто они?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Образовательные: • раскрыть общие особенности организации лишайников (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); Развивающие: • развивать понятия о многообразии живых организмов; • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. Воспитательные: • Воспитывать любовь к природе; • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Лишайники -кто они?" »

МБОУ «СОШ 55»



Урок на тему:

Лишайники – кто они?



Разработала

Евдокимова Н. В.

(Учитель биологии,

1 квалификационная категория)









Рязань 2014 год



Содержание:

1.Технологическая карта урока

2.Рабочий лист учащегося

3.Приложение 1

4.Приложение 2

5.Приложение3

6.Презентация урока



















Цели урока:

Образовательные:

• раскрыть общие особенности организации лишайников (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

Развивающие:

• развивать понятия о многообразии живых организмов;

• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе;

• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.



Задачи урока: создать условия для развития:



1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между особенностями организации лишайников и отличиями от организации других царств живой природы

2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. ключевых компетенций:



- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;

- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.



Тип урока: изучение нового материала

Ведущая педагогическая идея: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах (см. ход урока и приложения)

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: биологические задачи, метод исследования, беседа, здоровьесберегающая технология

УМК: Д.И. Трайтак «Биология: Растения, бактерии,грибы,лишайники»

Тема учебного модуля: Разнообразие живых организмов

Тема урока: Лишайники - кто они?

Опорные понятия, термины: симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище

Новые понятия, термины: лишайники, лихенология, накипные, листовые, кустистые,

Цель урока: Изучить строение , многообразие и значение лишайников

Домашнее задание: изучить параграф 69, приготовить сообщения (индивидуально)

















Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Универсальные учебные действия

Личностные

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Предметные

1

Организационный момент

Проверка усвоения учащимися основных вопросов темы ,создание позитивного эмоционального настроя учащихся.


Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.


Выделение существенных признаков царств живой природы, типы взаимоотношений живых организмов

2

Актуализация знаний

Актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся;

- обеспечение нормальной обстановки на уроке учащихся,

обеспечение мотивации к изучению новой темы.

Возникновение познавательного интереса

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного отношения и принятия

Умение формулировать новые понятия













Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Методическое обеспечение

-1этап.

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас на уроке, который пройдет в обстановке взаимопонимания и сотрудничества. Обратите внимание все ли у вас приготовлено к уроку.

На прошедших занятиях мы подробно изучили с вами многих представителей различных царств.

- Какие же царства живой природы вы знаете?

Молодцы!

-Кто же такие растения?

-Кто же такие грибы?

-А какие взаимоотношения могут существовать между организмами в природе?

Молодцы!



Приветствовали учителя.


Смотрят готовность к уроку.








Отвечают на вопросы:




-Растения, грибы, бактерии.(животные)




-Организмы образующие сами органическое вещество ( автотрофный способ питания)


-Организмы питающиеся готовыми органическими веществами (гетеротрофный способ питания)

-конкуренция, паразитизм, симбиоз, нейтрализм











Таблицы: грибов, растений, бактерий


Презентация




























Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Методическое обеспечение урока

2 этап…Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”(слайд 1)

Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальным организмом, который многие ученые относят к царству грибов , а некоторые к царству растений.

Кто же это, вы узнаете ответив на вопросы кроссворда , который у вас в приложении1


Давайте проверим(слайд2)


-Молодцы!







Отвечают на вопросы

Вопросы:

Голосеменное растение из символов Нового года.

Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.

Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.

Тонкие белые нити, образующие тело гриба.

Как называется тело низших растений.

Низшие растения, живущие в основном в воде.

Работают на листах и зачитывают ответы.(Лишайники)







Рабочий лист




Этап урока

Цель этапа

Универсальные учебные действия

Личностные

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Предметные

3








Постановка цели

(целепологание)







Создание проблемной ситуации и переход к изучению новой темы



Вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения





Умение свободно высказывать собственное мнение, умение вести диалог


Формирование способов анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал



4







Изучение нового

Материала






Изучение нового материала через поисковую работу





Развитие у учащихся самостоятельности и саморазвития, а также формирование основ теоретического мышления




Проводят обобщения и составляют рабочий лист

Формирование способов анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал



5



Рефлексивно оценочный этап


Применение знаний




Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока


Усваивают новые понятия и применяют основные вопросы урока

Собственная

оценка участия каждого ребенка в работе на уроке


Обобщают и делают вывод о значении лишайников




Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Методическое обеспечение урока

3. этап- Итак о каком представителе пойдет речь?

Итак тема урока « Лишайники -кто они?» (слайд3)

Запишите в рабочем листе

-А к какому царству они относятся?

А для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо, как вы думаете, что сделать?



Правильно. Молодцы!

Это и есть цель нашего урока: Изучить строение ,многообразие и значение лишайников. (слайд4) Запишите в рабочем листе






-О лишайниках







-

Грибы, растения




-Изучить строение и многообразие лишайников, а также их значение


(дети формулируют сами тему ,

цель урока и записывают в рабочем листе)
















Таблица,

Презентация,

Рабочий лист

4.этап.

Прочитайте приложение1



- Что же это за организм, лишайник? Постарайтесь дать определение лишайнику. Запишите в рабочем листе.(слайд5)

Наука изучающая лишайники –ЛИХЕНОЛОГИЯ.(слайд6)

Насчитывается 26 тысяч видов лишайников. А по форме их тела ,которое называется слоевищем или талломом ,(слайд 7,8,9)

различают: накипные, листоватые, кустистые.

Рассмотрите гербарий лишайников определите к какой группе они относятся и выделите основные признаки классификации на эти группы

Проверяем


  • Давайте отдохнем…….

А теперь возвращаемся к тексту (Приложении 2 )и используя рисунок в рабочем листе заполните таблицу: «Внутреннее строение лишайников»(слайд10,11)






Молодцы!



Исходя из строения лишайников, как вы думаете могут ли существовать отдельно водоросль и гриб из лишайников? Почему?

А как могут размножаться лишайники?

Молодцы!

Мы выяснили почему ученые их относят к различным царствам, но уникальность лишайников заключается еще в их значении.

Каково же значение лишайников в природе и для человека? Прочитайте материал приложения 3 ,обобщите и запищите в рабочий лист(слайд 12)

Молодцы!







5 этап. Итак ребята , урок подходит к концу. Какая же цель стояла перед нами?

Достигли ли мы этой цели?

Давайте проверим

На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете красную, если неверно, то синюю. Зачитываю вопросы

Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (красный)

Различают 2 основных типа слоевищ лишайников (синий)

Наиболее простой тип лишайника кустистый (синий)

Автотрофный компонент лишайника — гриб (синий)

Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (красный)

Молодцы!

Оцените в рабочем листе свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале.

За активную работу на уроке я поставлю………оценку.



6.Домашнее задание пор 69, приготовить сообщения об охраняемых лишайниках Рязанской области, манне небесной, среде обитания лишайников.(слайд 13)





Читают приложение 1


Записывают


Лишайник- симбиотический организм гриба и водоросли.



записывают












Идет работа в гуппах

Работая в группе рассматривают гербарий, выявляют признаки внешнего строения различных типов лишайников. Записывают в рабочий лист.

Типы лишайников:


  • Накипные- их тело слоевище, плотно прилегает к субстракту с помощью чешуек(например:

  • Листоватые- слоевище похоже на расчлененные пластинки(например:

  • Кустистые- состоят из прямостоячих веточек(например:

Выполняют небольшую разминку.


Читают текст, рассматривают рисунок


Записывают в рабочем листе



Слой

Функция

Верхний корковый слой

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения

Слой водорослей

Образует органическое вещество

Сердцевина(гифы гриба)

Проводит воду и минеральные вещества, воздух

Нижний корковый слой

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения

Зачитывают.









Отвечают:

Водоросль –да (сама образует в результате фотосинтеза органическое вещество)……, гриб -нет…(питается готовым органическим веществом)….







Частичками таллома



Читают текст и записывают:






Значение в природе и жизни человека:

почвообразование, корм, пища, лекарство, парфюмерия, красители, археология, индикация

Зачитывают



























Изучить строение лишайников……




Да


Дети поднимают нужные карточки( закрепляют и обобщают изученный материал)






















Оценивают свою деятельность


Презентация , гербарий лишайников








































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по биологии "Лишайники -кто они?"

Автор: Евдокимова Наталия Васильевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "«Природная зона Арктическая пустыня» "
    ["seo_title"] => string(39) "prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "246977"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446480373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства