Цели урока:
Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации лишайников (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Лишайники -кто они?" »
МБОУ «СОШ 55»
Урок на тему:
Лишайники – кто они?
Разработала
Евдокимова Н. В.
(Учитель биологии,
1 квалификационная категория)
Рязань 2014 год
Содержание:
1.Технологическая карта урока
2.Рабочий лист учащегося
3.Приложение 1
4.Приложение 2
5.Приложение3
6.Презентация урока
Цели урока:
Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации лишайников (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Задачи урока: создать условия для развития:
1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между особенностями организации лишайников и отличиями от организации других царств живой природы
2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
3. ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Тип урока: изучение нового материала
Ведущая педагогическая идея: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах (см. ход урока и приложения)
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: биологические задачи, метод исследования, беседа, здоровьесберегающая технология
Проверка усвоения учащимися основных вопросов темы ,создание позитивного эмоционального настроя учащихся.
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений
Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Выделение существенных признаков царств живой природы, типы взаимоотношений живых организмов
2
Актуализация знаний
Актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся;
- обеспечение нормальной обстановки на уроке учащихся,
обеспечение мотивации к изучению новой темы.
Возникновение познавательного интереса
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного отношения и принятия
Умение формулировать новые понятия
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Методическое обеспечение
-1этап.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас на уроке, который пройдет в обстановке взаимопонимания и сотрудничества. Обратите внимание все ли у вас приготовлено к уроку.
На прошедших занятиях мы подробно изучили с вами многих представителей различных царств.
- Какие же царства живой природы вы знаете?
Молодцы!
-Кто же такие растения?
-Кто же такие грибы?
-А какие взаимоотношения могут существовать между организмами в природе?
Молодцы!
Приветствовали учителя.
Смотрят готовность к уроку.
Отвечают на вопросы:
-Растения, грибы, бактерии.(животные)
-Организмы образующие сами органическое вещество ( автотрофный способ питания)
-Организмы питающиеся готовыми органическими веществами (гетеротрофный способ питания)
-конкуренция, паразитизм, симбиоз, нейтрализм
Таблицы: грибов, растений, бактерий
Презентация
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Методическое обеспечение урока
2 этап…Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”(слайд 1)
Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальным организмом, который многие ученые относят к царству грибов , а некоторые к царству растений.
Кто же это, вы узнаете ответив на вопросы кроссворда , который у вас в приложении1
Давайте проверим(слайд2)
-Молодцы!
Отвечают на вопросы
Вопросы:
Голосеменное растение из символов Нового года.
Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.
Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
Тонкие белые нити, образующие тело гриба.
Как называется тело низших растений.
Низшие растения, живущие в основном в воде.
Работают на листах и зачитывают ответы.(Лишайники)
Создание проблемной ситуации и переход к изучению новой темы
Вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения
Умение свободно высказывать собственное мнение, умение вести диалог
Формирование способов анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал
4
Изучение нового
Материала
Изучение нового материала через поисковую работу
Развитие у учащихся самостоятельности и саморазвития, а также формирование основ теоретического мышления
Проводят обобщения и составляют рабочий лист
Формирование способов анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал
5
Рефлексивно оценочный этап
Применение знаний
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока
Усваивают новые понятия и применяют основные вопросы урока
Собственная
оценка участия каждого ребенка в работе на уроке
Обобщают и делают вывод о значении лишайников
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Методическое обеспечение урока
3. этап- Итак о каком представителе пойдет речь?
Итак тема урока « Лишайники -кто они?» (слайд3)
Запишите в рабочем листе
-А к какому царству они относятся?
А для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо, как вы думаете, что сделать?
Правильно. Молодцы!
Это и есть цель нашего урока: Изучить строение ,многообразие и значение лишайников. (слайд4) Запишите в рабочем листе
-О лишайниках
-
Грибы, растения
-Изучить строение и многообразие лишайников, а также их значение
(дети формулируют сами тему ,
цель урока и записывают в рабочем листе)
Таблица,
Презентация,
Рабочий лист
4.этап.
Прочитайте приложение1
- Что же это за организм, лишайник? Постарайтесь дать определение лишайнику. Запишите в рабочем листе.(слайд5)
Наука изучающая лишайники –ЛИХЕНОЛОГИЯ.(слайд6)
Насчитывается 26 тысяч видов лишайников. А по форме их тела ,которое называется слоевищем или талломом ,(слайд 7,8,9)
различают: накипные, листоватые, кустистые.
Рассмотрите гербарий лишайников определите к какой группе они относятся и выделите основные признаки классификации на эти группы
Проверяем
Давайте отдохнем…….
А теперь возвращаемся к тексту (Приложении 2 )и используя рисунок в рабочем листе заполните таблицу: «Внутреннее строение лишайников»(слайд10,11)
Молодцы!
Исходя из строения лишайников, как вы думаете могут ли существовать отдельно водоросль и гриб из лишайников? Почему?
А как могут размножаться лишайники?
Молодцы!
Мы выяснили почему ученые их относят к различным царствам, но уникальность лишайников заключается еще в их значении.
Каково же значение лишайников в природе и для человека? Прочитайте материал приложения 3 ,обобщите и запищите в рабочий лист(слайд 12)
Молодцы!
5 этап. Итак ребята , урок подходит к концу. Какая же цель стояла перед нами?
Достигли ли мы этой цели?
Давайте проверим
На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете красную, если неверно, то синюю. Зачитываю вопросы
Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (красный)
Различают 2 основных типа слоевищ лишайников (синий)
Наиболее простой тип лишайника кустистый (синий)
Автотрофный компонент лишайника — гриб (синий)
Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (красный)
Молодцы!
Оцените в рабочем листе свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале.
За активную работу на уроке я поставлю………оценку.
6.Домашнее задание пор 69, приготовить сообщения об охраняемых лишайниках Рязанской области, манне небесной, среде обитания лишайников.(слайд 13)
Читают приложение 1
Записывают
Лишайник- симбиотический организм гриба и водоросли.
записывают
Идет работа в гуппах
Работая в группе рассматривают гербарий, выявляют признаки внешнего строения различных типов лишайников. Записывают в рабочий лист.
Типы лишайников:
Накипные- их тело слоевище, плотно прилегает к субстракту с помощью чешуек(например:
Листоватые- слоевище похоже на расчлененные пластинки(например:
Кустистые- состоят из прямостоячих веточек(например:
Выполняют небольшую разминку.
Читают текст, рассматривают рисунок
Записывают в рабочем листе
Слой
Функция
Верхний корковый слой
Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения
Слой водорослей
Образует органическое вещество
Сердцевина(гифы гриба)
Проводит воду и минеральные вещества, воздух
Нижний корковый слой
Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения
Зачитывают.
Отвечают:
Водоросль –да (сама образует в результате фотосинтеза органическое вещество)……, гриб -нет…(питается готовым органическим веществом)….