kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить учащихся с разнообразием пресмыкающихся, их ролью в природе и жизни человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека"»


Тема урока: Многообразие пресмыкающихся.

Их роль в природе и жизни человека


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с разнообразием пресмыкающихся, их ролью в природе и жизни человека;

2. Продолжить развитие умений определять черты приспособленности рептилий к

окружающей среде;

3. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе и познавательного интереса к различным методам познания окружающей среды.


Тип урока: обобщения.

Форма урока: урок-исследование.


Оборудование: таблица «Редкие и исчезающие виды пресмыкающихся», экран,

компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека», учебник.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы поговорим об удивительных животных. Их внешний облик пугает, ужасает, вызывает отвращение и одновременно обращает на себя внимание необычным видом, магической грацией, скрытой угрозой. Вместе с тем, большинство пресмыкающихся для человека не опасны.


Убедимся в возможностях познания живой природы с помощью различных методов.



2. Актуализация знаний.

Учитель биологии: «Рептилии» - (от латинского – ползающие) – это наземные холоднокровные позвоночные животные, некоторые вторично водные. На Земле известно около 6 000 видов рептилий, т.е. почти втрое больше, чем современных земноводных.

О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

способными к гипнотическому взгляду (змеи);

долгожителями (черепахи);

ужасно кровожадными (крокодилы);

быстрыми и юркими (ящерицы);

ужасно переменчивыми (хамелеон)

стали символом медицины











2. Повторение:

Задание: Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетради.

1. Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.

2. Рептилии дышат через кожу.

3. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.

4. У рептилий легочное дыхание.

5. Пресмыкающиеся размножаются только в воде.

6. У рептилий внутреннее оплодотворение.

7. Пресмыкающиеся размножаются вне воды – на суше.

8. При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.

9. Размножаются путем откладывания яиц.

10. Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше.


Учащиеся производят взаимопроверку, оценивают свои работы.






3. Учитель: Ребята, знаете ли вы как называют специалиста, изучающего рептилий? (Герпетолог).

Сегодня на уроке представим, что вы герпетологи, которые расскажут нам об этих удивительных животных.











Классификация пресмыкающихся

Групповая работа:

Отряд Чешуйчатые- самая многочисленная группа пресмыкающихся. В этом отряде выделяют 3 подотряда: Змеи, Ящерицы, Хамелеоны.


Общая характеристика подотряда Змеи

Змеи — это безногие чешуйчатые с длинным цилиндрическим телом, с помощью волнообразных изгибов которого они передвигаются. Подвижных век не имеют. Добычу заглатывают целиком благодаря широко растяжимому рту (нижние челюсти подвешены на растяжимых связках). Зубы острые, направлены назад. При нападении на жертву

ядовитые змеи выдвигают вперед из ротовой полости зубы и с их помощью вводят в тело добычи секрет ядовитых желез. Грудина отсутствует. Ребра свободные и исключительно подвижные. Среднее ухо упрощено, барабанная перепонка отсутствует.


Общая характеристика:

(Запись в тетрадь общей характеристики).


Общая характеристика подотряда Ящерицы.

Ящерицы имеют хорошо развитые ноги, но у некоторых видов их нет. У ящерицы

развиты подвижные непрозрачные веки. Многие ящерицы способны к автономии, то есть к отбрасыванию хвоста.


Общая характеристика:

(Запись в тетрадь общей характеристики).


Общая характеристика подотряда Хамелеоны:

Ведут древесный образ жизни. Тело хамелеонов сжато с боков, конечности

благодаря противопоставленным друг другу пальцам, преобразованы в цепляющиеся за

ветки «клешни». Странные глаза хамелеонов живут, кажется, своей собственной жизнью,

т.к. могут вращаться в противоположных направлениях независимо друг от друга.

Закрученный хвост помогает цепляться за ветки, а длинным липким языком хамелеоны

«выстреливают» в добычу почти на длину своего тела. Перемещаются они крайне

медленно, в нужный момент, маскируясь, меняя цвет кожи.


Общая характеристика:

(Запись в тетрадь общей характеристики).


Отряд Крокодилы представлен крупными (длиной до 6 м), наиболее высокоорганизованными пресмыкающими-ся, приспособленными к полуводному образу жизни. У них ящерообразное, слегка уплощенное тело, покрытое роговыми щитками, со сжатым с боков хвостом и плавательными перепонками между пальцами задних ног. Зубы сидят в ячейках (как у млекопитающих). Легкие имеют

сложноячеистое строение и вмещают большой запас воздуха. Развита диафрагма.

Особенность крокодилов – четырех-камерное сердце.


Общая характеристика:

(Запись в тетрадь общей характеристики).


Отряд Черепахи объединяет пресмыкающихся, имеющих компактное тело, заключенное в прочный костный панцирь, в который могут втягиваться шея, голова, конечности и хвост. Сверху костный панцирь покрыт роговыми пластинками или мягкой кожей. Челюсти лишены зубов и имеют острые роговые края.

Позвонки, кроме шейного и хвостового отделов, сращены со спинной частью панциря (как и ребра). Механизм дыхания связан с движением шеи и плеч, которые, выдвигаясь из-под панциря, растягивают легкие. Интенсивность обмена низкая. Способны к длительному голоданию.

(Запись в тетрадь общей характеристики).


отряд Клювоголовые К нему относится единственный вид, доживший до наших дней – гаттерия. Ее называют живым ископаемым, так как все ее родственники вымерли еще 200 млн. лет назад. Свидетельства древности гаттерии не сразу бросаются в глаза. Одно из них – наличие теменного глаза, или третьего глаза. Видеть она им не может, но все же различает степень освещенности. Длина тела гаттерии достигает 76 см. Масса тела от 0,5 –до 1 кг. Ведет преимущественно ночной образ жизни. Плохо бегает. Растет до 50 лет, живет до 100. Гаттерия обитает только на островах Новой Зеландии, вход на которые строго по пропускам.

4.Учитель.

Вывод: Все перечисленные рептилии имеют черты приспособленности к среде, в которой они обитают. Перечислите их.

Учащиеся перечисляют черты приспособленности: маскирующая окраска тела, дыхание легкими, роговой покров и т.д.

5.Учитель: Биологическое разнообразие пресмыкающихся Волгоградской области: степная гадюка,гадюка Никольского,

уж обыкновенный, круглоголовка – вертихвостка;полоз желтобрюхий;

болотная черепаха




7.Учитель: Каково значение пресмыкающихся в природе?




















Учащиеся перечисляют:

В пустынях и в степях, где численность пресмыкающихся велика, они играют

заметную роль в биоценозах. Большинство ящериц и змей уничтожает значительное количество вредных насекомых, моллюсков, грызунов, принося пользу сельскому хозяйству. Но они приносят и вред, уничтожая мальков рыб (например ужи).

Черепахи, некоторые ящерицы и змеи способствуют распространению ряда заболеваний человека и домашних животных. Серьезный вред человеку приносят ядовитые змеи, особенно в жарких странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки, но несмотря на это яд змей - ценное медицинское сырье, для получения которого организуют питомники - серпентарии, где содержат и разводят змей.

8. Учитель: Каково значение пресмыкающихся в жизни человека?


Учащиеся перечисляют:


9. Учитель:

Все  виды  пресмыкающихся,  обитающих в  нашей стране, полезны. Не отлавливайте их и не держите дома только для личного удовольствия и даже в целях наблюдений, исследований. Отлученные от естественной среды, ужи, ящерицы и другие пресмыкающиеся мучаются и по тем или другим причинам гибнут. Поэтому рекомендуем вам наблюдать за жизнью этих животных в природных условиях. Не исключено, что вам попадутся и редкие виды пресмыкающихся. Никогда не упускайте случая пронаблюдать за их жизнью. Пусть ваши наблюдения будут и кратковременны, но, если вы ничего не оставите без внимания, все точно и  содержательно  зафиксируете,  они  будут  весьма  ценными.

Значимость наблюдений заметно усилится, если наблюдаемые животные или характерные моменты их жизни и поведения будут запечатлены на фотографиях — документальных подтверждениях виденного.

Наблюдения помогут вам приобрести необходимые навыки исследовательской работы. Кроме того, вы станете обладателями ценной информации, которая поможет вам лучше понять жизнь

животных.


Сообщения учащихся: В связи с истреблением промысловых и ядовитых пресмыкающихся численность некоторых из них настолько сократилась, что появилась угроза их исчезновения. Спасти виды редких и исчезающих пресмыкающихся может только их охрана.

Запрещено истребление серых варанов, дальневосточных черепах, среднеазиатских кобр и многих других пресмыкающихся.

Около 150 видов и подвидов пресмыкающихся находятся в Красной книге Международного союза охраны природы

Требуется запрет на отлов обыкновенной гадюки, а также охрана ее мест обитания. Для восстановления и сохранения численности пресмыкающихся разводят в неволе. Однако если человек не изменит свое варварское отношение к природе, то в скором времени некоторых пресмыкающихся ждет участь динозавров

10. ВЫВОД:

Итак, наш урок-исследование завершается. Интересно ли вам было на уроке?

- Что вы сегодня вспомнили?

- Какие новые знания прибавились?

- Что захотелось узнать еще нового по этой теме?

Оценка и самооценка деятельности обучающихся на уроке.


Учащиеся делают вывод:


11. Домашнее задание.

§ 42,43


Используемые ресурсы:

  1. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология. Животные.Москва: Вентана-Граф, 2010г.

  2. С.В.Суматохин, В.С.Кучменко. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. Москва: Вентана-Граф, 2010г.

  3. А.Теремов, В.Рохлев. Занимательная зоология. Москва: АСТ-Пресс, 2000г.

  4. Электронное издание. Кирилл и Мефодий. Энциклопедия.

  5. http://bio.1september.ru


http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F5%2F93%2F967%2F93967712_3827565_raspisnayacherepaha.jpg&pos=28&uinfo=sw-1419-sh-767-fw-1377-fh-561-pd-1&rpt=simage


http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fthumb7.shutterstock.com%2Fthumb_small%2F637000%2F637000%2C1282782543%2C8%2Fstock-photo-the-marine-iguana-poses-the-sea-iguana-having-opened-a-mouth-poses-on-stones-with-seaweed-59778280.jpg&pos=84&uinfo=sw-1419-sh-715-fw-1194-fh-509-pd-1&rpt=simage


http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fwww.seapeace.ru%2Fnetcat_files%2F132%2F172%2Fh_599bfa1feff2983a1f3584fcf2cd93f8&pos=99&uinfo=sw-1419-sh-715-fw-1194-fh-509-pd-1&rpt=simage


http://images.yandex.ru/yandsearch?p=8&text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fstatic.ngs.ru%2Fforum%2Favatar%2Fbae5efd36d0c9868ec838223e5144de1_1994.jpg&pos=240&uinfo=sw-1419-sh-715-fw-1194-fh-509-pd-1&rpt=simage




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека"

Автор: Жаркова Любовь Викторовна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Охрана животного мира""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-okhrana-zhivotnogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "290075"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454920461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства