КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
Цели:
ознакомить учащихся с новым понятием - биоритмы (суточные, недельные, месячные, сезонные);
рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность;
с помощью анкеты определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: вводный.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека;
рассмотреть, что такое суточные, недельные, месячные, сезонные биоритмы.
Развивающие:
формирование интеллектуальных умений - анализировать, сравнивать, делать выводы - на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма (утреннего или вечернего), к которому они относятся;
формирование общеучебных умений;
работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях графиков, записей.
Воспитательные:
• воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.
Оборудование: тетради, видеофильм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА" »
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Цели:
ознакомить учащихся с новым понятием - биоритмы (суточные, недельные, месячные, сезонные);
рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность;
с помощью анкеты определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: вводный.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека;
рассмотреть, что такое суточные, недельные, месячные, сезонные биоритмы.
Развивающие:
формирование интеллектуальных умений - анализировать, сравнивать, делать выводы - на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма (утреннего или вечернего), к которому они относятся;
формирование общеучебных умений;
работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях графиков, записей.
Воспитательные:
• воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.
Оборудование: тетради, видеофильм.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
На доске слова:
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам...
А.И. Герцен
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить...
Ф. Жолио-Кюри
II. Постановка задачи.
Учитель. Биологический ритм - один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Какие изменения условий среды они наблюдали или знают? (Смена времён года, нарастание или уменьшение солнечной активности, смена дня и ночи, периодичность приливов и отливов.
Биологические ритмы
Задание. Заполнить схему в тетради.
Биоритмы - это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. - Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Биоритмы - это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.
Задание. В тетради составить графики работоспособности в течение суток и в течение недели.
График работоспособности в течение суток.
В течение суток наблюдается три дважды повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа каждый.
Период "тяжести, покоя и влаги". Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса.
На нас он отражается покоем и тяжестью. Это наиболее благоприятный период для первого приёма пищи.
10-12 часов - в это время нам особенно хочется есть, пища полноценно переваривается.
14-18 - часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом.
18-22 - человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.
22-2 - чаще всего снятся "вещие сны", появляется также аппетит.
2-6 - если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.
Про принятие пищи можно сказать, что пятиразовый приём полезнее, чем двухразовый. Почему? (Ребята могут сами ответить на этот вопрос?)
Организм получает больше питательных веществ, все клетки организма в том числе и мозговые, лучше работают.
Недельные биоритмы.
Недельные биоритмы. Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую - настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Почему? Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю "отдыха" - нужно стараться не перегружать организм. Влияние луны. Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует.
Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).
Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в 9-15 часов. Смертность при ночных хирургических операциях в три раза выше, чем при дневных. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз обостряется весной, язва - весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от рождения.
Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, ас 18 до 24 часов снижается.
Время приёма лекарств также имеет большое значение. Приём инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве. (Эти интересные данные приводятся в конце занятия).
Дискуссия.
Учитель. Доказано, что у людей с 7-8 часовым сном, смертность минимальна. Если спят больше 10 часов, то она возрастает в 1,5-2 раза, а меньше 4 часа в 2,5 раза. Работоспособность также определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 ив 16-18 часов, наименьшая - в 14. Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в 5-6 часов утра, понижение - в 1-3 часа. Но из правил есть исключения. Бывает, что время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. Это - "совы". "Жаворонки" же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. "Совы" засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Кроме "жаворонков" и "сов", есть еще и "голуби". Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип. Задание. Ответить на вопросы теста и определить к какому типу относитесь (работа в тетради).
Вопросы
Ответы
Баллы
1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько?
Не смогу, проснусь как обычно.
Проснусь позже на час.
Проснусь позже на 2 часа.
Проснусь позже на 3 часа.
Проснусь позже на 4 часа.
1
2
3
4
5
2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?
10 минут или даже меньше.
15 минут.
Полчаса.
Около часа.
Больше часа.
1
2
3
4
5
3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?
С вечерне-дневным пиком.
С дневным пиком.
С утренним и вечерним пиками.
С утренне-дневным пиком.
С утренним пиком.
5
4
3
2
1
4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало?
В 9 ч. утра или еще позже.
В 8 ч утра.
В 7 ч. утра.
В 6 ч. утра.
В 5 ч утра или еще раньше.
5
4
3
2
1
5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?
Раньше 6.30 утра.
Между 6.30 и 6.50 утра.
Между 6.50 и 7 ч. утра.
Между 7 и 7.10 утра.
После 7.10 утра.
1
2
3
4
5
6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?
С 8 до 11 ч. утра.
С 9 утра до 12 ч. дня.
С 10 утра до часа дня.
С 11 ч. утра до 14 ч. дня.
С 12 до 15 часов дня.
1
2
3
4
5
7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?
Только после сна.
После сна и после обеда.
В послеобеденное время.
После обеда и перед сном.
Только перед сном.
5
4
3
2
1
8. Когда Вы вольны, сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь?
В 11 ч. утра или позже.
В 10 ч. утра.
В 9 ч. утра.
В 8 ч. утра.
В 7 часов утра или раньше.
5
4
3
2
1
IV. Заключение.
Просмотр видеофильма про "живые " часы.
V. Домашнее задание.
Составить свои биоциклы, пользуясь указанной схемой.