kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • ознакомить учащихся с новым понятием - биоритмы (суточные, недельные, месячные, сезонные);
  • рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность;
  • с помощью анкеты определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: вводный.

Задачи:

  • Образовательные:
  • ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека;
  • рассмотреть, что такое суточные, недельные, месячные, сезонные биоритмы.
  • Развивающие:
  • формирование интеллектуальных умений - анализировать, сравнивать, делать выводы - на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма (утреннего или вечернего), к которому они относятся;
  • формирование общеучебных умений;
  • работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях графиков, записей.
  • Воспитательные:

•               воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.

Оборудование: тетради, видеофильм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА" »

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА


Цели:

  • ознакомить учащихся с новым понятием - биоритмы (суточные, недельные, месячные, сезонные);

  • рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность;

  • с помощью анкеты определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: вводный.

Задачи:

  • Образовательные:

  • ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека;

  • рассмотреть, что такое суточные, недельные, месячные, сезонные биоритмы.

  • Развивающие:

  • формирование интеллектуальных умений - анализировать, сравнивать, делать выводы - на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма (утреннего или вечернего), к которому они относятся;

  • формирование общеучебных умений;

  • работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях графиков, записей.

  • Воспитательные:

• воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.

Оборудование: тетради, видеофильм.


ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

На доске слова:

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам...

А.И. Герцен

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить...

Ф. Жолио-Кюри

II. Постановка задачи.

Учитель. Биологический ритм - один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм.

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

- Какие изменения условий среды они наблюдали или знают? (Смена времён года, нарастание или уменьшение солнечной активности, смена дня и ночи, периодичность приливов и отливов.


Биологические ритмы

Задание. Заполнить схему в тетради.

Биоритмы - это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. - Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Биоритмы - это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.

Задание. В тетради составить графики работоспособности в течение суток и в течение недели.

График работоспособности в течение суток.

В течение суток наблюдается три дважды повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа каждый.

Период "тяжести, покоя и влаги". Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса.

На нас он отражается покоем и тяжестью. Это наиболее благоприятный период для первого приёма пищи.

  • 10-12 часов - в это время нам особенно хочется есть, пища полноценно переваривается.

  • 14-18 - часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом.

  • 18-22 - человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.

  • 22-2 - чаще всего снятся "вещие сны", появляется также аппетит.

  • 2-6 - если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.

Про принятие пищи можно сказать, что пятиразовый приём полезнее, чем двухразовый. Почему? (Ребята могут сами ответить на этот вопрос?)

Организм получает больше питательных веществ, все клетки организма в том числе и мозговые, лучше работают.


Недельные биоритмы.


Недельные биоритмы. Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую - настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Почему? Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю "отдыха" - нужно стараться не перегружать организм. Влияние луны. Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует.

Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).

Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в 9-15 часов. Смертность при ночных хирургических операциях в три раза выше, чем при дневных. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз обостряется весной, язва - весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от рождения.

Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, ас 18 до 24 часов снижается.

Время приёма лекарств также имеет большое значение. Приём инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве. (Эти интересные данные приводятся в конце занятия).

Дискуссия.

Учитель. Доказано, что у людей с 7-8 часовым сном, смертность минимальна. Если спят больше 10 часов, то она возрастает в 1,5-2 раза, а меньше 4 часа в 2,5 раза. Работоспособность также определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 ив 16-18 часов, наименьшая - в 14. Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в 5-6 часов утра, понижение - в 1-3 часа. Но из правил есть исключения. Бывает, что время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. Это - "совы". "Жаворонки" же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. "Совы" засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Кроме "жаворонков" и "сов", есть еще и "голуби". Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип. Задание. Ответить на вопросы теста и определить к какому типу относитесь (работа в тетради).


Вопросы

Ответы

Баллы

1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько?

Не смогу, проснусь как обычно.

Проснусь позже на час.

Проснусь позже на 2 часа.

Проснусь позже на 3 часа.

Проснусь позже на 4 часа.

1

2

3

4

5

2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут или даже меньше.

15 минут.

Полчаса.

Около часа.

Больше часа.

1

2

3

4

5

3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

С вечерне-дневным пиком.

С дневным пиком.

С утренним и вечерним пиками.

С утренне-дневным пиком.

С утренним пиком.

5

4

3

2

1

4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало?

В 9 ч. утра или еще позже.

В 8 ч утра.

В 7 ч. утра.

В 6 ч. утра.

В 5 ч утра или еще раньше.

5

4

3

2

1

5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?

Раньше 6.30 утра.

Между 6.30 и 6.50 утра.

Между 6.50 и 7 ч. утра.

Между 7 и 7.10 утра.

После 7.10 утра.

1

2

3

4

5

6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 11 ч. утра.

С 9 утра до 12 ч. дня.

С 10 утра до часа дня.

С 11 ч. утра до 14 ч. дня.

С 12 до 15 часов дня.

1

2

3

4

5

7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?

Только после сна.

После сна и после обеда.

В послеобеденное время.

После обеда и перед сном.

Только перед сном.

5

4

3

2

1

8. Когда Вы вольны, сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь?

В 11 ч. утра или позже.

В 10 ч. утра.

В 9 ч. утра.

В 8 ч. утра.

В 7 часов утра или раньше.

5

4

3

2

1


IV. Заключение.

Просмотр видеофильма про "живые " часы.

V. Домашнее задание.

  1. Составить свои биоциклы, пользуясь указанной схемой.


Режимные моменты

Время

1 Побуждение.

7.00

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели.

7.00-7.30

  • От дня рождения на 23-й день - физический подъем сил,

  • на 28-й день - эмоциональный,

  • на 33-й день - интеллектуальный.

  1. Записать в тетради свой распорядок дня и сравнить его с приведенным ниже образцом. Из этого сделать вывод.

Утренний завтрак.

7.30-7.50

Дорога в школу.

7.50-8.00

Учебные занятия в школе и общественная работа.

8.00-14.00

Дорога из школы домой (прогулка).

14.00-14.30

Обед.

14.30-15.00

Пребывание на воздухе.

15.00-16.00

Приготовление уроков.

16.00-18.30

Пребывание на воздухе или занятие в кружках, секциях.

18.30-19.30

Ужин и свободные занятия.

19.30-21.00

Сон.

21.00-7.00

Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся во 2-ю смену

Режимные моменты Время

Пробуждение.

7.00.

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели.

7.30-8.00

Утренний завтрак и помощь семье.

8.00-9.00 11.30

Приготовление уроков.



Свободное занятие и прогулки.

11.30-12.30

Обед

12.30-13.00

Дорога в школу(прогулка).

13.00-13.30

Учебные занятия в школе, общественная работа.

13.30-18.30

Дорога домой.

18.30-19.00

Ужин и свободные занятия.

19.00-21.00

Приготовление ко сну.

21.00-21.30

Сон.

21.30-7.30

Спасибо! Будьте здоровы!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

Автор: Савинова Наталья Владимировна

Дата: 28.06.2014

Номер свидетельства: 108900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по биологии на тему: "Шляпочные грибы" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-shliapochnyie-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "193700"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427686930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства