Конспект по биологии "Отдел Папоротниковидные" 7 класс
Конспект по биологии "Отдел Папоротниковидные" 7 класс
Растение папоротника известно нам еще с дохристианских времен, благодаря легендам и поверьям, празднику Ивана Купала, на который все желающие получить богатство и тайны природы, суперсилу, искали мифический цветок папоротника, который цвел лишь одну ночь своим алым горящим цветом, а иногда уводил искателей вглубь леса и те никогда не возвращались. Цель урока:Ознакомить обучающихся с высшими споровыми растениями, формировать умения работать с новым материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пояснительная записка. Растение папоротника известно нам еще с дохристианских времен, благодаря легендам и поверьям, празднику Ивана Купала, на который все желающие получить богатство и тайны природы, суперсилу, искали мифический цветок папоротника, который цвел лишь одну ночь своим алым горящим цветом, а иногда уводил искателей вглубь леса и те никогда не возвращались.
Однако, отойдя от легенд и мифов, нужно изучить биологическое значение папоротника в экосистеме. Как и любое другое растение, либо вид, папоротники являются незаменимой ступенью, которая связывает круговорот в природе. Без него вряд ли бы существовали некоторые виды насекомых, микроорганизмов, разнообразных беспозвоночных животных. Папоротник появился на нашей планете еще в доисторические времена, а сейчас, из-за глобального потепления, жизнь некоторых видов в разных эко условиях может неестественным путем прерваться. Мы называем лишь леса – легкими планеты, но папоротники, как и любые другие растения, принимают участие в выработке кислорода. И давайте задумаемся, что произойдет с балансом на Земле, если папоротники, как воздухо образующие элементы, которые к тому же, кормят некоторые виды и являются местом обитания других, исчезнут.
Также папоротники входят в список тех растений, которые при перегнивании, делают почву плодородной и могут служить в таком случае веществом для удобрения. Поскольку папоротниковые виды содержат много азота, они являются незаменимы в сельском хозяйстве, формировании почв и субстратов для садовых растений, образовывают торф, который потом используется во многих отраслях.
Актуальность. Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним растением.
Папоротники умеренного пояса в большинстве – многолетние наземные травянистые растения. Жизненные формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники, эпифитные папоротники и др.
На данный момент многие виды папоротников занесены в Красную книгу вымирающих растений.
Цель: ознакомить обучающихся с высшими споровыми растениями, формировать умения работать с новым материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии
папоротникообразных;
- выявить усложнения их организации в ходе эволюции;
- проследить межпредметные связи биологии с историей, литературой;
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать
выводы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения
занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал обучающихся.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового
общения;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала
Работа с классом у доски по таблицам:
Строение мха кукушкина льна и сфагнума (сходство и различия)
Размножение мха кукушкина льна
3. Знакомство с новым материалом.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится со споровыми растениями, и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагаются ребусы, отгадав которые мы сможем сформулировать тему нашего занятия.
Слайд 2. “Ребусы” (Папоротник, плаун, хвощ).
Слайд 3Тема урока:Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.
Слайд 4. Цель урока: Познакомиться с высшими споровыми растениями, сравнить изучаемые объекты, выяснить в чем сходство и различие этих растений.
Слайды 5 - 6
Герой повести Николая Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала” Петро - увидел цветение папоротника.
“Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.
“Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках”. [Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала.]
Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала.
Слайд 7. Проблема:
Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?
(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный вопрос)
Ответ на этот вопрос очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.
Общая характеристика отдела.
Папоротниковидные - растения древние, появились на земле около 400 млн., лет назад. Произошли папоротники от потомков псилофитов.
Слайд 8. Псилофиты древнейшие наземные растения, населявшие пограничную зону между водой и сушей.
В настоящее время известно более 10 000 видов растений из этого отдела. Произрастают папоротники повсеместно – на суше, в водоемах, на скалах, но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.
В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках. Очень немногие представители этого отдела являются водными растениями.
Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м, а диаметра ствола 50 см), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.
Слайд 9.
Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.
Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник - азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)
Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.
Слайд 10.Строение папоротника.
И я приглашаю к доске 1 группу экспертов-ботаников, которые объяснят нам строение папоротника на примере Щитовника мужского.
Ученики-эксперты. У папоротника есть подземный видоизмененный побег – корневище. От него вверх отходят листья, а вниз – придаточные или дополнительные корни.
Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растения.
У большинства папоротников лист растет как стебель – верхушкой. Он улиткообразно закручен и называется вайя (т.е. «веер»). Лист состоит из черешка и листовых пластинок. Лист является одновременно фотосинтезирующим и спороносящим органом.
На нижней стороне листовой пластинки развиваются спорангии, которые собраны в сорусы.
Слайд 11. Размножение папоротника.
Бесполое поколение (спорофит) представляет собой многолетнее листостебельное растение, на нижней стороне листа находятся маленькие коричневые мешочки сорусы, в которых созревают споры.
Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают в маленькую пластинку – заросток(который представляет половое поколение - гаметофит). На заростке образуются мужские половые органы антеридии и женские половые органы архегонии. Заросток имеет ризоиды, с помощью которых прикрепляется к почве. После оплодотворения из зиготы на заростке появляется маленький побег, который со временем разрастается во взрослое растение.
Слайд 12.Значение папоротников
Я приглашаю 2 группу. Эксперты-медики. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств. В Японии и Китае: используют в пищу, добывают крахмал. Среда обитания и пища для животных.
Так же происходит размножение у хвощей и плаунов. Как и папоротники, они имеют стебли, листья, корни и размножаются спорами. Нередко все эти растения – папоротники, хвощи и плауны – объединяют под общим названием папоротникообразные.
Слайд 13-14.
Я приглашаю 3 группу.Отдел Хвощевидные (Общая характеристика отдела)
Из отдела Хвощевидные до настоящего времени дожил один род – Хвощ, объединяющий всего около 25 видов. Хвощи – многолетние травы, растущие на лугах, в лесах, на полях. Летние зеленые растения хвоща полевого напоминают зеленые елочки. Стебель у них полый, имеет членистое строение с перегородками в узлах. От узлов отходят мутовчато расположенные боковые побеги с мелкими чешуйчатыми листьями. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски.
Слайд 15.
Я приглашаю 4 группу. Отделы Плауновидные (Общая характеристика отдела)
Плауны – травы сосновых лесов. У них длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. От побега отходят придаточные корни. Летом у плаунов развиваются спороносные колоски со спорами. Плауны – редкие растения, нуждающиеся в охране.
Слайд 16.Виды плаунов.
Слайд 17. Очень хорошо. Мы с вами разобрали папоротникообразных. Мы изучили их очень хорошо. Давайте теперь отгадаем загадки.
А)
Змея лежит колючая, Змея лежит ползучая. Брюхом в землю упирается, Головками к небу устремляется. В чешуе-то, в чешуе! А головки ровно две!
Ответ: плаун.
Б)
Есть колос, но не пшеница, Стройна и высока, но не свеча, Без воды и кремнезема не проживет и дня. Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
Ответ: хвощ.
В)
Он и в пищу пригож, и в медицине хорош! Листья красивые, перистые. Стебли маленькие, крепенькие, А цветет только в легендах и поверьях!
Ответ: папоротник
Слайд 18. 4. Закрепление материала
Проведем закрепление материала (фронтальный опрос).
1. Какие корни развиваются у папоротников? (придаточные и боковые),
2. Как называется половое поколение у папоротников? (гаметофит),
3. Как называются листья папоротников? (вайи),
4. Что располагается на вайях? (с нижней стороны листа расположены скопления спорангиев - сорусы).
Как называется бесполое поколение папоротника? (спорофит),
Почему у папоротника нет цветка? (потому что он размножается спорами),
От кого произошли папоротники? (от псилофитов),
Назовите самый маленький папоротник (азолла),
Назовите самый вредный папоротник (сальвиния),
Как называется коричневые мешочки у папоротника? (сорусы).
Кластер.
Споровые растения
Спорофит,
Гаметофит
Высшие растения
Спора
Сорусы
Папоротникообразные
Отдел: Папоротниковидные
Отдел: Хвощевидные
Отдел: Плауновидные
Слайд 19. Рефлексия.
Что я знал о папоротниках?
Что я узнал нового сегодня на уроке?
Слайд 20.
5. Домашнее задание:
Составить кроссворд с ключевым словом "ПАПОРОТНИК"
Написать мини-сочинение "Путешествие в лес каменноугольного периода", используя сказочный сюжет и биологические термины.
Изучить параграф учебника, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
Слайд 21. Выразите свое отношение к нашему уроку в тетради смайликом.
2. Рохлов В.С., и др. Занимательная ботаника: книга для уч-ся, учителей и родителей / А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2002. – 432 с. : ил. (Занимательные уроки)
3. «Энциклопедия для детей: биология». М.: «Аванта +», 1994г.
4. Пономарева, И.Н. и др. Биология : 6 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономарева. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.: ил.