kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока по биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий." 5 класс, Пасечник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС для обучающихся 5 класса УМК Пасечник В.В. Разработка содержит рабочую карту урока для учащихся. К уроку прилагается презентация. которая поможет педагогу сохранить рабочее время. В рабочей карте урока проставлены баллы, которые ученик может поучить за данный вид деятельности, а учителю поможет выставить оптимальную оценку за работу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение и жизнедеятельность бактерий»

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель: сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные

  • сформировать знания об особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот);

  • сформировать умение объяснять, как взаимосвязаны образ жизни бактерий с их строением;

  • показать многообразие форм бактерий;

  • сформировать знания об особенностях питания бактерий;

  • сформировать знания об отличительных чертах бактерий от других живых организмов;

  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, неоформленное ядро, автотрофы и гетеротрофы, прокариоты и эукариоты, цианобактерии.

Развивающие

  • продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;

  • развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие

Воспитательные


  • привитие правил экологической культуры поведения.

Предметные результаты:

сформировать умение рассказывать о строении бактерий;

сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;

сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные:

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

 Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).


Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.


Ход урока.

I. Мотивация.

  1. Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о Царствах живой природы? Какие царства живой природы вы знаете? (слайд)

  2. Хоть меня не видит глаз,
    Заразить могу я вас.
    И холерой, и ангиной,
    Насморком и скарлатиной. 

    Без меня не сваришь сыра,
    И не сделаешь кефира.
    Простоквашу и творог,
    Приготовить я помог.


Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы? 


  1.  Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 Придется пройти нам по дебрям науки

 Желательно только без лени и скуки

 Но все же она молода, как всегда

 Красавица в мире наук – биология –

 Наука о жизни!

 Вперед, господа!



Итак, сформулируйте тему урока, а теперь запишите ее в свои тетради.

 Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий.(Слайд)

Давайте сформулируем цели урока.(слайд)

II. Изучение нового материала.

  1. Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности. (слайд)

Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.

В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С. Н. Виноградский.

  1. Изучите строение бактерий. Учебник: § 11 с.52-53. Слайды

Ответьте на вопросы:

  1. Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?

  1. Почему у бактерий постоянная форма тела?

  2. Что позволяет бактерии двигаться?

Зарисуйте строение клетки бактерии.

  1. Рассмотрите, какую форму имеют бактерии. Стр.52. (слайд)

Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Название

Форма

1 Вибрионы

2 Спириллы 3 Стрептококки 4 Бациллы

5 Кокки

6 Диплококки

7 Стафилококки

Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И. Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно


1

2

3

4

5

6

7









Таким образом, чем бактериальная клетка отличается от растительной? (слайд)

Бактерии имеют совершенно особое строение, не похожее на клетки растений и животных: они одноклеточны, не имеют ядра, у них нет пластид, поэтому большинство из них бесцветны. По наличию ядра в клетке все живые организмы можно разделить на 2 группы: прокариоты и эукариоты. (слайд)

Прокариоты- это организмы, в клетках которых отсутствует ядро.

Эукариоты - это организмы, в клетках которых есть ядро.

Заполните схему: «Царства живой природы»



Царства живой природы

Прокариоты Эукариоты

Бактерии растения грибы животные

  1. Питание бактерий. Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. И хотя для захвата пищи у бактерий нет никаких органов (ни рта, ни рук), они умеют схватывать пищу, выделяя в окружающую среду специальные вещества. Стр.53-54 (слайд)

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические  вещества.

Гетеротрофы -  организмы,   питающиеся готовыми органическими веществами.

Сапротрофы- получают готовые органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты- питаются готовыми органическими веществами живых организмов.

Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

Бактерии по способу питания

Автотрофы

?

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

?

?

Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения, брожения, молочнокислые



  1. Размножение бактерий. Стр.54

Определите, как происходит размножение бактерий.

Ответьте на вопросы:

1) Каким способом размножаются бактерии?

2) Какие условия являются благоприятными для бактерий?

3) Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?

Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут.

Посчитайте, сколько их будет через 3 часа. (ответ 512)

III. Закрепление пройденного материала.

Выберите верные утверждения

  1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

  2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

  3. Бактерии освоили все среды обитания на земле.

  4. Бактерии имеют разнообразную форму.

  5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.

  6. Бактерий относят к прокариотам.

  7. При помощи спор бактерии размножаются.

  8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

  9. Цианобактерии являются автотрофами.

  10. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

За каждый верный ответ выставляется 0,5 балла ( всего 5 баллов)

Эталон верного ответа

Верные утверждения:

2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3) Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4) Бактерии имеют разнообразную форму.

6) Бактерий относят к прокариотам.

9) Цианобактерии являются автотрофами.

10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

VI. Рефлексия.

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился...

У меня настроение…

Оценивание работы.

  1. 5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ +2 балла за рисунок);

  2. 4 балла ( 2балла за правильный ответ + 2 балла за рисунок);

  3. 4 балла (2 балла за понятия +2 балла за схему);

  4. 5 баллов (2 балла за понятия + 3 балла таблица);

  5. 5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ +2 балла за задачу);

  6. 5 баллов (0,5 баллов за каждый верный ответ).

Оценка «5» - 28 – 26 баллов;

Оценка «4» - 25-20 баллов;

Оценка «3» - 19-14 баллов.

Домашнее задание: параграф 11,опыты на стр.55











Рабочая карта урока.

Учени____ 5 класса ____________________________________________________

Тема урока:____________________________________________________________

Деятельность учащихся на уроке.

Оценивание.

  1. Строение бактерий. Стр.53

  1. Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?___________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Почему у бактерий постоянная форма тела?______________________________

____________________________________________________________________

  1. Что позволяет бактерии двигаться?______________________________________

____________________________________________________________________

Зарисуйте строение клетки бактерии.







5 баллов

  1. Форма бактерий. Стр.52

Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Название

Рисунок

форма

1 Вибрионы

2 Спириллы

3 Стрептококки


4 Бациллы

5 Кокки


6 Диплококки


7 Стафилококки


Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И. Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно


1

2

3

4

5

6

7









4 балла























  1. Прокариоты- ______________________________________________________

____________________________________________________________________

Эукариоты – _________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заполните схему: «Царства живой природы».







4 балла

  1. Питание бактерий. Стр.53-54

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические вещества.

Гетеротрофы -  организмы,   питающиеся готовым органическим веществом.

Сапротрофы- _______________________________________________________

____________________________________________________________________

Паразиты- _________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

Бактерии по способу питания

Автотрофы

?

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

?

?

Железобактерии, серобактерии

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения,

брожения,

молочнокислые


5 баллов

  1. Размножение бактерий. Стр.54

  1. Каким способом размножаются бактерии?____________________________

_________________________________________________________________

  1. Какие условия являются благоприятными для бактерий?_______________ ________________________________________________________________

  2. Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?________________

_________________________________________________________________

Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут.

Посчитайте, сколько их будет через 3 часа.

Ответ:______________________________________________________

5 баллов

  1. Выберите верные утверждения

  1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

  2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

  3. Бактерии освоили все среды обитания на земле.

  4. Бактерии имеют разнообразную форму.

  5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.

  6. Бактерий относят к прокариотам.

  7. При помощи спор бактерии размножаются.

  8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

  9. Цианобактерии являются автотрофами.

  10. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.


5баллов

  1. Выберите начало высказывания и продолжите его

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился...

У меня настроение…


  1. Оцените свою работу на уроке –

Общее количество баллов за работу на уроке –




Просмотр содержимого презентации
«бактерии»

Работу выполнила учитель биологии Олифирова Ольга Владимировна.  Строение и жизнедеятельность бактерий.
  • Работу выполнила учитель биологии Олифирова Ольга Владимировна.
  • Строение и жизнедеятельность бактерий.
растения грибы бактерии животные царства

растения

грибы

бактерии

животные

царства

Строение и жизнедеятельность бактерий.
  • Строение и жизнедеятельность бактерий.
Цель урока:
  • Цель урока:

Изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Бактерии-относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.
  • Бактерии-относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.
Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг. История открытия бактерий.
  • Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».
  • Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.
  • История открытия бактерий.
Строение бактериальной клетки
  • Строение бактериальной клетки
Форма бактерий.
  • Форма бактерий.
Чем бактериальная клетка отличается от растительной?
  • Чем бактериальная клетка отличается от растительной?
По наличию ядра в клетке все живые организмы можно разделить на 2 группы: прокариоты и эукариоты
  • По наличию ядра в клетке все живые организмы можно разделить на 2 группы: прокариоты и эукариоты

Прокариоты - это организмы, в клетках которых отсутствует ядро.

Эукариоты - это организмы, в клетках которых есть ядро.

2

Живые организмы ? ? грибы растения животные бактерии

Живые организмы

?

?

грибы

растения

животные

бактерии

Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. И хотя для захвата пищи у бактерий нет никаких органов (ни рта, ни рук), они умеют схватывать пищу, выделяя в окружающую среду специальные вещества. Автотрофы - организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества. Гетеротроф ы - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. Питание бактерий.
  • Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. И хотя для захвата пищи у бактерий нет никаких органов (ни рта, ни рук), они умеют схватывать пищу, выделяя в окружающую среду специальные вещества.
  • Автотрофы - организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества.
  • Гетеротроф ы - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.
  • Питание бактерий.
Бактерии по способу питания Автотрофы Фотосинтезирующие ? Хемосинтези ? рующие Паразиты Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие ? Болезнетворные бактерии Бактерии гниения, брожения, молочнокислые

Бактерии по способу питания

Автотрофы

Фотосинтезирующие

?

Хемосинтези

?

рующие

Паразиты

Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие

?

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения, брожения, молочнокислые

  • Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»
Размножение бактерий .
  • Размножение бактерий .
Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут.  Посчитайте, сколько их будет через 3 часа
  • Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут. Посчитайте, сколько их будет через 3 часа
Выберите верные утверждения

Выберите верные утверждения

  • Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.
  • Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
  • Бактерии освоили все среды обитания на земле.
  • Бактерии имеют разнообразную форму.
  • Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.
  • Бактерий относят к прокариотам.
  • При помощи спор бактерии размножаются.
  • Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.
  • Цианобактерии являются автотрофами.
  • Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.
2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра. 3) Бактерии освоили все среды обитания на земле. 4) Бактерии имеют разнообразную форму. 6) Бактерий относят к прокариотам. 9) Цианобактерии являются автотрофами. 10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое. Проверьте себя!
  • 2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
  • 3) Бактерии освоили все среды обитания на земле.
  • 4) Бактерии имеют разнообразную форму.
  • 6) Бактерий относят к прокариотам.
  • 9) Цианобактерии являются автотрофами.
  • 10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.
  • Проверьте себя!
Домашнее задание. Параграф 11, опыты на стр.55 Спасибо за внимание!
  • Домашнее задание.
  • Параграф 11, опыты на стр.55
  • Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Олифирова Ольга Владимировна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "План-конспект урока "Цветковые растения", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-tsvietkovyie-rastieniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426156670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства