kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Рассказ о  значении мочевыделительной системы  человека, о наиболее распространенных заболеваниях почек, о применении гемодиализа и пересадке донорской почки, выяснения причин заболеваний и определения, профилактических мер.

 

Рассказ-Беседа.

1Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

2Перечислите органы млекопитающих, изображенные на таблице, определите, какие из них относят, мочеобразующим и мочевыводящим.

 

                  Мочевыделительная система

 

 

Мочеобразующие органы                          Мочевыводящие органы

 

                                                                                                 

            Почки                                                             Мочеточники

 

1.Рассказ о  значении мочевыделительной системы  человека, о наиболее распространенных заболеваниях почек, о применении гемодиализа и пересадке донорской почки, выяснения причин заболеваний и определения, профилактических мер.

 

Рассказ-Беседа.

1Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

2Перечислите органы млекопитающих, изображенные на таблице, определите, какие из них относят, мочеобразующим и мочевыводящим.

 

                  Мочевыделительная система

 

 

Мочеобразующие органы                          Мочевыводящие органы

 

                                                                                                 

            Почки                                                             Мочеточники

 

                                                                                                  

                                                                                     Мочевой пузырь

                                                             

                                                                         Мочеиспускательный канал

                                                                                                  

                                                                                     Мочевой пузырь

                                                             

                                                                         Мочеиспускательный канал

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система"»

Слукина Наталья Владимировна[Введите текст]


Тема урока.

«Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний».

Тип урока - объяснение с элементами беседы.


Цель: Сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактике; продолжить развитие понятия об организме как о едином целом, о постоянстве внутренней среды организма.

Задачи:

  • создать условия для осознания и осмысления блока информации уже известной, но расширив ее границы;

  • актуализировать личностную значимость для учащихся роли мочевыделительной системы;

  • создать организационные условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, культуры речи;

  • развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах;

  • продолжить формирование навыков получения информации учащимися с помощью

различных источников, в том числе компьютера;



Оборудование: таблица «Мочевыделительная система», бланки «Анализ мочи», бланки с тестами для каждого учащегося, компьютер, СД диски.

Эпиграф к уроку:

«Скажи мне и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Дай мне действовать самому

И я научусь

Ход урока

1.Рассказ о значении мочевыделительной системы человека, о наиболее распространенных заболеваниях почек, о применении гемодиализа и пересадке донорской почки, выяснения причин заболеваний и определения, профилактических мер.


Рассказ-Беседа.

1Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

2Перечислите органы млекопитающих, изображенные на таблице, определите, какие из них относят, мочеобразующим и мочевыводящим.

Мочевыделительная система



Мочеобразующие органы Мочевыводящие органы


Почки Мочеточники


Мочевой пузырь

Мочеиспускательный канал



2.Рассказ учителя. Почки парный орган бобовидной формы.

б) Мочеточники.

в) Мочевой пузырь.

3.Микроскопическое строение почки.

4.Кровоснабжение почек. Артерия----капилляр -----артерия.

5.По ходу рассказа, самостоятельно заполняем таблицу в тетрадях.

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1.Образование первичной мочи

Фильтрация

В капсуле

Плазма без белка


2.Образование вторичной мочи

Обратное всасывание, секреция

В канальце

Мочевина, мочевая кислота, креатин.


6.В качестве закрепления этапа урока, разместить в правильной последовательности следующие таблички.



Кровь Плазма, форменные элементы Креатин, мочевина

мочевая кислота,

лекарства


Плазма Белки, вода, витамины,

глюкоза, аминокислоты,

Минеральные вещества

Вторичная моча


Первичная моча Вода, витамины, глюкоза,

аминокислоты,

минеральные вещества



7.Самостоятельная работа учащихся в группах.

Каждой группе выдается бланк с анализом мочи. Определите, видны ли здесь отклонения от нормы, и какие?

Отклонения от нормы

Что можно

предположить

Симптомы

Увеличение кол-ва

мочи. .Наличие

глюкозы.

Нарушение работы поджелудочной железы

Сахарный диабет.

Сухость во рту, большая потребность в питье.

Наличие белка. Уменьшение кол-ва мочи

Поражение почечных клубочков и капсулы

Отеки

Наличие патогенных микроорганизмов

Воспалительные заболевания мочевыводящей системы

Повышение температуры. Боль

в пояснице


8.Функции почек.

  • Участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды;

  • Участвуют в регуляции артериального давления.

  • Стимулируют образование эритроцитов.

  • Образуют биологически активные вещества.


Работа в группах (разбиваем класс на 5 групп)

9.Прокоментируйте следующее стихотворение (на интерактивной доске).

Они как два больших боба

На связках закрепились.

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже.

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.


10.Посмтрите презентацию ученика 8класса Лохова Романа. По ходу просмотра презентации заполняем таблицу: «Причина и профилактика заболеваний мочевыделительной системы»


Причины

Профилактика

Инфекционные заболевания

Закаливание,своевременное лечение.

Переохлаждение организма

Одеваться» по погоде», держать ноги в тепле

Избыток солей в питьевой воде

Контроль над качеством питьевой воды

Острая пища

Рациональное питание

Употребление алкоголя.Курение

Отказ от вредных привычек

Восходящая инфекция (несоблюдение правил личной гигиены)

Соблюдать правила личной гигиены














11.Сообщение ученика: «Знаете ли вы, что?»

  • У человека две почки.

  • Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже, чем левая.

  • По форме почка напоминает боб.

  • Величина почки – с кулак человека.

  • Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7сек из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

  • Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами

III.Закрепление. Тестирование.

1.Структурная единица почки называется:

А) долька; Б) лоханка;

В) нефрон; Г) малая чаша

2.Образование вторичной мочи происходит:

А) в мочевом пузыре;

Б) в почечном канальце

В) в капиллярах почки;

Г) в почечной вене;

3.В почке человека нефронов содержится:

А)5000;

Б) 1000

В)500000;

Г) 1млн.

4.В состав нефронов не входит:

А) капиллярный клубочек;

Б) капсула;

В) почечная лоханка;

Г) почечный каналец;

5) Наличие, какого вещества в моче свидетельствует о заболевании:

А) белка;

Б) мочевины;

В) мочевой кислоты;

Г) соли аммония;

6)Какой орган не относится к мочевыделительной системе:

А) почки;

Б) печень;

В) мочеточники;

Г) мочевой пузырь;

IV Комментирование оценок.

VЗадание на дом $ 42. Просмотреть по желанию дополнительную литературу.





















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система"

Автор: Слукина Наталья Владимировна

Дата: 10.02.2019

Номер свидетельства: 499178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка урока по биологии "Строение и функции мочевыделительной системы" "
    ["seo_title"] => string(82) "razrabotka-uroka-po-biologhii-stroieniie-i-funktsii-mochievydielitiel-noi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "194728"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427806786"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства