kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии "Строение и функции мочевыделительной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный архив содержит  конспект по биологии на тему "Значение выделения.  Строение и функции мочевыделительной системы"  составлен для учащихся 8 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115).  Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок 53»


Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Поурочный план


Дата ______

Класс: 8 –ые

Предмет: биология

Тема урока № 53 Значение выделения. Строение и функции мочевыделительной системы.

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: сформировать знания у школьников об органах выделения, об особенностях строения и функциях мочевыделительной системы.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о взаимосвязи строения органов мочевыделительной системы с выполняемыми ими функциями;

Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Оборудование: торс человека с внутренними органами, флипчарт, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2), таблица «Мочевыделительная система», флипчарт, флеш- ролики «Строение мочевыделительной системы», «Микростроение почки», интерактивная доска, компьютер.


ХОД УРОКА


Эпиграф к уроку:

«Скажи мне и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Дай мне действовать самому

И я научусь!»




Этап урока



Содержание учебного материала

МО

ФОПД

модули

I. Организаци

онный.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу,

настроимся на поиск и начнем урок.

Р

Индивид




Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)


Оценивание для обучения и оценивание обучения


Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников




Управление и лидерство в обучении







Использование ИКТ в преподавании



Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников















Обучение критическому мышлению

II. Изучение нового материала

А). Значение выделения. Удаление продуктов обмена лёгкими, почками, потовыми железами.

1. Каково значение выделения для организма человека?

2. Какие органы участвуют в удалении продуктов обмена? Приведите примеры.


Б). Значение мочевыделительной системы человека.

1.Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

2. Перечислите органы млекопитающих, изображенные на таблице, определите, какие из них относят, мочеобразующим и мочевыводящим и заполните схему «Органы мочевыделительной системы»:

Мочевыделительная система



Мочеобразующие органы Мочевыводящие органы


Почки Мочеточники


Мочевой пузырь

Мочеиспускательный канал

Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 224- 226 параграфа 50 учебника под редакцией Р.Алимкулова,

подготовьте рассказ

1 группа: о строении и значении почек;

2 группа: о строении и значении мочеточников;

3 группа: о строении и значении мочевого пузыря;

4 группа: об особенностях строения мочеиспускательного канала у мужчин и женщин.


В). Микроскопическое строение почки (с использованием флеш – ролика «Макростроение почки»).

Структурно- функциональной единицей почки является нефрон (более 1 млн. нефронов в каждой почке). Каждый нефрон начинается микроскопической капсулой, от которой отходит длинный каналец нефрона. Капсулы и часть канальцев нефрона находятся в корковом слое, а остальные части канальцев и выводные трубки – в почечных пирамидах мозгового слоя.

В капсуле нефрона приносящая кровь артерия разветвляется на артериолы (капилляры, по которым течет артериальная кровь), из которых выделяется в капсулу первичная моча, поступающая в извитой каналец нефрона, оплетенный капиллярами. Этот каналец затем впадает в собирательную трубку, из которой вторичная моча попадает почечную лоханку.

Г). Основная функция нефрона – мочеобразование.

Основной функцией нефрона является мочеобразование, которое осуществляется за счет трех последовательных процессов: ультрафильтрации (клубочковой фильтрации), канальцевой реабсорбции (обратного всасывания) и секреции.

Образование мочи происходит в два этапа:  

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1.Образование первичной мочи

(150- 180л)

Ультрафильтрация

В почечной капсуле

Плазма без белка


2.Образование вторичной мочи

(1,5л)

Обратное всасывание (реабсорция), секреция

В канальцах

Мочевина, мочевая кислота, креатин.


Д). Регуляция работы почек осуществляется нейрогуморальными процессами.

Обсудите в группах и объясните, как вы это понимаете?


Е). Основные функции почек.

используя материал на стр. 226- 227 параграфа 50 учебника под редакцией Р.Алимкулова,

составьте в виде кластера основные функции почек.

(Ответ:

  • поддержание постоянства состава внутренней среды организма;

  • участие в регуляции артериального давления;

  • стимулирование образования эритроцитов в красном костном мозге;

  • образование биологически активных веществ, например, гормон ренин,  вызывающие повышение кровяного давления, предшественники гормонов, химические вещества,  увеличивающие сопротивляемость организма к инфекциям;

  • биологические фильтры (выводится избыток разных веществ, например, лекарства).


Р

ПП

ИП

НО



















НО

ИП







Р

НО



























Р

ПП




Р

Работа в парах




Работа в группах
















Работа в группах







Индивид




























Работа в группах




Работа в группах

IV. Закрепление

А). Прокомментируйте стихотворение:

Они как два больших боба

На связках закрепились.

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже.

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.


Б). Решите биологические задачи:

1.Взрослый человек в сутки выделяет 1200-1600 мм мочи. Какое значение для организма имеет выделение мочи? 
2. При нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Как вы можете объяснить этот факт? 
3. Врач обнаружил у пациента в крови, притекающей к почке, много сахара. Как вы думаете, окажется ли сахар и в моче человека? Свой ответ поясните. 
В). В таблице приведены показатели содержания веществ в первичной, вторичной моче и в крови. Определите, в какой колонке таблицы даются показатели, характерные для крови и вторичной мочи. Выбор обоснуйте. 

Вещества

1

2

3

Вода

90-92

около 99

98-99

Белки, жиры, гликоген.

7-9

нет

нет

Глюкоза

0,1

0,1 

нет

Натрий(в виде ионов)

0,3

0,3

0,4

Сульфаты(в виде ионов)

0,002

0,002

0,18

Мочевина

0,03

0,03

2

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05


Г). Работа с рисунками.

1. Рассмотрите рисунок 1 «Строение почки». Что обозначено на нём цифрами 1 – 6? Почему сосуд, приносящий кровь в почку, крупнее сосуда, выносящего кровь из неё?

2. Что изображено на рисунке 2 цифрами 1 – 5? Почему почку можно назвать сложным фильтром?


Р

НО

ПП






















Р

ПП
























Р

НО




















Работа в группах























Работа в группа
























Индивид

V. Подведе

ние итогов

Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и

закончили одно из предложений

Р

Индивид

VI. Домашнее задание:

Выучить параграфы 50

Творческое задание на желанию:

О чем может рассказать анализ мочи?

Р

Индивид

VII. Рефлексия

  1. Сегодня на уроке мне…

  2. Меня особенно удивило то, что…

  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

  4. Было бы хорошо, если бы…

  5. Мне не понравилось…

Р

Индивид




Список использованных источников

1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

Интернет - ресурсы:

1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

2. www.yandex.ru -поиск -картинки

3.www.imfan.kz http://www.imfan.kz - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

4.www.kiwi.kz http://www.kiwi.kz - видео файлы

5.http://mirbiologii.ru/8-klass

6.http://www.uchportal.ru

7.

8.myshared.ru›slide/778318/

9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i

10.www.uchportal.ru/

11.festival.1september.ru/





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по биологии "Строение и функции мочевыделительной системы"

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Функции и строение мочевыделительной системы человека"
    ["seo_title"] => string(55) "funktsii_i_stroenie_mochevydelitelnoi_sistemy_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "496891"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548253493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства