kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: "Нервная система. Рефлекс. Инстинкт", 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся представления об эволюции нервной системы у разных систематических групп.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Нервная система. Рефлекс. Инстинкт", 7 класс.»

Урок «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт» 7 класс

Цель: формирование у учащихся представления об эволюции нервной системы у разных систематических групп.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с особенностями строения нервной системы у животных разных систематических групп;

  • показать, что структурной единицей нервной системы является нервная клетка, а функциональной единицей – рефлекс.

Развивающая:

  • развивать умения и навыки работать с учебником, работать в группах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.

Воспитательная

  • воспитывать у учащихся положительное отношение к животным, умение общаться с одноклассниками.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Основные приемы: индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.

Основные ключевые понятия: раздражимость, нервная клетка, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, большие полушария, кора головного мозга, спинной мозг, рефлекс, инстинкт.

Тип урока: комбинированный урок.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка и актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Обобщение и систематизация новых знаний.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)

Тема урока «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»

Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания об особенностях строения кровеностной и выделительной систем животных разных систематических групп, познакомимся с эволюцией нервной системы у животных разных систематических групп, с особенностями строения нервной системы у животных, познакомиться с понятиями «рефлекс» и «инстинкт».

  1. Проверка и актуализация знаний(10 мин.)

На уроках посвященных разделу «Эволюция строения и функций органов и их систем» мы с вами изучили эволюцию покровов, опорно-двигательной системы, органов дыхания, пищеварения, на прошлом уроке познакомились с эволюцией кровеносной системы и органов выделения.

Проверим ваши знания с помощью заданий:

выписать цыфры правильных утверждений –для варианта 1 и неверных высказываний – для варианта 2 (индивидуальная работа учащихся с карточками)

Вариант 1

Задание: найди 5 верных утверждений.

1.Рыбы имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения.(+)

2. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов: лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов(+)

3. У моллюсков есть сердце и замкнутая кровеносная система.(-)

4. У птиц и млекопитающих кровь имеет постоянную температуру потому, что у них один круг кровообращения и сердце трехкамерное.(-)

5. Эритроциты содержат гемоглобин, способный осуществлять перенос кислорода.(+)

6. Кровь выполняет защитную функцию, так как лейкоциты уничтожают болезнетворные микроорганизмы.(+)

7. Земноводные не имеют четырехкамерного сердца.(-)

8. Птицы обладают двумя крупными почками, парными мочеточниками и мочевым пузырем.(-)

9. Выделительная система появилась впервые у кольчатых червей.(-)

10. Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела.(+)

Вариант 2

Задание: найди 5 неверных утверждений.

1. Жидкая часть крови – плазма, состоящая из воды, солей и питательных веществ.(+)

2. У птиц и млекопитающих - два круга кровообращения и сердце четырехкамерное.(+)

3. Рыбы имеют двухкамерное сердце и два круга кровообращения.(-)

4. Кровь выполняет регуляторную функцию, так как поддерживает температуру тела.(+)

5. Из крови крупного рогатого скота изготавливают гематоген – препарат, повышающий содержание железа в крови человека.(+)

6. Лейкоциты крови выполняют транспортную функцию, так как переносят газы.(-)

7. Выделительная система появилась впервые у кишечнополостных.(-)

8. У моллюсков выделительная система представлена почками, каналами и выделительными порами.(+)

9. Органы выделения насекомых – почки.(-)

10. Млекопитающие не обладают мочевым пузырем.(-)



Проверка соседями по парте

На доске


Ответы

Вариант 1

3,4,7,8,9

Вариант 2

3,6,7,9, 10


Обмениваемся тестами в паре и проверяем карандашом работу своего одноклассника, выставляют оценки.



  1. Изучение нового материала. (15мин.)

1)Значение нервной системы. Нервная клетка - структурная единица нервной системы. Раздражимость. (Объяснение учителя с элементами беседы и показом слайдов)

2)Типы структурной организации нервной системы многоклеточных животных. (Объяснение учителя с показом слайдов)

Учитель: Сейчас немножко с вами отдохнем.

Физкультминутка

Повторяем за мной движения:

Руки к штурвалу,

Помыслы к солнцу,

Нам высота не помеха,

Сегодня мечтаем,

А завтра – дерзаем,

Ребята 21 века.

3) Особенности строения нервной системы позвоночных животных (Самостоятельная работа с текстом стр.226-227 и рисунком учебника стр.228 и заполнение таблицы в тетради).

Лепка модели головного мозга одного из организмов.

Строение головного

мозга

Рыбы

Земно-

водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Млеко-питающие

Отделы головного мозга






Развитие отделов головного мозга






Факторы, лияющие на развитие отделов головного мозга







    1. Рефлекс. Инстинкт. (Объяснение учителя)

Запись понятий в тетради.

Рефлекс - реация организма на раздражение (врожденные - пищевой, половой, защитный, ориентировочный и приобретенные).

Инстинкт - последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно.

  • Сообщения учащихся об интересных фактах поведения животных.

  1. Обобщение и систематизация новых знаний

Таким образом, мы проследили с вами эволюцию нервной системы животных, это еще раз подтверждали, что эволюция в направлении усложнения строения и функций организмов животных.



  1. Закрепление нового материала

  • соотнести понятия - отгадывают в парах,

  • узнай тип рефлекса (на столах – задание)



  1. Рефлексия

Каждый оценивает свою работу на уроке.

На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.

  1. Домашнее задание

Дифференцированное:1)параграф 43 (у кого за урок оценка "отлично");

2)параграф 43 изучить, ответы на вопросы и задание на с.229 устно (для всех остальных).













Задание 1

Соотнести понятия

Рефлекс

реация организма на раздражение

Инстинкт


последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно.

Раздражимость

способность реагировать на раздражение

Нервная ткань

концентрация нервных клеток

Узловой тип нервной системы

имееют членистоногие, моллюски

Диффузный (сетчатый) тип нервной системы

находится у кишечнополостных

Лесничный тип нервной системы

Есть у плоских червей

Трубчатый тип нервной системы

расплагается в телах хордовых









Задание 2

1 группа - сосание молока детенышами у кроликов

2 группа - попрошайничество собаки

3 группа - грачи строят гнезда.

4 группа – дрессировка слонов в цирке

5 группа - уход за потомством у кряквы.

6 группа – одергивание лапы кошкой при уколе

















Вариант 1

Задание: найди 5 верных утверждений.


1.Рыбы имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения.

2. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов: лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов.

3. У моллюсков есть сердце и замкнутая кровеносная система.

4. У птиц и млекопитающих кровь имеет постоянную температуру потому, что у них один круг кровообращения и сердце трехкамерное.

5. Эритроциты содержат гемоглобин, способный осуществлять перенос кислорода.

6. Кровь выполняет защитную функцию, так как лейкоциты уничтожают болезнетворные микроорганизмы.

7. Земноводные не имеют четырехкамерного сердца.

8. Птицы обладают двумя крупными почками, парными мочеточниками и мочевым пузырем.

9. Выделительная система появилась впервые у кольчатых червей.

10. Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела.


Вариант 2

Задание: найди 5 неверных высказываний.


1. Жидкая часть крови – плазма, состоящая из воды, солей и питательных веществ.

2. У птиц и млекопитающих - два круга кровообращения и сердце четырехкамерное.

3. Рыбы имеют двухкамерное сердце и два круга кровообращения.

4. Кровь выполняет регуляторную функцию, так как поддерживает температуру тела.

5. Из крови крупного рогатого скота изготавливают гематоген – препарат, повышающий содержание железа в крови человека.

6. Лейкоциты крови выполняют транспортную функцию, так как переносят газы.

7. Выделительная система появилась впервые у кишечнополостных.

8. У моллюсков выделительная система представлена почками, каналами и выделительными порами.

9. Органы выделения насекомых – почки.

10. Млекопитающие не обладают мочевым пузырем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока: "Нервная система. Рефлекс. Инстинкт", 7 класс.

Автор: Содонова Ольга Александровна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект урока  8 класс "Сон и сновидения" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-8-klass-son-i-snovidieniia"
    ["file_id"] => string(6) "233000"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442951301"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства