Цель: формирование у учащихся представления об эволюции нервной системы у разных систематических групп.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с особенностями строения нервной системы у животных разных систематических групп;
показать, что структурной единицей нервной системы является нервная клетка, а функциональной единицей – рефлекс.
Развивающая:
развивать умения и навыки работать с учебником, работать в группах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.
Воспитательная
воспитывать у учащихся положительное отношение к животным, умение общаться с одноклассниками.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Основные приемы: индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.
Основные ключевые понятия: раздражимость, нервная клетка, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, большие полушария, кора головного мозга, спинной мозг, рефлекс, инстинкт.
Тип урока: комбинированный урок.
План урока.
Организационный момент.
Проверка и актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Обобщение и систематизация новых знаний.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)
Тема урока «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»
Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?
Сегодня на уроке мы проверим ваши знания об особенностях строения кровеностной и выделительной систем животных разных систематических групп, познакомимся с эволюцией нервной системы у животных разных систематических групп, с особенностями строения нервной системы у животных, познакомиться с понятиями «рефлекс» и «инстинкт».
Проверка и актуализация знаний(10 мин.)
На уроках посвященных разделу «Эволюция строения и функций органов и их систем» мы с вами изучили эволюцию покровов, опорно-двигательной системы, органов дыхания, пищеварения, на прошлом уроке познакомились с эволюцией кровеносной системы и органов выделения.
Проверим ваши знания с помощью заданий:
выписать цыфры правильных утверждений –для варианта 1 и неверных высказываний – для варианта 2 (индивидуальная работа учащихся с карточками)
Вариант 1
Задание: найди 5 верных утверждений.
1.Рыбы имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения.(+)
2. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов: лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов(+)
3. У моллюсков есть сердце и замкнутая кровеносная система.(-)
4. У птиц и млекопитающих кровь имеет постоянную температуру потому, что у них один круг кровообращения и сердце трехкамерное.(-)
5. Эритроциты содержат гемоглобин, способный осуществлять перенос кислорода.(+)
6. Кровь выполняет защитную функцию, так как лейкоциты уничтожают болезнетворные микроорганизмы.(+)
7. Земноводные не имеют четырехкамерного сердца.(-)
8. Птицы обладают двумя крупными почками, парными мочеточниками и мочевым пузырем.(-)
9. Выделительная система появилась впервые у кольчатых червей.(-)
10. Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела.(+)
Вариант 2
Задание: найди 5 неверных утверждений.
1. Жидкая часть крови – плазма, состоящая из воды, солей и питательных веществ.(+)
2. У птиц и млекопитающих - два круга кровообращения и сердце четырехкамерное.(+)
3. Рыбы имеют двухкамерное сердце и два круга кровообращения.(-)
4. Кровь выполняет регуляторную функцию, так как поддерживает температуру тела.(+)
5. Из крови крупного рогатого скота изготавливают гематоген – препарат, повышающий содержание железа в крови человека.(+)
6. Лейкоциты крови выполняют транспортную функцию, так как переносят газы.(-)
7. Выделительная система появилась впервые у кишечнополостных.(-)
8. У моллюсков выделительная система представлена почками, каналами и выделительными порами.(+)
9. Органы выделения насекомых – почки.(-)
10. Млекопитающие не обладают мочевым пузырем.(-)
Проверка соседями по парте
На доске
Ответы
Вариант 1
3,4,7,8,9
Вариант 2
3,6,7,9, 10
Обмениваемся тестами в паре и проверяем карандашом работу своего одноклассника, выставляют оценки.
Изучение нового материала. (15мин.)
1)Значение нервной системы. Нервная клетка - структурная единица нервной системы. Раздражимость. (Объяснение учителя с элементами беседы и показом слайдов)
2)Типы структурной организации нервной системы многоклеточных животных. (Объяснение учителя с показом слайдов)
Учитель: Сейчас немножко с вами отдохнем.
Физкультминутка
Повторяем за мной движения:
Руки к штурвалу,
Помыслы к солнцу,
Нам высота не помеха,
Сегодня мечтаем,
А завтра – дерзаем,
Ребята 21 века.
3) Особенности строения нервной системы позвоночных животных (Самостоятельная работа с текстом стр.226-227 и рисунком учебника стр.228 и заполнение таблицы в тетради).
Лепка модели головного мозга одного из организмов.
Строение головного
мозга
Рыбы
Земно-
водные
Пресмы-кающиеся
Птицы
Млеко-питающие
Отделы головного мозга
Развитие отделов головного мозга
Факторы, лияющие на развитие отделов головного мозга
Рефлекс. Инстинкт. (Объяснение учителя)
Запись понятий в тетради.
Рефлекс - реация организма на раздражение (врожденные - пищевой, половой, защитный, ориентировочный и приобретенные).
Сообщения учащихся об интересных фактах поведения животных.
Обобщение и систематизация новых знаний
Таким образом, мы проследили с вами эволюцию нервной системы животных, это еще раз подтверждали, что эволюция в направлении усложнения строения и функций организмов животных.
Закрепление нового материала
соотнести понятия - отгадывают в парах,
узнай тип рефлекса (на столах – задание)
Рефлексия
Каждый оценивает свою работу на уроке.
На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.
Домашнее задание
Дифференцированное:1)параграф 43 (у кого за урок оценка "отлично");
2)параграф 43 изучить, ответы на вопросы и задание на с.229 устно (для всех остальных).