kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс Земноводные - первые наземные позвоночные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с особенностями строения лягушки в связи со средой обитания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс Земноводные - первые наземные позвоночные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания»

Технологическая карта урока

«Класс Земноводные – первые наземные позвоночные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания»


Тема урока

Класс Земноводные – первые наземные позвоночные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

Предмет

биология

Класс

7

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Дмитриева Татьяна Ивановна, учитель биологии

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа города Пионерский»

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока


Образовательные: изучить особенности строения земноводных в связи со средой обитания.

Развивающие: продолжить формирование умений осуществлять исследование, выявлять закономерности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым организмам.

Задачи урока

Образовательные: изучить особенности строения земноводных, раскрыть черты приспособленности у земноводных к жизни в воде, раскрыть черты приспособленности у земноводных к жизни на суше.

Развивающие: овладение этапами научного познания, продолжить развитие умений формулировать свои мысли, выделять главные моменты своих наблюдений, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитание убежденности в ценности каждого отдельного вида живых организмов на Земле.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология проблемного обучения (форма - частично-поисковая деятельность), методы – частично-поисковые, исследовательский, лабораторно-практического контроля, приемы – постановка проблемных вопросов, выявление признаков, сравнение, формулирование выводов, оформление таблицы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Актуализируют знания: особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания, умения и навыки: наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Приобретут знания об особенностях строения лягушки в связи со средой обитания, овладеют этапами научного познания в процессе решения проблемы.

Закрепят знания об особенностях строения лягушки в связи со средой обитания, умения работать с инструкцией при выполнении лабораторной работы, умения из собственных наблюдений выделять главное, быть наблюдательным в природе, заполнять таблицу, сравнивать, делать выводы.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютер, презентация «Класс Земноводные – первые наземные позвоночные. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания», рисунки земноводных, выполненные учащимися, сигнальные карточки красного и зеленого цвета

Дидактическое обеспечение урока

Инструкция для выполнения лабораторной работы (приложение 1), презентация, учебник

Список учебной и дополнительной литературы

Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015.

Уроки по курсу В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» /авт.-сост. В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа, 2006.

Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина/авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Слайд 1

Учитель. Все живые организмы приспособлены к среде обитания. Какие особенности внешнего строения рыб позволили им приспособиться к водной среде обитания?

(Ответы учащихся – обтекаемая форма тела, голова плавно переходит в туловище, наличие плавников, покровительственная окраска, наличие чешуи, наличие слизи, боковая линия).

Учитель. Около 385 лет назад в середине девонского периода на Земле происходит обмеление водоемов, формирование условий, благоприятных для освоения суши животными. Это теплый и влажный климат, появление разнообразных наземных беспозвоночных, которыми можно питаться. Кроме того, в тот период в водоемы вымывается большое количество органических веществ в результате отмирания частей наземных растений, это способствовало уменьшению растворенного в воде кислорода. У древних рыб появляются приспособления, позволяющие им по мелководью перебираться из одного водоема в другой, использовать для дыхания атмосферный воздух.

Но приспособиться полностью к наземному образу жизни они не могли. Подумайте, почему?

(Учащиеся отмечают отсутствие конечностей, приспособленных для передвижения по суше, органов дыхания, формы тела)



Изучение нового материала.

1. Ведение в тему урока. Постановка проблемы.

Слайд 2

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с представителями класса Земноводные. Название класса подсказывает нам о том, к каким средам обитания они приспособились (учащиеся высказывают свое мнение). А в чем заключается эта приспособленность? (учащиеся предлагают свои варианты ответов)

Слайд 3

Учитель. Первые позвоночные, осваивающие сушу – земноводные. Представителем этого класса является лягушка. Все вы встречались с этим животным. Как вы реагировали на эти встречи. Какие чувства и эмоции вы ощущали. Попробуйте охарактеризовать это одним словом, и запишите это в тетрадь.

Обратим свои взгляды на сказочный мир. В сказках мы видим проявление народной мудрости, и если героями являются животные, то очень часто они наделены теми качествами, которые им соответствуют, лисица – хитростью, медведь – неуклюжестью. Давайте посмотрим, какими же качествами наделена лягушка. Самая известная вам сказка «Царевна–лягушка». Какими качествами наделена в ней лягушка (учащиеся отмечают доброту, трудолюбие, ум).

Учитель. Лягушка обладает значительной долей любопытства. В сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-Путешественница» она пускается в рискованное путешествие на утках. Если мы остановимся около водоема, лягушки не прыгают в воду, они как бы тоже изучают нас.

Наряду с другими животными, лягушек (как взрослых, так и головастиков) широко использовали в традиционной тибетской медицине. Знаменитый таджикский врач Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980—1037) в своем «Каноне врачебной науки» рекомендовал применять мясо и отвары лягушки как средство против укусов змей и шпанских мушек. Он также рекомендовал накладывать мясо лягушки на укушенную часть тела.

Слайд 4

Учитель. Памятник лягушкам был сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в XIX веке. Поставлен он (как предполагают) по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара. Так отблагодарил ученый своих подопытных животных. Ведь им он был обязан рядом важнейших открытий. Второй памятник воздвигнут совсем недавно в Токио студентами-медиками. Для своих экспериментов они попользовали 100.000 лягушек, в честь которых и поставлен памятник.

И сегодня на уроке, изучая особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания, мы с вами посмотрим, как начиналось освоение суши позвоночными животными.

2. Среда обитания лягушки

Слайд 5

Учитель. Перед вами инструкция по проведению нашего маленького исследования (инструктивная карточка содержит таблицу, первая колонка - выполните следующие действия, вторая – вопросы, на которые надо ответить). Ученый, прежде чем проводить какое-либо исследование, сначала пишет план проведения исследования. Перед вами пример упрощенного плана исследования, и вы сегодня маленькие исследователи. Внимательно посмотрели на инструкцию. В первом столбике рекомендации для выполнения действия, во втором – вопросы на которые надо дать ответ.

Слайд 6

Учитель. Начнем мы с ваших наблюдений.

Где вы встречали лягушек?

Какая среда обитания у лягушек?

В какую погоду вы встречали их в большом количестве?

В какое время года они активны?

После получения ответов на данные вопросы учащиеся делают вывод.

Форма тела лягушки.

Слайд 7

Учитель. Рассмотрите форму тела лягушки.

Ответьте на вопросы:

– Сравните длину и ширину тела лягушки. Какое это имеет значение? Объясните.

– На какие отделы можно разделить тело лягушки?

– Как они соединены между собой?

– Какое значение имеет такое соединение в жизни лягушки?

(Учащиеся делают вывод)

Покровы лягушки

Слайд 8

Учитель. Рассмотрите покровы лягушки.

Как окрашена спинная и брюшная сторона?

Какое значение имеет такая окраска в жизни лягушки?

Слайд 9

Учитель. Используя текст учебника, ответьте на вопросы:

Каковы особенности покрова лягушки?

Чем он отличается от покрова рыб?

Конечности лягушки

Слайд 10

Учитель. Рассмотрите конечности лягушки.

Ответьте на вопросы:

– Сколько конечностей имеет лягушка?

– Как передвигается лягушка в воде и на суше?

– Чем отличаются задние конечности от передних?

– Какие особенности строения конечностей облегчают передвижение лягушки в воде и на суше?

Органы головы

Слайд 11

Учитель. Рассмотрите органы головы.

Какие органы у лягушки есть на голове?

Где у лягушки расположены глаза и ноздри? Какое это имеет значение?

Есть ли у лягушки веки? Почему?

Вывод

Слайд 12

Учитель. Каковы черты приспособленности лягушки к жизни в воде и на суше?

Закрепление материала

Заполните таблицу

Черты приспособленности лягушки к жизни

в воде

на суше





Слайд 13

Учитель. Как человек в своей жизни и деятельности использует черты приспособленности лягушки к жизни на суше и в воде. Приведите примеры.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Учитель. А теперь, когда мы поближе познакомились с лягушкой и она помогла нам заглянуть в историю развития жизни на Земле, помогла нам сделать ваше маленькое открытие – приспособленность земноводных к жизни на земле и в воде, попробуйте еще раз охарактеризовать свое отношение к лягушке одним-двумя словами, и запишите это в тетрадь (учащиеся озвучивают свои варианты).

У вас на столе лежат две карточки – красная и зеленая. Если ваше отношение к животному после этого урока изменилось в лучшую сторону, поднимите, пожалуйста, зеленую карточку, если не изменилось – красную карточку. Как вы думаете, случайно ли я выбрала в разных ситуациях такие цвета?

Обратите внимание на рисунки земноводных, выполненные учащимися, на конкурс «Они живут рядом». Видите ли вы в этих работах отвращение или неприязнь авторов работ? Значит можно пересмотреть свое отношение к этим животным.

Домашнее задание

Изучить стр. 189-190 учебника

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org/

images.yandex.ru


Приложение 1

Инструкция по выполнению лабораторной работы

«Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания»


Выполните следующие действия

Ответьте на следующие вопросы

1. На основе своих наблюдений в природе ответьте на вопросы

Где вы встречали лягушек?

Какая среда обитания у лягушек?

В какую погоду вы встречали их в большом количестве?

В какое время года они активны?


2. Рассмотрите форму тела лягушки

Сравните длину и ширину тела лягушки. Какое это имеет значение? Объясните.

На какие отделы можно разделить тело лягушки?

Как они соединены между собой?

Какое значение имеет такое соединение в жизни лягушки?


3. Рассмотрите покровы лягушки

Как окрашена спинная и брюшная сторона?

Какое значение имеет такая окраска в жизни лягушки?


4. Используя текст учебника, ответьте на вопросы

Каковы особенности покрова лягушки?

Чем он отличается от покрова рыб?


5. Рассмотрите конечности лягушки

Сколько конечностей имеет лягушка?

Как передвигается лягушка в воде и на суше?

Чем отличаются задние конечности от передних?

Какие особенности строения конечностей облегчают передвижение лягушки в воде и на суше?


6. Рассмотрите органы головы

Какие органы у лягушки есть на голове?

Где у лягушки расположены глаза и ноздри? Какое это имеет значение?

Есть ли у лягушки веки? Почему?


7. Сделайте вывод (заполните таблицу)

Каковы черты приспособленности лягушки к жизни в воде и на суше?

Черты приспособленности лягушки к жизни

в воде

на суше






8. Как человек в своей жизни и деятельности использует черты приспособленности лягушки к жизни на суше и в воде

Приведите примеры.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Дмитриева Татьяна Ивановна

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока биологии "Класс Земноводные, или Амфибии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "305657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства