Просмотр содержимого документа
«Химический состав живой природы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа-гимназия № 25»
г. Симферополь
Республика Крым
Кадырова Любовь Ивановна, учительбиологии.
Тема урока: « Химический состав живой природы».
Цель урока: Обобщить знания учащихся по изученной теме.
Тип урока: Деловая игра.
Оборудование к уроку: компъютер, презентация, депозитные карточки.
Задачи урока:
1) Проверка знаний учащихся по изученному материалу.
2) Применение полученных знаний при решении задач по молекулярной биологии.
3) Формирование навыков работы в группах.
4) Создание условий для проявления индивидуальности каждого ученика.
План урока.
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Первый этап урока – разминка «С биологической точки зрения-это значит» (10 минут).
3. Второй этап урока – работа в группах: «Органический состав живой природы» (10 минут).
4. Третий этап урока: работа в группах (10 минут).
5. Четвертый этап урока ( 5 минут).
6. Рефлексия (3-4 минуты).
7. Домашнее задание (2 минуты).
Ход урока.
1. Организационный этап урока: учитель сообщает тему, цель и задачи урока.
2. Первый этап урока. Разминка «С биологической точки зрения-это значит» (13 минут).
Учитель. Ребята! Мы закончили изучать тему: «Химический состав живой природы». Сегодня мы проведем обобщение полученных знаний в виде деловой игры «Депозит». Начнем с того, что слово депозит- это производная от латинского «depositum», которая означает "вещь, отданную на хранение". В соответствии с экономическими и толковыми словарями терминов рыночной экономики, а также в соответствии с малым энциклопедическим словарем, депозиты имеют более широкое толкование, одним из видов которого является «вклад». Ваш вклад – это ваши знания, которые помогут вам получить хорошие оценки на уроке. В зависимости от сложности задания и полноты ответа, оно будет оцениваться в 1 ДБ или 2 ДБ. ДБ - депозитные баллы (это наша валюта). Накопленную сумму баллов в конце урока мы переведем в оценку согласно соответствующему курсу валют. Каждый из вас получит конверт «Депозит», в который вы будете складывать свои заработанные баллы и ответы к получаемым заданиям в ходе урока.
А сейчас приступим к разминке: «С биологической точки зрения-это значит» :
Вопрос 1. Объясните с биологической точки зрения значение высо-кой температуры испарения воды? (2 ДБ).
Ответ. Значение в том, что испарение всегда сопровождается охлаждением. Это явление используется у животных при тепловой одышке. При транспирации влаги у растений, потовыделение у человека.
Вопрос 2. Объясните с биологической точки зрения значение максимальной плотности воды при 4 °C? (2 ДБ).
Ответ. Это свойство имеет жизненное значение для животных организмов, зимующих в водоемах. Кусочки льда не тонут в воде. Это происходит благодаря тому, что плотность льда меньше плотности жидкой воды. По справочнику мы определили, что плотность воды равна 1 г/см3, а плотность льда равна 0,92 г/см3. Таким образом, лед легче воды и может плавать на ее поверхности, что позволяет животным зимовать в водоемах.
Вопрос 3. Объясните с биологической точки зрения значение поверхностного натяжения волы ? (2 ДБ).
Ответ. С биологической точки зрения значение поверхностного натяжения воды – велико. Во – первых- обеспечение формы живых клеток; во- вторых – дает возможность обитания на воде некоторых животных и растений ( водомерки, ряска).
Вопрос 4. Объясните с биологической точки зрения роль воды в процессе эволюции? ( 2 ДБ).
Ответ. Вода сыграла определенную роль в процессе видообразо-вания при выходе растений на сушу. При недостатке воды у неко-торых растений возникли приспособления, которые помогли им выжить в процессе эволюции. Например, кактусы , молочаи (мясистые стебли – запас воды, колючки – защита от поедания животными),
3.Второй этап урока. «Органические вещества живой природы». Работа в группах (10 минут).
Учитель раздает карточки- задания для 1 и 2 групп.
Содержание задания для 1 группы:
1) Заполнить таблицу (6 ДБ):
Белок
Роль в организме человека
Гемоглобин
Миозин
Актин
Кератин
2) Решите задачу (5 ДБ).
При взаимодействии 1 г глюкозы с 744 мл кислорода выделяется 15,8 кДж тепла. За сутки человеческий организм перерабатывает приблизительно 100 г глюкозы. Рассчитайте массу кислорода,потребляемого человеком в сутки и количество тепла, которое при этом выделяется.
Содержание задания для 2 группы:
1) Заполнить таблицу (6 ДБ):
Углеводы
Количество
мономеров
Привести пример
Моносахариды
Олигосахариды
Полисахариды
2) Решите задачу (5 ДБ).
Белок состоит из 600 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов содержит соответствующий ген?
Учитель. Пока 1 и 2 группы выполняют полученные задания, 3 группа зарабатывает баллы на игре «Аукцион». С лота продаются вопросы по теме «Аминокислоты и не только». Каждый правильный ответ оценивается в 2 ДПБ.
«АУКЦИОН»
Вопрос 1. Покупаем информацию по формуле:
Ответ. Это общая формула аминокислот. R – радикал. Радикал изменяемая часть аминокислоты и по нему определяют ее название. NH2 (NH 3-) – аминогруппа. Аминогруппа – постоянная составляющая амино-кислоты, обуславливающая щелочные свойства аминокислот. СООН (СОО-) – карбоксильная группа – постоянная составляющая аминокислот, обуслав-ливающая кислотные свойства.
Вопрос 2.Покупаем информацию о разнообразии амино-кислот.
Ответ.Всего в природе насчитывается более 159 аминокислот, но только лишь 20 из них принимают участие в синтезе белков. Их разделяют на заменимые, синтезируемые в самом организме и незаменимые, поступающие в него с продуктами питания.
Вопрос 3. Покупаем информация об особенностях фибрил-лярных белков.
Ответ. Особенность фибриллярных белков в том, что их молекулы состоят из полипетидных цепей, расположенных параллельно друг другу. Эти белки нерастворимы в воде и в организме играют структурную роль. Например, кератин участвует в образовании волос и кожных покровов.
Вопрос 4. Покупаем информацию об особенностях глобул-лярных белков.
Ответ. Особенности глобулярных белков обусловлены их строением- молекулы которых, состоят из плотно свернутых полипептидных цепей в виде глобул ((шариков). Они растворимы в воде и выполняют разнообразные функции. Например, гемоглобин осуществляет транспорт газов, пепсин – расщепление белков.
Вопрос 5. Покупаем информацию о защитных функциях белков.
Ответ. Защитную функцию в организме выполняют белки – иммуно-глобулины (антитела). Они распознают и уничтожают чужеродные агенты: вирусы, бактерии, чужеродные для организма белки. Тромбин и тромбопластин участвуют в свертываемости крови.
Вопрос 6. Покупаем информацию о различии функций белков – ферментов от других белков.
Ответ. Белки – ферменты в отличие от других белков имеют активный центр, с помощью которого происходит узнавание между ферментом и веществом, преобразование которого он осуществляет.
4.Третий этап урока (10 минут).
3 группа работает над письменным заданиемпо карточкам.
Содержание задания для 3 группы:
Заполнить таблицу (6 ДБ):
Структурная организация белка
В виде чего представ-лена данная струк-тура?
Химические связи, принимающие участие в образовании структуры
Первичная
Вторичная
Третичная
Четвертичная
Решите задачу (5 ДБ). Относительная масса белка – 100000, а масса одной аминокислоты – 100 а.е.м. Определить длину соответствующего гени, который кодирует этот белок, если длина одного нуклеотида составляет 0,34 нм.
Представители 1 и 2 групп подходят к учителю и выбирают задания:
Неорганические соединения находятся в клетке в растворенном состоянии.
В живых организмах преобладают такие элементы как калий, натрий, фосфор, йод,
При недостатке кальция в организме человека наблюдается плохой рост костей, рахит, кариес зубов.
Железо принимает участие в дыхании и синтезе хлорофилла.
Кобальт влияет на развитие эритроцитов.
При недостатке йода в организме наблюдается анемия.
Водород, кислород, углерод и азот относятся к микроэлементам.
Электростатические взаимодействия между молекулами воды возникают за счет электронейтральности ее молекул.
2 группа участвует в мини- викторине «Знаете ли Вы»:
Почему углеводы являются более ценными энергетическими веществами, чем жиры? Ответ. Расщепляются быстрее, чем жиры,
Почему, у многих растений , основным запасным веществом в семени является жир, а в вегетативных – углеводы? Ответ. В семени может размещаться ограниченное количество запасного вещества, то энергетически выгодно запасать жир. В вегетативных органах происходит фотосинтез, продуктом которого являются углеводы. Их проще с точки зрения экономии хранить в том же виде, так как не надо тратить энергию на их преобразование.
Почему для передачи наследственной информации другие, кроме ДНК, полимеры, например, полисахариды? Ответ. Полисахариды не обладают способностью образовывать комплементарную 2-х цепочечную структуру.
Почему, если капнуть капельку Н2О2 на срез свежего картофеля, можно наблюдать выделение пузырьков, а на срезе варенного – нет? Ответ. В клетках свежего картофеля имеется фермент каталаза, который расщепляет перекись водорода до воды и кислорода, который выделяется в виде пузырьков. При термической обработке картофеля каталаза раз-рушается и реакция расщепления перекиси водорода не наблюдается, а следовательно, не наблюдается и выделение пузырьков.
Почему, в настоящее время, актуально изучение протеома белка? Ответ. Протеом – белок организма. Актуальность – лучше узнать организм человека для обеспечения медицинской помощи.
Почему, расшифровка ДНК, имеет важное значение для человека? Ответ. Для предотвращения наследственных заболеваний и лечения их с помощью методов генной инженерии.
5. Четвертый этап урока. Задание для всех: «Терминологический диктант» ( на его выполнение отводится 5 минут; правильный ответ оценивается в 0,5 ДБ).
Закончить предложение:
1. Вещества, которые не растворяются в воде, называются…..
2. Вещества, которые растворяются в воде, называются…..
3. Нарушение высших уровней организации белковой молекулы с сохранением ее первичной структуры, называется…..
4. Элементы : водород, кислород, углерод и азот относят к …..
5. Элементы, содержание которых в организме меньше 0,01%, называются…..
6. Процесс восстановления физико-химических и биологических свойств белка, называется ….
7. Процесс самоудвоения молекулы ДНК называется …..
8. Химические связи богатые энергией называются ……
9. Пространственное соответствие молекул или их частиц, приводящее к образованию водородных связей называется…..
10. Нарушение всех уровней белковой молекулы, включая первичную, назы-вается ….
11. Универсальным источником энергии клетки является….
12. Изменение скорости протекания биологических процессов под действием определенных химических соединений называется…..
Учитель собирает конверты у учащихся с вложенными в них ответами на все задания, которые они получили на уроке для проверки и заполнения депозита каждого ученика по форме в соответствии «курса валют»:
Курс валют:
ДБ
Оценка
25 -20 ДБ
5
19 – 14 ДБ
4
13 – 8 ДБ
3
7 – 5 ДБ
2
4 -1 ДБ
1
№ группы
Ф.И.
Разминка
Карточки-задания
Аукцион
Неправильное утверждение
Викторина
Термины
Курс валют
ΣДБ
Оценка
1 группа
Иванов И.
4б
11б
-
4б
-
6б
25б
5
Семенов М.
0
8б
-
2б
-
4б
14 б
4
2 группа
Антонов О.
2б
9б
-
-
5б
4б
20б
5
Никитин В.
0
5б
-
-
5б
2б
12б
3
3 группа
Петров А.
4б
10б
4б
-
-
5б
23б
5
Ветров В.
0
6б
2б
-
-
4б
12б
3
Рефлексия.
1. Дайте оценку уроку.
2. Что Вам понравилось на уроке?
3. Что Вам не понравилось на уроке?
4. Какой совет Вы бы дали учителю?
5. Каков Ваш личный вклад ?
Учитель благодарит учащихся за ответы и переходит к домашнему заданию.
Домашнее задание: Подготовить доклад по теме: « Предпосылки возникновения клеточной теории».