kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Каменный уголь

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока для учащихся с легкой умственной отсталостью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Каменный уголь»

ТЕМА: КАМЕННЫЙ УГОЛЬ.

ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с видами каменного угля, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.

Задачи: Коррекция логического мышления на основе упражнения в установлении сходства и отличия, закрепление знаний учащихся о строительных полезных ископаемых, привитие навыков работы с картой, с коллекцией, умение вычленятиь главное, навыки обобщения, развитие связной речи, познавательной активности, внимания, памяти.

Воспитывать уважение к профессии шахтёра, геолога, патриотическое воспитание.

ОБОРУДОВАНИЕ: коллекция, раздаточный материал.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: бурый уголь, антрацит, шахта, матовый, шахтер.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: беседа, рассказ, работа с тетрадью, загадки, с картой, с раздаточным материалом.

ХОД УРОКА.

  1. Орг.момент.

  2. Повторение.

–мы продолжаем изучать неживую природу.

- в чем отличие живой природы от неживой?

-какие разделы неживой природы мы изучили?

-какой раздел неживой природы мы изучаем?

-какие группы полезных ископаемых вы знаете? Что к ним относится?

-почему назвали строительные полезные ископаемые?

-чем отличаются они от строительных материалов?

-что лишнее: мел, гранит, цемент, известняк?

-найди в коллекции полезных ископаемых и расскажи о…..граните, меле, мраморе, известняке.

-сравни по схеме свойства песка и глины.

-сравни гранит и мрамор (одинакового цвета). Как их различить?

-все перечисленные полезные ископаемые к какой группе относятся?

-какую группу полезных ископаемых мы изучаем? Почему их так назвали?

-найди в коллекции торф. Расскажи о свойствах и применении торфа.

-из чего образуется торф?

  1. Изучение новой темы. (презентация)

Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали.

Героем нашего урока сегодня будет вот этот невзрачный камень.

Что это за полезное ископаемое?

Мы проведём небольшое исследование и узнаем о каменном угле много нового.

Какое полезное ископаемое я должна взять, чтобы записать дату и тему урока на доске? (запись даты и темы на доске и в тетради)

( история появления угля в России)

250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого.

Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни.

Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».

Слова его оказались пророческими. И уже при его жизни в России начались разведочные работы на уголь.

Месторождение каменного угля.

Что такое месторождение? ( место, где залегают полезные ископаемые)

Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом. (работа с картой).

Наша Родина не только по запасам угля, но и по его добыче занимает одно из первых мест в мире.

Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более всего приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока. В России более 200 месторождений каменного угля. Толщина угольных пластов бывает от нескольких сантиметров до 100 метров и более.

Практическая работа: «Свойства каменного угля.»

1. Возьмите кусок каменного угля. Он какой? (твердый)

Агрегатное состояние – твёрдое тело.

2.Попробуйте разломать его руками. Однако если уголь ударить молотком, то он расколется на несколько кусочков.

Какой можно сделать вывод? (твердый, но хрупкий)

3.Положите кусочек угля в стакан с водой. Что произойдёт? (утонет)

4.Сравните каменный уголь и торф.

Сходство – горючие полезные ископаемые, твёрдые.

Различие – торф лёгок, едва тонет в воде. А уголь тяжелее воды – тонет в воде.

В отличие от торфа, который вспыхивает практически сразу, каменный уголь разгорается очень долго. Поэтому опасны пожары на торфянниках. Загоревшись, горит долго ярким пламенем. При этом выделяется тепла, значительно больше, чем при горении торфа или дров.

Итог: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, в воде тонет, хорошо горит и выделяет тепло. ( запись в тетрадь)

Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным. В природе встречается три вида каменного угля - бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит ( рассматривание коллекции).

Виды каменного угля.

БУРЫЙ УГОЛЬ. Зрелым называют яблоко и грушу, когда они полны соков. Про рожь говорят,-« рожь созрела», когда её пора убирать. Но, оказывается, и про каменный уголь тоже говорят,- «зрелый».

Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.

Самым зрелым считают АНТРАЦИТ. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.

ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ сероватого цвета, матовый (меньше блестит) и больше пачкает руки, че антрацит. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.

Вывод: Бурый уголь - твёрдый , тёмно-бурый , рыхлый , более тусклый, не блестит, хуже горит

Антрацит – твёрдый, чёрный ,плотный , крепкий , блестящий , не пачкает рук , выделяет много тепла .

Обыкновенный каменный уголь – твёрдый, чёрный, менее плотный , хрупкий , матовый , пачкает руки.

Заполнение таблицы в рабочей тетради.

Образование каменного угля.

А почему его называют каменным? Каменный уголь очень твёрдый. Как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали , но ведь камень не горит.

Каменный уголь – замечательный чёрный камень, в нём спрятано тепло и свет. Откуда же взялся каменный уголь?

Работа с учебником, чтение статьи с .111 учебника.

Из чего в древних болотах под тяжестью воды и земли, без доступа воздуха образовались толстые слои каменного угля?

Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Каждый кусочек каменного угля - это своего рода музей, в котором хранятся остатки давно минувших времён

Добыча каменного угля.

Каменный уголь добывают в разных местах. Пласты угля находятся не только на большой глубине. Некоторые из них выходят к поверхности земли.

Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Открытый способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко - не глубже 100 м. Верхний слой - почву, глину, песок – отодвигают в сторону и начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу.

Если уголь залегает глубоко , строят шахту, в которой ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до глубины 1200 м. Каменный уголь залегает также в земле большими пластами. Во многих местах глубоко в земле встречаются пласты толщиной 20-30 метров, а в некоторых местах они достигают 100 метров толщины. Добычу его ведут закрытым способом . Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты.

Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями ,который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.

Работает в шахте- шахтёр .Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит.

3НАЧЕНИЕ КАМЕННОГО УГЛЯ.

Каменный уголь стал первым топливом, на котором ездили первые паровозы.

Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы учащихся)

Каменный уголь - ценное ископаемое топливо. Им отапливают помещения, его используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций.

-В особых печах уголь сильно нагревают без доступа воздуха. Из угля выделяется светильный газ и каменноугольная смола. Уголь становится намного легче и перестаёт блестеть. Это-кокс.

Кокс употребляют при выплавке чугуна из железной руды в доменных печах

( сковороды, утюги). Светильный газ раньше использовали для освещения улиц и домов. Сейчас он применяется как топливо на заводах.

-Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства и много других полезных веществ.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

-виды каменного угля

-свойства каменного угля

-различия в свойствах видов угля (по коллекции)

Способы добычи каменного угля – открытый и закрытый

  1. ЗАДАНИЕ НА ДОМ. с. 108- 111.

5. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНКИ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Каменный уголь

Автор: Шелемотова Т.В.

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок познание мира в 4 классе по теме: Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь. "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-goriuchiie-polieznyie-iskopaiemyie-kamiennyi-ughol"
    ["file_id"] => string(6) "155856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421332094"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок окружающего мира по теме "Каменный уголь – ценное полезное ископаемое Кузбасса""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_okruzhaiushchego_mira_po_teme_kamennyi_ugol_tsennoe_poleznoe_iskopaemoe_kuz"
    ["file_id"] => string(6) "609312"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654775672"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проверочная работа по теме: "Литосфера - каменная оболочка Земли""
    ["seo_title"] => string(64) "proverochnaia_rabota_po_teme_litosfera_kamennaia_obolochka_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "632460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1685044017"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Презентация "Каменный уголь""
    ["seo_title"] => string(27) "prezentatsiia_kamennyi_ugol"
    ["file_id"] => string(6) "530493"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1575574810"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Разработка урока "Угольная промышленность России" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-ughol-naia-promyshliennost-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416767991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства