kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок биология и физика по теме "Изучение работы органов кровообращения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок интегрированный по биологии и физики проводится по ФГОС  в 8 классе.  После контроля темы "Изучение работы органов кровообращения". Мы увидели пробелы в знаниях учащихся не только по вопросам биологическим, но и по законам физики. Поэтому класс условно был разделён на несколько групп. Группы получили задания и используя ИКТ, электронный учебник, коллективно решали вопросы. Используя новые технологии, лабораторно-экспериментальную работу, учащиеся смогли получить практику и применить в жизненных ситуациях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок биология и физика по теме "Изучение работы органов кровообращения".»

Разработка интегрированного урока выполнена учителем биологии Николаенко Светланой Петровной и учителем физики Девятовым Александром Павловичем.


Тема: Изучение работы органов кровообращения.


Интегрированный урок по теме « изучение работы кровеносной системы» проводится 8 А пилотном классе.

По результатам проверки в конце учебного года была выявлена западающая тема «Работа органов кровообращения». Так как материалы по этой теме представлены в ГИА поэтому проводится урок по повторению данной темы.

Класс по результатам проверки условно разделили на 2 группы.

1-ая группа усвоила целиком изучаемый учебный материал, а вторая с пробелами в знании этой темы. В результате такого уровня усвоения учебного материала были сформированы 2 группы. Первой группе будет предложено задание экспериментальной деятельности с применением ИКТ оборудования, а второй с применением ИКТ повторить предыдущий изученный материал по электронному учебнику с использование рисунков, анимации, текста, мини тестов по рассматриваемым отдельным вопросам темы. (см. приложение инструкция №2)


Педагогическая цель: закрепление изученного учебного материала по различным разделам биологии и физике.

Задачи урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний по различным разделам биологии и физики. Устанавливать связь между отдельными темами этих предметов. Научиться использовать полученные знания на практике.

Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать и выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения, устанавливать связь теории с практикой.

Воспитательная: способствовать формированию сочетания индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности.

Тип, вид урока: для изучения данной темы был выбран интегрированный тип урока. Это позволит учащимся понять процессы происходящие в организме человека с точки зрения биологии и физики.

Планируемые результаты: учащиеся научатся получать знания, используя различные виды деятельности и использовать эти знания для проведения экспериментально-исследовательских работ.

Личностные результаты: будут сформированы: различные навыки обучения; приобретён опыт работы с ИКТ (по программе один компьютер, один ученик), а также лабораторным оборудованием по физике и биологии; навыки основ моделирования процессов.

Универсальные учебные действия: метапредметный результат предполагает формирование умений - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение работать с современными ИКТ оборудованием применять полученные знания на практике.

Формы и методы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, исследовательские.

Методы: словесные, наглядные, практические, дедуктивные.

Понятия и термины: виды сосудов, тонометр, гипертония, скорость движения, частота пульса, теплообмен, газообмен.

Организационная часть:

Учащиеся делятся на группы по результатам предварительной проверке по темам: «Движение крови по сосудам», «Органы кровообращения», «Закон Бернулли», «Давление в жидкостях и газах», «Сообщающиеся сосуды», «Измерение давления в жидкостях и в газах», «Теплообмен».

Ход интегрированного урока по биологии и физике.


На столе расположены несколько предметов (яблоко (красное), трубки, сосуд с красной жидкостью)


Учитель биологии: Какая ассоциация возникает у вас, при виде этих предметов с органами человека?

Предполагаемые ответы: яблоко - сердце, трубки – сосуды, жидкость - кровь

Учитель биологии: Как называется система состоящая из сердца, крови и различных сосудов в организме человека?

Предполагаемые ответы: кровеносная система или система кровообращения.


Учитель физики: Добавляет на стол два прибора тонометр и секундомер.

Вопрос: Как вы думаете, для чего нужны эти физические приборы?

Предполагаемые ответы: для измерения давления крови, для измерения числа сокращений сердца, для измерения пульса.

Учитель физики: Для чего необходимо измерять давление крови, пульс.

Предполагаемые ответы: измерение делают для того чтобы контролировать работу кровеносной системы, для изучения ее работы.

В вашем классе после прохождения медосмотров, анализ результатов показал, отклонения от нормативных показателей. Чем могут быть вызваны эти изменения.


Учитель биологии: И так, у нас есть условные модели, входящие в кровеносную систему и физические приборы. Использую эти физические приборы, электронный учебник, оцените своё состояние организма через работу органов кровообращения Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Предполагаемые ответы: исследование работы кровеносной системы человека.


Для организации последующей работы передаём слово экспертам. Эксперты сообщают задания группам.

Представляются ЭКСПЕРТЫ


Задание группы №1: Определить давление и пульс каждого члена группы, заполнить таблицу. Сравнить полученные данные со значениями среднестатистического человека возраста 13-14 лет. Сделать вывод и ответить на вопросы. Выбрать делегата который доложит результаты работы и сделает вывод.

Предполагаемый вывод: Данные результатов измерения показывают, то что кровеносные системы участников группы имеют разные параметры давления и пульса. Результат сравнения с нормативными показаниями для данного возраста говорят о том, что у отдельных членов группы отклонения давления и пульса вызывают тревогу. Необходимо произвести более тщательное исследования в медицинском учреждении.

Читают вопросы и дают ответы.

В каждом ноутбуке данной группы размещается пустая таблица и даются дополнительные вопросы

Задание группы №2: Собрать из предложенных предметов модель кровеносной системы человека. Объяснить, почему в капиллярах кровь течет с меньшей скоростью, чем в крупных сосудах. (аорте, венах, артериях). По закону Бернулли о неразрывности струи ( Во сколько раз сечение сосуда больше во столько раз скорость течения жидкости в этом сосуде меньше и наоборот ) Нарушается ли физический закон Бернулли о неразрывности струи.

Для объяснения движения крови в сосудах познакомимся с законом Бернулли. Он еще называется законом непрерывной струи.




υ1 υ2

S1 S2

V1 =V2; V1= υ1·S1·t; V2= υ2·S2·t; → υ1·S1= υ2·S2; υ2= υ1·S1/ S2

Через разные сечения трубы за одно и то же время проходят одинаковые объемы жидкости. Отсюда получается, что там где сечение трубы больше, скорость течения жидкости меньше и наоборот, там где сечение трубы меньше, то там скорость течения жидкости больше. Чем больше скорость движения жидкости, тем большее давление производит жидкость на стенки сосуда.

Рассмотрим таблицу.

№ п/п

Сосуды

Диаметр

мм

Скорость

см/с

Давление

мм. рт. ст.

1

Аорта

20

50

50-150

2

Артерии

5-10

20-50

80-20

3

Артериолы

0,1-0,5

1-20

50-20

4

Капилляры

0,5-0,01

0,05-0,1

20-10

5

Венулы

0,1-0,2

0,1-1

10-2

6

Вены

10-30

10-20

/-5/-/+5/



Посмотрите на данные таблицы и постарайтесь объяснить почему при уменьшении диаметра сосуда скорость крови движущейся по ним уменьшается. Противоречат ли эти данные закону Бернулли о неразрывности струи. Для правильного вывода посмотрите на модель кровеносной системы человека.



В каждом ноутбуке данной группы размещается закон Бернулли, дополнительные вопросы


Предполагаемые ответы: Закон не нарушается так как для ответа на этот вопрос необходимо помнить что общая площадь сечения всех капилляров намного больше чем площадь сечения аорты, вены или артерии, поэтому скорость крови в капиллярах меньше.

Задание группы №3: Нарушение кровообращения при наложении жгута.

Оборудование и материалы

  • Портативный компьютер Nova5000

  • Датчик температуры

  • Прочная нить или тонкий шнур длиной около 40-60 см


Ход эксперимента

  1. Приступайте к выполнению опыта

  2. Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку СТАРТ на панели инструментов.

  3. Записывайте данные не менее 30 с.

  4. Не прекращая записи данных, быстро и туго обмотайте два пальца (каждый отдельно, большой и указательный) ниткой.

  5. Продолжайте запись, отмечая внешние признаки нарушения кровообращения (покраснение, а затем и посинение покровов, снижение чувствительности) не более 7-10 минут.

  6. Не прекращая записи быстро снимите нитку.

  7. Дождитесь стабилизации показаний датчика и остановите регистрацию нажав кнопку стоп.

  8. Сохраните полученные данные нажав кнопку сохранить

Анализ результатов

  1. Если график оказался слишком «шумным» нажмите «сгладить» +

  2. Рассмотрите график и сравните температуру в начале опыта с минимальной температурой и температурой в конце опыта.

  3. Отметьте на графике моменты наложения и снятия перетяжки:

Сделайте вывод о влиянии скорости движения крови по сосудам и теплоснабжения отдельных частей тела в которых протекает кровь

Вопросы:


Задание группы №4: Влияние физической нагрузки на частоту пульса и давления человека (в предложенной группе выбирают тренированного человека и нетренированного)


Найдите зависимость частоты пульса от нагрузки человека с помощью микро лаборатории «Архимед» и сделайте вывод о том, как зависит частота ударов сердца при увеличении физической нагрузки человека.

  1. Подключите датчик числа ударов к микро лаборатории.

  2. Закрепите датчик на пальце руки.

  3. Определите число ударов пульса в спокойном состоянии и данные запишите в таблицу.

  4. Сделайте 10 приседаний и показания запишите в таблицу.

  5. Сделайте 20 приседаний и показания запишите в таблицу.

№ опыта

Число приседаний

Частота пульса

1

0


2

10


3

20





По результатам работы сделайте вывод о том, как зависит пульс человека от физической нагрузки. Постарайтесь объяснить такую зависимость.

Отчет представителей групп по проделанной работе.

Заключение.

Эксперт завершает работу группы №1, №2,№3,№4 . Анализ оценки работы группы производится по оценочным листам. Согласно обработке результатов самооценки, итоговая оценка выставляется хорошо, но требуются разъяснения некоторых вопросов

ЭКП. Эксперт завершает работу группы №5. Анализ оценки работы группы производилась с помощью компьютера, результат следующий. (Сообщает по количеству оценок).

Выскажите своё мнение, что получилось, а какие вопросы вызвали затруднения.

Какой вид деятельности Вы выбираете для решения этих трудностей.

Учитель биологии:

Вопрос 1. Между какими предметами во время выполнения работы вы наблюдали связь?

Вопрос 2. Выскажите свое мнение о том, можно ли изучать биологические процессы без использования физических закономерностей и физических приборов

Учитель физики: проанализируйте все виды вашей деятельности на уроке и предложите тему урока?


Предполагаемый ответ ( все мы изучали работу кровеносной системы и поэтому предлагаем тему исследование работы кровеносной системы)


Домашнее задание: Домашнее задание по выбору (смотри приложение №1 тестирование)

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Тестирование (домашняя работа)

1.Рассмотрите характер движения сердца и подберите правильное слово характеризующее это движение?

А) конвульсия; Б) ритмичность; В) беспорядочность

2. С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?

А) Гука; Б) Бернулли; В) Архимеда

3.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?

А) разность давления в сосудах; Б) разность высоты тела;

В) сила тяжести

4.Что препятствует движению крови по сосудам?

А) бляшки, тромбы Б) эластичность сосудов;

В) увеличение физической нагрузки

5. Найдите соответствие между сокращениями сердечной мышцы и регулирующими её веществами:

А) адреналин; 1) учащают сокращение сердечной мышцы;

Б) ионы калия; 2) урежают сокращение сердечной мышцы;

В) ионы кальция;

Г) симпатическая часть нервной системы;

Д) парасимпатическая часть нервной системы

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

1

2

6.В каких сосудах низкое давление, поэтому передвижению крови способствуют клапаны?

А) капилляры; Б) вены; В) артерии; Г) венулы

7.В каком круге кровообращения происходит насыщение крови кислородом?

А) малом; Б) большом; В) среднем

8. При обследовании у больного были обнаружены тромбы в нижних конечностях:

Наиболее вероятная причина этого:

А) чрезмерное употребление растительной пищи;

Б) чрезмерное употребление животной пищи;

В) чрезмерное употребление воды



2. Инструкция работы группы №5:



  1. Откройте на рабочем столе электронный учебник Биология. Человек.

  2. Приступите к работе ГАЛЕРЕЯ раздел Интерактивные рисунки

  3. Откройте в уроке 1-10 рисунок №10. Внимательно рассмотрите и изучите текст.

  4. Вернитесь в раздел Интерактивные рисунки урок 11-20 рисунок №20. Повторите те же действия. Сделайте вывод.

  5. Вернитесь в раздел, Интерактивные рисунки урок 31-40 рисунок №32 и ознакомьтесь, с предложенным заданием выполняя действия.

  6. Вернитесь в раздел Интерактивные рисунки урок 41-50 рисунок №43 и повторите ту же работу по изучению материала.

  7. Вернитесь на рабочий стол откройте тесты и закрепите материал на практике.

  8. Выполненное задание зарегистрируйте у эксперта.

  9. При отчёте выскажите своё мнение о проделанной работе.


Список литературы:


1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 классы. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000.

2. Воронин Л.И., Мали Р.Д. Методика проведения наблюдений по анатомии, физио-логии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1983.

3. Никишев А.И. Школьный практикум. Биология. М.: Владос, 2001.

4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.

5. Никишов А.И. Биология: конспективный курс. М.: Дрофа, 2002.

6. Богоявлинская А.Е. Активные формы и методы обучения биолога. М.: Просвеще-ние, 1996.

7. Каменский А.А., Маклакова А.С., Соколова Н.А. Единый государственный экза-мен. Биология: типовые тестовые задания 2003. М.: Экзамен, 2003.

8. А.В. Пёрышкин Физика: 7 класс М.: Дрофа, 2015.

9. А.В. Пёрышкин Физика: 8 класс М.: Дрофа, 2014.

10. А.В. Пёрышкин Физика: 9 класс М.: Дрофа, 2015.

11. А.В. Пёрышкин Сборник задач по физике: 7 – 9 класс М.: Экзамен, 2011.

12. В.А. Волков Тесты по физике: 7-9 класс М.: Вако, 2012.

13. А.В. Пёрышкин, Н.А. родина. Пособие для учителя. М.: Просвещение,2008.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Николаенко Светлана Петровна, учитель биологии. Девятов Александр Павлович, учитель физики.

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Интегрированный урок по теме:"Изучение работы органов кровообращения""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_po_tiemie_izuchieniie_raboty_orghanov_krovoobrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "438428"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510505013"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Зрительный анализатор"  урок  по биологии. Задания по PISA "
    ["seo_title"] => string(57) "zritiel-nyi-analizator-urok-po-biologhii-zadaniia-po-pisa"
    ["file_id"] => string(6) "182468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425537477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства