Интегрированный урок биология и физика по теме "Изучение работы органов кровообращения".
Интегрированный урок биология и физика по теме "Изучение работы органов кровообращения".
Урок интегрированный по биологии и физики проводится по ФГОС в 8 классе. После контроля темы "Изучение работы органов кровообращения". Мы увидели пробелы в знаниях учащихся не только по вопросам биологическим, но и по законам физики. Поэтому класс условно был разделён на несколько групп. Группы получили задания и используя ИКТ, электронный учебник, коллективно решали вопросы. Используя новые технологии, лабораторно-экспериментальную работу, учащиеся смогли получить практику и применить в жизненных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок биология и физика по теме "Изучение работы органов кровообращения".»
Разработка интегрированного урока выполнена учителем биологии Николаенко Светланой Петровной и учителем физики Девятовым Александром Павловичем.
Тема: Изучение работы органов кровообращения.
Интегрированный урок по теме « изучение работы кровеносной системы» проводится 8 А пилотном классе.
По результатам проверки в конце учебного года была выявлена западающая тема «Работа органов кровообращения». Так как материалы по этой теме представлены в ГИА поэтому проводится урок по повторению данной темы.
Класс по результатам проверки условно разделили на 2 группы.
1-ая группа усвоила целиком изучаемый учебный материал, а вторая с пробелами в знании этой темы. В результате такого уровня усвоения учебного материала были сформированы 2 группы. Первой группе будет предложено задание экспериментальной деятельности с применением ИКТ оборудования, а второй с применением ИКТ повторить предыдущий изученный материал по электронному учебнику с использование рисунков, анимации, текста, мини тестов по рассматриваемым отдельным вопросам темы. (см. приложение инструкция №2)
Педагогическая цель: закрепление изученного учебного материала по различным разделам биологии и физике.
Задачи урока:
Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний по различным разделам биологии и физики. Устанавливать связь между отдельными темами этих предметов. Научиться использовать полученные знания на практике.
Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать и выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения, устанавливать связь теории с практикой.
Воспитательная: способствовать формированию сочетания индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности.
Тип, вид урока: для изучения данной темы был выбран интегрированный тип урока. Это позволит учащимся понять процессы происходящие в организме человека с точки зрения биологии и физики.
Планируемые результаты: учащиеся научатся получать знания, используя различные виды деятельности и использовать эти знания для проведения экспериментально-исследовательских работ.
Личностные результаты: будут сформированы: различные навыки обучения; приобретён опыт работы с ИКТ (по программе один компьютер, один ученик), а также лабораторным оборудованием по физике и биологии; навыки основ моделирования процессов.
Универсальные учебные действия: метапредметный результат предполагает формирование умений - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение работать с современными ИКТ оборудованием применять полученные знания на практике.
Формы и методы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, исследовательские.
Понятия и термины: виды сосудов, тонометр, гипертония, скорость движения, частота пульса, теплообмен, газообмен.
Организационная часть:
Учащиеся делятся на группы по результатам предварительной проверке по темам: «Движение крови по сосудам», «Органы кровообращения», «Закон Бернулли», «Давление в жидкостях и газах», «Сообщающиеся сосуды», «Измерение давления в жидкостях и в газах», «Теплообмен».
Ход интегрированного урока по биологии и физике.
На столе расположены несколько предметов (яблоко (красное), трубки, сосуд с красной жидкостью)
Учитель биологии: Какая ассоциация возникает у вас, при виде этих предметов с органами человека?
Учитель биологии: Как называется система состоящая из сердца, крови и различных сосудов в организме человека?
Предполагаемые ответы: кровеносная система или система кровообращения.
Учитель физики: Добавляет на стол два прибора тонометр и секундомер.
Вопрос: Как вы думаете, для чего нужны эти физические приборы?
Предполагаемые ответы: для измерения давления крови, для измерения числа сокращений сердца, для измерения пульса.
Учитель физики: Для чего необходимо измерять давление крови, пульс.
Предполагаемые ответы: измерение делают для того чтобы контролировать работу кровеносной системы, для изучения ее работы.
В вашем классе после прохождения медосмотров, анализ результатов показал, отклонения от нормативных показателей. Чем могут быть вызваны эти изменения.
Учитель биологии: И так, у нас есть условные модели, входящие в кровеносную систему и физические приборы. Использую эти физические приборы, электронный учебник, оцените своё состояние организма через работу органов кровообращения Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Предполагаемые ответы: исследование работы кровеносной системы человека.
Для организации последующей работы передаём слово экспертам. Эксперты сообщают задания группам.
Представляются ЭКСПЕРТЫ
Задание группы №1: Определить давление и пульс каждого члена группы, заполнить таблицу. Сравнить полученные данные со значениями среднестатистического человека возраста 13-14 лет. Сделать вывод и ответить на вопросы. Выбрать делегата который доложит результаты работы и сделает вывод.
Предполагаемый вывод: Данные результатов измерения показывают, то что кровеносные системы участников группы имеют разные параметры давления и пульса. Результат сравнения с нормативными показаниями для данного возраста говорят о том, что у отдельных членов группы отклонения давления и пульса вызывают тревогу. Необходимо произвести более тщательное исследования в медицинском учреждении.
Читают вопросы и дают ответы.
В каждом ноутбуке данной группы размещается пустая таблица и даются дополнительные вопросы
Задание группы №2: Собрать из предложенных предметов модель кровеносной системы человека. Объяснить, почему в капиллярах кровь течет с меньшей скоростью, чем в крупных сосудах. (аорте, венах, артериях). По закону Бернулли о неразрывности струи ( Во сколько раз сечение сосуда больше во столько раз скорость течения жидкости в этом сосуде меньше и наоборот ) Нарушается ли физический закон Бернулли о неразрывности струи.
Для объяснения движения крови в сосудах познакомимся с законом Бернулли. Он еще называется законом непрерывной струи.
Через разные сечения трубы за одно и то же время проходят одинаковые объемы жидкости. Отсюда получается, что там где сечение трубы больше, скорость течения жидкости меньше и наоборот, там где сечение трубы меньше, то там скорость течения жидкости больше. Чем больше скорость движения жидкости, тем большее давление производит жидкость на стенки сосуда.
Рассмотрим таблицу.
№ п/п
Сосуды
Диаметр
мм
Скорость
см/с
Давление
мм. рт. ст.
1
Аорта
20
50
50-150
2
Артерии
5-10
20-50
80-20
3
Артериолы
0,1-0,5
1-20
50-20
4
Капилляры
0,5-0,01
0,05-0,1
20-10
5
Венулы
0,1-0,2
0,1-1
10-2
6
Вены
10-30
10-20
/-5/-/+5/
Посмотрите на данные таблицы и постарайтесь объяснить почему при уменьшении диаметра сосуда скорость крови движущейся по ним уменьшается. Противоречат ли эти данные закону Бернулли о неразрывности струи. Для правильного вывода посмотрите на модель кровеносной системы человека.
В каждом ноутбуке данной группы размещается закон Бернулли, дополнительные вопросы
Предполагаемые ответы: Закон не нарушается так как для ответа на этот вопрос необходимо помнить что общая площадь сечения всех капилляров намного больше чем площадь сечения аорты, вены или артерии, поэтому скорость крови в капиллярах меньше.
Задание группы №3: Нарушение кровообращения при наложении жгута.
Оборудование и материалы
Портативный компьютер Nova5000
Датчик температуры
Прочная нить или тонкий шнур длиной около 40-60 см
Ход эксперимента
Приступайте к выполнению опыта
Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку СТАРТ на панели инструментов.
Записывайте данные не менее 30 с.
Не прекращая записи данных, быстро и туго обмотайте два пальца (каждый отдельно, большой и указательный) ниткой.
Продолжайте запись, отмечая внешние признаки нарушения кровообращения (покраснение, а затем и посинение покровов, снижение чувствительности) не более 7-10 минут.
Не прекращая записи быстро снимите нитку.
Дождитесь стабилизации показаний датчика и остановите регистрацию нажав кнопку стоп.
Сохраните полученные данные нажав кнопку сохранить
Анализ результатов
Если график оказался слишком «шумным» нажмите «сгладить» +
Рассмотрите график и сравните температуру в начале опыта с минимальной температурой и температурой в конце опыта.
Отметьте на графике моменты наложения и снятия перетяжки:
Сделайте вывод о влиянии скорости движения крови по сосудам и теплоснабжения отдельных частей тела в которых протекает кровь
Вопросы:
Задание группы №4: Влияние физической нагрузки на частоту пульса и давления человека (в предложенной группе выбирают тренированного человека и нетренированного)
Найдите зависимость частоты пульса от нагрузки человека с помощью микро лаборатории «Архимед» и сделайте вывод о том, как зависит частота ударов сердца при увеличении физической нагрузки человека.
Подключите датчик числа ударов к микро лаборатории.
Закрепите датчик на пальце руки.
Определите число ударов пульса в спокойном состоянии и данные запишите в таблицу.
Сделайте 10 приседаний и показания запишите в таблицу.
Сделайте 20 приседаний и показания запишите в таблицу.
№ опыта
Число приседаний
Частота пульса
1
0
2
10
3
20
По результатам работы сделайте вывод о том, как зависит пульс человека от физической нагрузки. Постарайтесь объяснить такую зависимость.
Отчет представителей групп по проделанной работе.
Заключение.
Эксперт завершает работу группы №1, №2,№3,№4 . Анализ оценки работы группы производится по оценочным листам. Согласно обработке результатов самооценки, итоговая оценка выставляется хорошо, но требуются разъяснения некоторых вопросов
ЭКП. Эксперт завершает работу группы №5. Анализ оценки работы группы производилась с помощью компьютера, результат следующий. (Сообщает по количеству оценок).
Выскажите своё мнение, что получилось, а какие вопросы вызвали затруднения.
Какой вид деятельности Вы выбираете для решения этих трудностей.
Учитель биологии:
Вопрос 1. Между какими предметами во время выполнения работы вы наблюдали связь?
Вопрос 2. Выскажите свое мнение о том, можно ли изучать биологические процессы без использования физических закономерностей и физических приборов
Учитель физики: проанализируйте все виды вашей деятельности на уроке и предложите тему урока?
Предполагаемый ответ ( все мы изучали работу кровеносной системы и поэтому предлагаем тему исследование работы кровеносной системы)
Домашнее задание: Домашнее задание по выбору (смотри приложение №1 тестирование)
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1. Тестирование (домашняя работа)
1.Рассмотрите характер движения сердца и подберите правильное слово характеризующее это движение?
А) конвульсия; Б) ритмичность; В) беспорядочность
2. С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?
А) Гука; Б) Бернулли; В) Архимеда
3.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?
А) разность давления в сосудах; Б) разность высоты тела;
В) сила тяжести
4.Что препятствует движению крови по сосудам?
А) бляшки, тромбы Б) эластичность сосудов;
В) увеличение физической нагрузки
5. Найдите соответствие между сокращениями сердечной мышцы и регулирующими её веществами: