Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме:"Изучение работы органов кровообращения"»
Тема: Изучение работы органов кровообращения.
Интегрированный урок по теме « Изучение работы кровеносной системы» проводится в 8 классе.
Б. Из опыта преподавания биологии в 8 классе выявлено то, что тема «Работа органов кровообращения» вызывает затруднения у учащихся. Так как материалы по этой теме представлены в ОГЭ, мы решили рассмотреть эту тему совместно с учителем физики на интегрированном уроке.
Педагогическая цель: закрепление изученного учебного материала по различным разделам биологии и физики.
Задачи урока:
Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний по различным разделам биологии и физики. Устанавливать связь между отдельными темами этих предметов. Научиться использовать полученные знания на практике.
Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать и выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения, устанавливать связь теории с практикой.
Воспитательная: способствовать формированию сочетания индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности.
Тип, вид урока: для изучения данной темы был выбран интегрированный тип урока. Это позволит учащимся понять процессы, происходящие в организме человека с точки зрения биологии и физики.
Планируемые результаты: учащиеся научатся получать знания, используя различные виды деятельности и использовать эти знания для проведения экспериментально-исследовательских работ.
Личностные результаты: будут сформированы: различные навыки обучения; а также умение обращаться с лабораторным оборудованием по физике и биологии; приобретут навыки основ моделирования процессов.
Универсальные учебные действия: метапредметный результат предполагает формирование умений - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение работать с современными ИКТ оборудованием применять полученные знания на практике.
Формы и методы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, исследовательские.
Понятия и термины: виды сосудов, тонометр, гипертония, скорость движения, частота пульса, теплообмен, газообмен.
Организационная часть:
Учащиеся делятся на 3 группы.
Ход интегрированного урока по биологии и физике.
Б: На столе расположены несколько предметов: яблоко (красное), трубки разного диаметра, сосуд с красной жидкостью. Можете ли вы эти предметы ассоциировать с какими-либо органами человека?
Б: Как называется система, состоящая из сердца, крови и различных сосудов в организме человека?
Предполагаемые ответы: кровеносная система или система кровообращения.
Ф: Добавляет на стол два прибора тонометр и секундомер.
Вопрос: Как вы думаете, для чего нужны эти физические приборы?
Предполагаемые ответы: для измерения давления крови, для измерения числа сокращений сердца, для измерения пульса.
Ф: Для чего необходимо измерять давление крови, пульс.
Предполагаемые ответы: измерение делают для того чтобы контролировать работу кровеносной системы.
Учащимся предлагается озвучить тему урока.
После прохождения медосмотра, анализ результатов показал, что у некоторых ребят имеются отклонения от нормативных показателей. Чем могут быть вызваны эти изменения?
Б: И так, у нас есть условные модели, входящие в кровеносную систему и физические приборы. Используя эти физические приборы, оцените своё состояние организма через работу органов кровообращения
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Предполагаемые ответы: исследование работы кровеносной системы человека.
Для организации последующей работы класс делим на 3 группы, которые должны выполнить предлагаемые задания.
Б: Задание группы №1: Определить давление и пульс каждого члена группы, заполнить таблицу.
Возраст (для уч-ся занимается спортом или нет)
Давление
Пульс
Сравнить полученные данные со значениями среднестатистического человека возраста 13-14 лет. Сделать вывод и предложить свои рекомендации по нормализации показателей..
Предполагаемый вывод: Данные результатов измерения показывают, то, что кровеносные системы участников группы имеют разные параметры давления и пульса. Результат сравнения с нормативными показаниями для данного возраста говорят о том, что у отдельных членов группы отклонения давления и пульса вызывают тревогу. Необходимо произвести более тщательное исследование в медицинском учреждении.
Ф: Задание группы №2: Собрать из предложенных предметов модель кровеносной системы человека. Объяснить, почему в капиллярах кровь течет с меньшей скоростью, чем в крупных сосудах. (аорте, венах, артериях). По закону Бернулли о неразрывности струи ( Во сколько раз сечение сосуда больше во столько раз скорость течения жидкости в этом сосуде меньше и наоборот ) Нарушается ли физический закон Бернулли о неразрывности струи.
Для объяснения движения крови в сосудах познакомимся с законом Бернулли. Он еще называется законом непрерывной струи.
Через разные сечения трубы за одно и то же время проходят одинаковые объемы жидкости. Отсюда получается, что там где сечение трубы больше, скорость течения жидкости меньше и наоборот, там где сечение трубы меньше, то там скорость течения жидкости больше. Чем больше скорость движения жидкости, тем большее давление производит жидкость на стенки сосуда.
Рассмотрим таблицу.
№ п/п
Сосуды
Диаметр
мм
Скорость
см/с
Давление
мм. рт. ст.
1
Аорта
20
50
50-150
2
Артерии
5-10
20-50
80-20
3
Артериолы
0,1-0,5
1-20
50-20
4
Капилляры
0,5-0,01
0,05-0,1
20-10
5
Венулы
0,1-0,2
0,1-1
10-2
6
Вены
10-30
10-20
/-5/-/+5/
Посмотрите на данные таблицы и постарайтесь объяснить, почему при уменьшении диаметра сосуда скорость крови движущейся по ним,уменьшается. Противоречат ли эти данные закону Бернулли о неразрывности струи. Для правильного вывода посмотрите на модель кровеносной системы человека.
На экране и в бумажном варианте на столах излагается закон Бернуллли.
Предполагаемые ответы: Закон не нарушается, так как для ответа на этот вопрос необходимо помнить, что общая площадь сечения всех капилляров намного больше, чем площадь сечения аорты, вены или артерии, поэтому скорость крови в капиллярах меньше.
Б: Задание группы №3: Влияние физической нагрузки на частоту пульса и давления человека (в предложенной группе выбирают тренированного человека и нетренированного)
Определите число ударов пульса в спокойном состоянии и данные запишите в таблицу.
Сделайте 10 приседаний и показания запишите в таблицу.
Сделайте 20 приседаний и показания запишите в таблицу.
№ опыта
Число приседаний
Частота пульса
1
0
2
10
3
20
По результатам работы сделайте вывод о том, как зависит пульс человека от физической нагрузки. Постарайтесь объяснить такую зависимость.
Отчет представителей групп по проделанной работе.
Б: Вопрос 1. Между какими предметами во время выполнения работы вы наблюдали связь?
Вопрос 2. Выскажите свое мнение о том, можно ли изучать биологические процессы без использования физических закономерностей и физических приборов
Ф: проанализируйте все виды вашей деятельности на уроке.
Давайте подведем итоги нашего урока, сделаем главные выводы из изученного и исследованного на уроке(см. на экран – самооценка…)
Домашнее задание: Домашнее задание по выбору (смотри приложение №1 тестирование)
ПРИЛОЖЕНИЕ№1.
Тестирование (домашняя работа)
1.Рассмотрите характер движения сердца и подберите правильное слово характеризующее это движение?
А) конвульсия; Б) ритмичность; В) беспорядочность
2. С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?
А) Гука; Б) Бернулли; В) Архимеда
3.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?
А) разность давления в сосудах; Б) разность высоты тела;
В) сила тяжести
4.Что препятствует движению крови по сосудам?
А) бляшки, тромбы Б) эластичность сосудов;
В) увеличение физической нагрузки
5. Найдите соответствие между сокращениями сердечной мышцы и регулирующими её веществами: