kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по теме:"Изучение работы органов кровообращения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен урок, проведенный учителями физики и биологии совместно по исследованию и изучению системы кровообращения человека.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме:"Изучение работы органов кровообращения"»

Тема: Изучение работы органов кровообращения.

Интегрированный урок по теме « Изучение работы кровеносной системы» проводится в 8 классе.

Б. Из опыта преподавания биологии в 8 классе выявлено то, что тема «Работа органов кровообращения» вызывает затруднения у учащихся. Так как материалы по этой теме представлены в ОГЭ, мы решили рассмотреть эту тему совместно с учителем физики на интегрированном уроке.

Педагогическая цель: закрепление изученного учебного материала по различным разделам биологии и физики.

Задачи урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний по различным разделам биологии и физики. Устанавливать связь между отдельными темами этих предметов. Научиться использовать полученные знания на практике.

Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать и выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения, устанавливать связь теории с практикой.

Воспитательная: способствовать формированию сочетания индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности.

Тип, вид урока: для изучения данной темы был выбран интегрированный тип урока. Это позволит учащимся понять процессы, происходящие в организме человека с точки зрения биологии и физики.

Планируемые результаты: учащиеся научатся получать знания, используя различные виды деятельности и использовать эти знания для проведения экспериментально-исследовательских работ.

Личностные результаты: будут сформированы: различные навыки обучения; а также умение обращаться с лабораторным оборудованием по физике и биологии; приобретут навыки основ моделирования процессов.

Универсальные учебные действия: метапредметный результат предполагает формирование умений - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение работать с современными ИКТ оборудованием применять полученные знания на практике.

Формы и методы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, исследовательские.

Методы: словесные, наглядные, практические, дедуктивные.

Понятия и термины: виды сосудов, тонометр, гипертония, скорость движения, частота пульса, теплообмен, газообмен.

Организационная часть:

Учащиеся делятся на 3 группы.

Ход интегрированного урока по биологии и физике.

Б:  На столе расположены несколько предметов: яблоко (красное), трубки разного диаметра, сосуд с красной жидкостью. Можете ли вы эти предметы ассоциировать с какими-либо органами человека?

Предполагаемые ответы: яблоко - сердце, трубки – сосуды, жидкость - кровь

Б:   Как называется система, состоящая из сердца, крови и различных сосудов в организме человека?

Предполагаемые ответы: кровеносная система или система кровообращения.

Ф:  Добавляет на стол два прибора тонометр и секундомер.

Вопрос: Как вы думаете, для чего нужны эти физические приборы?

Предполагаемые ответы: для измерения давления крови, для измерения числа сокращений сердца, для измерения пульса.

Ф:  Для чего необходимо измерять давление крови, пульс.

Предполагаемые ответы: измерение делают для того чтобы контролировать работу кровеносной системы.

Учащимся предлагается озвучить тему урока.

После прохождения медосмотра, анализ результатов показал, что у некоторых ребят имеются отклонения от нормативных показателей. Чем могут быть вызваны эти изменения?

Б:  И так, у нас есть условные модели, входящие в кровеносную систему и физические приборы. Используя эти физические приборы, оцените своё состояние организма через работу органов кровообращения

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Предполагаемые ответы: исследование работы кровеносной системы человека.

Для организации последующей работы класс делим на 3 группы, которые должны выполнить предлагаемые задания.





Б: Задание группы №1: Определить давление и пульс каждого члена группы, заполнить таблицу.

Возраст (для уч-ся занимается спортом или нет)

Давление

Пульс







Сравнить полученные данные со значениями среднестатистического человека возраста 13-14 лет. Сделать вывод и предложить свои рекомендации по нормализации показателей..

Предполагаемый вывод: Данные результатов измерения показывают, то, что кровеносные системы участников группы имеют разные параметры давления и пульса. Результат сравнения с нормативными показаниями для данного возраста говорят о том, что у отдельных членов группы отклонения давления и пульса вызывают тревогу. Необходимо произвести более тщательное исследование в медицинском учреждении.

Ф: Задание группы №2: Собрать из предложенных предметов модель кровеносной системы человека. Объяснить, почему в капиллярах кровь течет с меньшей скоростью, чем в крупных сосудах. (аорте, венах, артериях). По закону Бернулли о неразрывности струи ( Во сколько раз сечение сосуда больше во столько раз скорость течения жидкости в этом сосуде меньше и наоборот ) Нарушается ли физический закон Бернулли о неразрывности струи.

Для объяснения движения крови в сосудах познакомимся с законом Бернулли. Он еще называется законом непрерывной струи.

Через разные сечения трубы за одно и то же время проходят одинаковые объемы жидкости. Отсюда получается, что там где сечение трубы больше, скорость течения жидкости меньше и наоборот, там где сечение трубы меньше, то там скорость течения жидкости больше. Чем больше скорость движения жидкости, тем большее давление производит жидкость на стенки сосуда.

Рассмотрим таблицу.

№ п/п

Сосуды

Диаметр

мм

Скорость

см/с

Давление

мм. рт. ст.

1

Аорта

20

50

50-150

2

Артерии

5-10

20-50

80-20

3

Артериолы

0,1-0,5

1-20

50-20

4

Капилляры

0,5-0,01

0,05-0,1

20-10

5

Венулы

0,1-0,2

0,1-1

10-2

6

Вены

10-30

10-20

/-5/-/+5/




Посмотрите на данные таблицы и постарайтесь объяснить, почему при уменьшении диаметра сосуда скорость крови движущейся по ним,уменьшается. Противоречат ли эти данные закону Бернулли о неразрывности струи. Для правильного вывода посмотрите на модель кровеносной системы человека.



На экране и в бумажном варианте на столах излагается закон Бернуллли.

Предполагаемые ответы: Закон не нарушается, так как для ответа на этот вопрос необходимо помнить, что общая площадь сечения всех капилляров намного больше, чем площадь сечения аорты, вены или артерии, поэтому скорость крови в капиллярах меньше.



Б: Задание группы №3: Влияние физической нагрузки на частоту пульса и давления человека (в предложенной группе выбирают тренированного человека и нетренированного)

  1. Определите число ударов пульса в спокойном состоянии и данные запишите в таблицу.

  2. Сделайте 10 приседаний и показания запишите в таблицу.

  3. Сделайте 20 приседаний и показания запишите в таблицу.

№ опыта

Число приседаний

Частота пульса

1

0


2

10


3

20





По результатам работы сделайте вывод о том, как зависит пульс человека от физической нагрузки. Постарайтесь объяснить такую зависимость.

Отчет представителей групп по проделанной работе.

Б: Вопрос 1. Между какими предметами во время выполнения работы вы наблюдали связь?

Вопрос 2. Выскажите свое мнение о том, можно ли изучать биологические процессы без использования физических закономерностей и физических приборов

Ф:  проанализируйте все виды вашей деятельности на уроке.

Давайте подведем итоги нашего урока, сделаем главные выводы из изученного и исследованного на уроке(см. на экран – самооценка…)

Домашнее задание: Домашнее задание по выбору (смотри приложение №1 тестирование)



ПРИЛОЖЕНИЕ1.

Тестирование (домашняя работа)

1.Рассмотрите характер движения сердца и подберите правильное слово характеризующее это движение?

А) конвульсия; Б) ритмичность; В) беспорядочность

2. С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?

А) Гука; Б) Бернулли; В) Архимеда

3.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?

А) разность давления в сосудах; Б) разность высоты тела;

В) сила тяжести

4.Что препятствует движению крови по сосудам?

А) бляшки, тромбы Б) эластичность сосудов;

В) увеличение физической нагрузки

5. Найдите соответствие между сокращениями сердечной мышцы и регулирующими её веществами:

А) адреналин; 1) учащают сокращение сердечной мышцы;

Б) ионы калия; 2) урежают сокращение сердечной мышцы;

В) ионы кальция;

Г) симпатическая часть нервной системы;

Д) парасимпатическая часть нервной системы

6.В каких сосудах низкое давление, поэтому передвижению крови способствуют клапаны?

А) капилляры; Б) вены; В) артерии; Г) венулы

7.В каком круге кровообращения происходит насыщение крови кислородом?

А) малом; Б) большом; В) среднем

8. При обследовании у больного были обнаружены тромбы в нижних конечностях:

Наиболее вероятная причина этого:

А) чрезмерное употребление растительной пищи;

Б) чрезмерное употребление животной пищи;

В) чрезмерное употребление воды



2. Изучите самостоятельно закон Бернулли и приведите свои примеры проявления и применения этого закона в жизни.




Спасибо вам за работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок по теме:"Изучение работы органов кровообращения"

Автор: Мартынова Ольга Михайловна, Мигачева Наталия Ивановна

Дата: 12.11.2017

Номер свидетельства: 438428

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства