Конспект урока по биологии в 8 классе «Строение и функции головного мозга»
Цель: ознакомить обучающих с особенностями строения и физиологическими функциями головного мозга.
Задачи:
- обобщить знания предыдущих тем о строении нервной системы;
- организовать самостоятельное изучение учащимися материала о внешнем строении головного мозга и его функций;
- развивать способность к анализу, сравнению, установлению причинно-следственных связей;
- формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга.
Тип урока: изучение новой темы
Методы урока: индивидуальный, групповой, коллективный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок,
И весь класс умолк.
Тему будем изучать,
Знания новые получать.
(Кузнецова Е.С.)
Добрый день ребята! Сегодня я не стану сама озвучивать тему, а вы сами по подсказкам назовёте её. Ловите подсказки: - состоит из серого и белого вещества;
- орган центральной нервной системы;
- состоит из большого количества нейронов;
- у позвоночных находится внутри черепа.
Конечно же, это головной мозг и тема нашего занятия: «Строение и функции головного мозга».
2.Повторение.
Чтобы перейти к изучению новой темы мы повторим изученный материал о нервной системе.
«Незаконченное предложение»:
1.Нервная система – это …
2. Нейрон – это …
3. Серое вещество состоит из …
4.Белое вещество состоит из …
5. Рефлекс – это …
6. Рефлекторная дуга – это…
7. Органы, входящие в ЦНС – это…
8. Вегетативная нервная система состоит из … .
3. Изучение новой темы:
3.1.Запись даты и темы в рабочей тетради.
Объяснение учителя дополнительного материала отсутствующего в учебнике.
Учащиеся по ходу объяснения в рабочей тетради выстраивают схему.
Схема 1.
И стория изучения головного мозга
Создание медицинского управления в России
«Аптекарский Приказ»
1654г – первая медицинская школа
И .П.Павлов (изучение нервизма)
В .А. Бец (изучение клеточного состояния мозга)
Д .Н.Зернов (классификация борозд и извилин мозга)
В .М.Бехтерев (изучение функции коры головного мозга)
В .П.Воробьёв (организм человека связан с социальной средой)
В.Н.Шевкуненко (детальное изучение мозга)
В.Н.Терновский (перевёл А.Везалия)
3.2. Деление класс на группы: ребятам предоставляется возможность взять по одному разноцветному стикеру. Деление на группы происходит по цветовой гамме (6 цветов стикера – 6 команд). Далее идёт работа по группам. Каждая группа получает задание для дальнейшего самостоятельного изучения темы.
Задание:
используя текст учебника изучить:
1 группа – промежуточный мозг
2 группа – средний мозг
3 группа – продолговатый мозг
4 группа мозжечок
5 группа – мост
6 группа – большие полушария
составить характеристику строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь;
выделить и записать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозга.
3.3. Устная работа по составленным характеристикам групп (в процессе выступления каждой группы на доске заполняется схема «Головной мозг»)
Схема 2.
Головной мозг
3.4. “Интересные факты о головном мозге”
( опережающее задание: один ученик получил домашнее задание с опережением. Он делает сообщение по теме «Интересные факты о головном мозге»):
От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов;
В массе имеются различия, средняя масса – 1.400г. У Анатоля Франца (великого писателя) масса мозга была 1 кг. 17гр; у писателя Тургенева -2 кг. 12 гр.;
самый тяжелый мозг, известный медицине, был массой 2 кг. 850гр. Как вы думаете, кому он принадлежал? Ответ обескураживает: больному идиотизмом человеку!
объем мозга -95% емкости черепа;
каждую минуту через него проходит ¾ всей крови человека;
общая длинна сосудов мозга -560 км.;
1 мм. Коры больших полушарий содержит 30 000 нервных клеток-нейронов;
крупные нейроны содержат синапсы, то есть контакты с 20 тыс. связей от одной клетки, в мозге проходят постоянно электрические токи, которые по скорости передвижения очень быстры, сродни скорости света.
4. Закрепление:
4 .1.Тематический кроссворд (каждая команда получает тематический кроссворд, решает его в течение 3 минут, первая команда решившая кроссворд подымает стикер и начинает работу устно по тематическому кроссворду)
1.Продолг ватый мозг
2.Мозжеч к
3. Промежут чный мозг
4.М ст
5. Большие п лушария
6. Средной м зг
Задание:
1.В нем располагаются ядра блуждающего нерва, центры мигательного рефлекса, чихания и кашля.
2. Осуществляет координацию движения.
3.Регулирует сон и бодрствование.
4. В нём располагаются центры, связанные с мимикой, движением глазных яблок.
5.Управляют жизненно важными процессами организма человека.
6. Обрабатывает нервные импульсы, поступающие от зрительных и слуховых рецепторов.
4.2. Аппликация (уже готовые из цветной бумаги отделы головного мозга, нужно подписать название и правильно соединить. Каждая команда выполняет задание в течение 2 минут. Учитель проверяет правильность).
5.Итоги урока.
На стикерах ребята пишут, что нового они узнали на уроке и прикрепляют стикеры по очереди на доску в виде «Дерево знаний».
Учитель делает вывод урока:
Мозг человека – это самая сложная система организма человека. Не зря Гиппократ сказал: «Мозг – центр всех центров».
Оценивание работы команд.
Домашнее задание: п.14
Список использованной литературы:
1.Биология. Учебник, Очкур Е., Аманжолова Л., Мектеп, 2012.
2. Биология - Человек и его здоровье - Учебник для 9 класса - Цузмер А.М.,