2. Актуализация знаний (15 минут) | Проверка домашнего задания Слайд 1 Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.(фронтальная работа, сначала обсуждение в парах, а затем работа с классом) Стихотворение | Объяснения к нему | Они как два больших боба На связках закрепились, ' У позвоночного столба Уютно разместились | | Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. | | Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. | | Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. | | Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже. | | 2.Письменно ответить на вопрос № 3 по плану (Приложение3) 3.Усно рассказать о строении почек. (слабо мотивированным учащимся предложить набор из терминов и понятий Приложение 2) | Актуализация знаний через выполнение проверочных заданий. Часть учащихся получают индивидуальные карточки-задания, выполнение их письменно и устно (Приложение1, Приложение2) Работа по учебнику, составление рассказа по вопросам (стр. 159, вопрос № 3 (Приложение 3)) Осмысление выведенного на экран стихотворения |
3. Изучение нового материала (20мин) | Слайд 2 Обращаем внимание на последнее четверостишие. Возникает вопрос: почему почки не хотят сказать на спасибо? Выслушать предположения учащихся. Какую проблему мы будем решать на уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока. Слайд 3 1. Рассказ о причине инфекционных заболеваний почек (Слайд 4) Переедание, однообразное питание мясом, мучными изделиями, злоупотребление острой, пищей оказывают на почки вредное влияние. Особенно опасен для них алкоголь, он поражает все отделы мочевыводящей системы, организм отравляется ядовитыми веществами. Лишняя доза медикаментов тоже вредна для почек. Сульфаниламиды, антибиотики, принимаемые в больших количествах, накапливаются в почках и могут стать причиной почечных заболевании При серьёзных нарушениях почки перестают работать и человек вынужден использовать аппарат «Искусственная почка»(гемодиализ) Слайд 5 Крайне опасно переохлаждение почек, при котором воспаляются капиллярные клубочки почечных телец, вследствие чего уменьшается отделение мочи, развиваются отеки, появляются боли и ломота в пояснице. Нефрит — одно из распространенных заболеваний почек, при котором воспаление охватывает почечные клубочки либо полностью и на обеих почках. Слайд 6 Образование мочевых камней в почках и мочевыводящих путях — довольно частое явление. Основная причина заболевания — нарушение обмена веществ в организме (особенно водно-солевого) и изменение химического состава крови. В результате этого происходит выпадение содержащихся в моче солей в кристаллы, которые дают начало образованию камней. Развитию болезни могут способствовать следующие факторы: убыточное содержание солей в питьевой воде, влияющий на потоотделение жаркий климат, пища, изменяющая химический состав мочи (например, длительное употребление растительно-молочной или мясной пищи). Количество и размеры образовавшихся камней могут быть очень большими. Иногда скопление мелких камней в почечной лоханке или мочеточнике приводит к более серьезным последствиям, чем образование крупных камней — к нарушению оттока мочи из почки. Слайд 7 2. Значение воды и минеральных солей для организма. Слайд 8 Всего организм приобретает и теряет в день около 2.5 литров воды. Через почки удаляется 1,5 литров. Вода нужна для организма, но нельзя пить полностью очищенную от солей воду, нельзя пить соленую морскую воду. Вы знаете, что без воды человек умирает, но и может отравиться обычной водой. Каждая группа получила листки с дальнейшими указаниями в работе. На листочке указаны страницы и абзацы , которые вам необходимо прочесть. Слайд 9 1 группа с. 160 «Питьевой режим» 3 абзац 2 группа с. 160 «Питьевой режим» 4,5, 6, абзац 3 группа с. 161 «Питьевой режим» 2,3 абзац 4 группа с. 161 «Питьевой режим» 4 абзац (Приложение 4) Раздать опорные слова для составления объяснения при ответе ( работа с текстом и обсуждение 7минут) 3. Практическая работа «Гигиеническая оценка питьевой воды» На столах у вас стаканы с водопроводной водой. Посмотрите на таблицу на экране или на ваших столах (Приложение6) какие показатели мы проанализировать в классе? Слайд 10 Органолептические показатели | Отсутствие запаха, вкуса, цветности и мутности. Не допускается присутствие в воде различных видимых невооруженным глазом включений, поверхностной пленки и осадка. | Безвредность воды по химическому составу | Вода не должна содержать токсичные элементы – мышьяк, бор, озон, хлор, ртуть и др., а также органические вещества антропогенного и природного происхождения – аммиак, пестициды, минеральные и органические удобрения, нефтепродукты и др | Радиационная безопасность воды | Отсутствие в воде источников радиоактивных веществ, например контейнеров с радиоактивными отходами. | Биологическая безопасность питьевой воды | Отсутствие вредных для человека бактерий, вирусов, яиц и личинок паразитов человека. | Физиологическая полноценность элементного состава воды | Содержание кислорода, кальция, йода, фтора и других элементов. | | Обсуждение четверостишия и выявление проблемы урока. Формулирование темы и цели урока. Усваивают информацию, ведут записи в тетради, записывают новые понятия. Работают по группам с текстом учебника. Составляют рассказ по ключевым словам. Пользуются ключевыми словами. (Приложение 5). Рассказывают одноклассникам по ключевым словам изученную информацию. Проводят практическую работу по оценке органолептических показателей качества воды. |