kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гигиена выделительной системы. Питьевой режим

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Гигиена выделительной системы. Питьевой режим" является завершающим в разделе "Выделительная система".  Технологическая карта урока опирается на учебник авторов А.Г. Драгмилова и Р.Д. Маша  "Биология 8 класс" издательства "Вентана-Граф".  На уроке расссматриваются вопросы гигиены выделительной системы, болезни выделительной системы и питьевой режим. В конце урока проводиться практическая работа "Гигиеническая оценка качества питьевой воды".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект гигиена выд. сист»


Корепанова Ирина Сергеевна

Учитель биологии

МБОУ Игринская СОШ № 1 п.Игра Удмуртской Республики

8 класс





Тема: Гигиена выделительной системы. Питьевой режим

Учебник: А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология 8 класс»

Оборудование: Таблица «Строение выделительной системы», проектор, ноутбук, экран, набор карточек, вода в химических стаканах.

Цель: Познакомиться с гигиеной выделительной системы

Задачи:

  • закрепить знания по строению выделительной системы

  • актуализировать личностную значимость для учащихся роли выделительной системы

  • продолжить развитие понятия об организме как о едином целом, о постоянстве внутренней среды организма

  • продолжить работу по развитию коммуникативных умений

  • продолжать развивать творчество и любознательность

  • продолжать развитие умений по умение работать с информацией

  • продолжать развивать межличностные взаимоотношения и сотрудничество

  • продолжить формирование навыков получения информации учащимися с помощью различных источников информации


Ход урока.


Этап.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

момент

(1 минута)


Приветствие, проверка присутствующих на уроке учащихся. Разделение ребят на группы.

Настраиваются на работу. Делятся на группы.

2. Актуализация

знаний (15 минут)

Проверка домашнего задания

Слайд 1

  1. Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.(фронтальная работа, сначала обсуждение в парах, а затем работа с классом)

Стихотворение

Объяснения

к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,        '
У позвоночного столба
Уютно разместились


Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.


Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.


Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.


Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.


2.Письменно ответить на вопрос № 3 по плану

(Приложение3)

3.Усно рассказать о строении почек. (слабо мотивированным учащимся предложить набор из терминов и понятий Приложение 2)

Актуализация знаний через выполнение проверочных заданий.

  • Часть учащихся получают индивидуальные карточки-задания, выполнение их письменно и устно

  • (Приложение1, Приложение2)

  • Работа по учебнику, составление рассказа по вопросам (стр. 159, вопрос № 3 (Приложение 3))

  • Осмысление выведенного на экран стихотворения

3. Изучение

нового

материала (20мин)


Слайд 2

Обращаем внимание на последнее четверостишие. Возникает вопрос: почему почки не хотят сказать на спасибо?

Выслушать предположения учащихся. Какую проблему мы будем решать на уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Слайд 3


1. Рассказ о причине инфекционных заболеваний почек (Слайд 4)

Переедание, однообразное питание мясом, мучными изделиями, злоупотребление острой, пищей оказывают на почки вредное влияние. Особенно опасен для них алкоголь, он поражает все отделы мочевыводящей системы, организм отравляется ядовитыми веществами. Лишняя доза медикаментов тоже вредна для почек. Сульфаниламиды, антибиотики, принимаемые в больших количествах, накапливаются в почках и могут стать причиной почечных заболевании

При серьёзных нарушениях почки перестают работать и человек вынужден использовать аппарат «Искусственная почка»(гемодиализ) Слайд 5

Крайне опасно переохлаждение почек, при котором воспаляются капиллярные клубочки почечных телец, вследствие чего уменьшается отделение мочи, развиваются отеки, появляются боли и ломота в пояснице.

Нефрит — одно из распространенных заболеваний почек, при котором воспаление охватывает почечные клубочки либо полностью и на обеих почках. Слайд 6

Образование мочевых камней в почках и мочевыводящих путях — довольно частое явление. Основная причина заболевания — нарушение обмена веществ в организме (особенно водно-солевого) и изменение химического состава крови. В результате этого происходит выпадение содержащихся в моче солей в кристаллы, которые дают начало образованию камней. Развитию болезни могут способствовать следующие факторы: убыточное содержание солей в питьевой воде, влияющий на потоотделение жаркий климат, пища, изменяющая химический состав мочи (например, длительное употребление растительно-молочной или мясной пищи). Количество и размеры образовавшихся камней могут быть очень большими. Иногда скопление мелких камней в почечной лоханке или мочеточнике приводит к более серьезным последствиям, чем образование крупных камней — к нарушению оттока мочи из почки. Слайд 7


2. Значение воды и минеральных солей для организма. Слайд 8

Всего организм приобретает и теряет в день около 2.5 литров воды. Через почки удаляется 1,5 литров.

Вода нужна для организма, но нельзя пить полностью очищенную от солей воду, нельзя пить соленую морскую воду. Вы знаете, что без воды человек умирает, но и может отравиться обычной водой.

Каждая группа получила листки с дальнейшими указаниями в работе. На листочке указаны страницы и абзацы , которые вам необходимо прочесть. Слайд 9

1 группа с. 160 «Питьевой режим» 3 абзац

2 группа с. 160 «Питьевой режим» 4,5, 6, абзац

3 группа с. 161 «Питьевой режим» 2,3 абзац

4 группа с. 161 «Питьевой режим» 4 абзац (Приложение 4)

Раздать опорные слова для составления объяснения при ответе ( работа с текстом и обсуждение 7минут)


3. Практическая работа «Гигиеническая оценка питьевой воды»

На столах у вас стаканы с водопроводной водой. Посмотрите на таблицу на экране или на ваших столах (Приложение6) какие показатели мы проанализировать в классе?

Слайд 10

Органолептические показатели

Отсутствие запаха, вкуса, цветности и мутности. Не допускается присутствие в воде различных видимых невооруженным глазом включений, поверхностной пленки и осадка.

Безвредность

воды по

химическому составу

Вода не должна содержать токсичные элементы – мышьяк, бор, озон, хлор, ртуть и др., а также органические вещества антропогенного и природного происхождения – аммиак, пестициды, минеральные и органические удобрения, нефтепродукты и др

Радиационная

безопасность

воды

Отсутствие в воде источников радиоактивных веществ, например контейнеров с радиоактивными отходами.

Биологическая

безопасность

питьевой воды

Отсутствие вредных для человека бактерий, вирусов, яиц и личинок паразитов человека.

Физиологическая полноценность

элементного

состава воды

Содержание кислорода, кальция, йода, фтора и других элементов.


Обсуждение четверостишия и выявление проблемы урока. Формулирование темы и цели урока.




Усваивают информацию, ведут записи в тетради, записывают новые понятия.



























Работают по группам с текстом учебника. Составляют рассказ по ключевым словам. Пользуются ключевыми словами. (Приложение 5). Рассказывают одноклассникам по ключевым словам изученную информацию.











Проводят практическую работу по оценке органолептических показателей качества воды.

Задание на дом (1-2 мин)

Прочесть § 40, устно ответить на вопросы после параграфа. Слайд 11

Запись домашнего задания в дневник

Рефлексия

(5 мин)



Подведение итогов работы.

Ответ на вопросы, выведенные на доске Слайд 12

  • Как инфекция может перейти с больного зуба на почки?

  • Почему в воде должны содержаться соли?

  • Правда ли описана в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

Вернёмся к нашему стихотворению. Что мы можем сказать о последнем четверостишии? Слайд 13

Соотнося т новую информацию и отвечают на полученные вопросы.

Подведение итогов урока (2мин)

Учитель обобщает изученный материал и выставляет оценки

Могут отметить наиболее активных учеников.


Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Приложение.

Приложение 1

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились 
У позвоночного столба
Уютно разместились


Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.


Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.


Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.


Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.




Приложение 2

По имеющимся понятиям составить рассказ о строении выделительной системы.

o Почки

o Корковый слой

o Мозговой слой

o Почечные пирамидки

o Почечная лоханка

o Почечная артерия

o Почечная вена

o Мочеточники

o Мочевой пузырь

o Мочеиспускательный канал



Приложение3.

Письменно опишите работу нефрона по следующему плану:

а) Как плазма крови попадает в каналец нефрона?

б) Какие вещества содержаться в плазме?

в) Почему клетки крови и белки не могут попасть в почечный канал?

г) Какие вещества остаются в канальце, а какие всасываются обратно в кровь?

д) Каким образом почки поддерживают постоянство состава крови, напимер содержание сахара?

Приложение 4

1 группа с. 160 «Питьевой режим» 3 абзац

2 группа с. 160 «Питьевой режим» 4,5, 6, абзац

3 группа с. 161 «Питьевой режим» 2,3 абзац

4 группа с. 161 «Питьевой режим» 4 абзац

Приложение 5

1 группа

  • Раствор постоянного состава

  • снижение концентрации солей

  • выход воды из клеток

  • Разбухание

  • большая концентрация солей

  • обезвоживание



2 группа

  • повышение расхода воды

  • нет дефицита воды

  • гуморальное воздействие

  • соли калия

  • Соли натрия



3 группа

  • Сильная жажда

  • головная боль

  • обезвоживание мышц и тканей

  • водное отравление

  • низкая температура тела

  • Судороги

  • головная боль



4 группа

  • Сенокос

  • Жара

  • Утро

  • полное утоление жажды

  • не пить

  • 2 часа

  • 1 стакан жидкости

  • Обед

  • Утоление жажды



Приложение 6.

Органолептические показатели

Отсутствие запаха, вкуса, цветности и мутности. Не допускается присутствие в воде различных видимых невооруженным глазом включений, поверхностной пленки и осадка.

Безвредность воды по

химическому составу

Вода не должна содержать токсичные элементы – мышьяк, бор, озон, хлор, ртуть и др., а также органические вещества антропогенного и природного происхождения – аммиак, пестициды, минеральные и органические удобрения, нефтепродукты и др

Радиационная безопасность

воды

Отсутствие в воде источников радиоактивных веществ, например контейнеров с радиоактивными отходами.

Биологическая безопасность

питьевой воды

Отсутствие вредных для человека бактерий, вирусов, яиц и личинок паразитов человека.

Физиологическая полноценность элементного состава воды

Содержание кислорода, кальция, йода, фтора и других элементов.



Просмотр содержимого презентации
«Гигиена выделительной системы»

Почему почки не хотят сказать нам спасибо?

Почему почки не хотят сказать нам спасибо?

Гигиена выделительной системы.  Питьевой режим.

Гигиена выделительной системы. Питьевой режим.

Гемодиализ (искусственная почка)

Гемодиализ (искусственная почка)

Нефрит

Нефрит

Камни в почках

Камни в почках

Организм приобретает и теряет в день около 2,5 литров воды. Через почки удаляется 1,5 литров. Вода нужна для организма, но нельзя пить очищенную от солей воду, нельзя пить морскую воду. Вы знаете. Что человек умирает без воды, но может и отравиться обычной водой
  • Организм приобретает и теряет в день около 2,5 литров воды. Через почки удаляется 1,5 литров.
  • Вода нужна для организма, но нельзя пить очищенную от солей воду, нельзя пить морскую воду.
  • Вы знаете. Что человек умирает без воды, но может и отравиться обычной водой
1 группа с. 160 «Питьевой режим» 3 абзац  2 группа с. 160 «Питьевой режим» 4,5, 6, абзац  3 группа с. 161 «Питьевой режим» 2,3 абзац  4 группа с. 161 «Питьевой режим» 4 абзац
  • 1 группа с. 160 «Питьевой режим» 3 абзац

  • 2 группа с. 160 «Питьевой режим» 4,5, 6, абзац
  • 3 группа с. 161 «Питьевой режим» 2,3 абзац

  • 4 группа с. 161 «Питьевой режим» 4 абзац
Гигиеническая оценка воды Органолептические показатели  Отсутствие запаха, вкуса, цветности и мутности. Не допускается присутствие в воде различных видимых невооруженным глазом включений, поверхностной пленки и осадка. Безвредность воды по химическому составу Вода не должна содержать токсичные элементы – мышьяк, бор, озон, хлор, ртуть и др., а также органические вещества антропогенного и природного происхождения – аммиак, пестициды, минеральные и органические удобрения, нефтепродукты и др. Радиационная Безопасность  воды Отсутствие в воде источников радиоактивных веществ, например контейнеров с радиоактивными отходами. Биологическая безопасность питьевой воды Отсутствие вредных для человека бактерий, вирусов, яиц и личинок паразитов человека Физиологическая полноценность элементного состава воды Содержание кислорода, кальция, йода, фтора и других элементов.

Гигиеническая оценка воды

Органолептические

показатели

Отсутствие запаха, вкуса, цветности и мутности. Не допускается присутствие в воде различных видимых невооруженным глазом включений, поверхностной пленки и осадка.

Безвредность

воды по

химическому

составу

Вода не должна содержать токсичные элементы – мышьяк, бор, озон, хлор, ртуть и др., а также органические вещества антропогенного и природного происхождения – аммиак, пестициды, минеральные и органические удобрения, нефтепродукты и др.

Радиационная

Безопасность

воды

Отсутствие в воде источников радиоактивных веществ, например контейнеров с радиоактивными отходами.

Биологическая

безопасность

питьевой воды

Отсутствие вредных для человека бактерий, вирусов, яиц и личинок паразитов человека

Физиологическая

полноценность

элементного состава воды

Содержание кислорода, кальция, йода, фтора и других элементов.

Задание на дом

Задание на дом

  • Прочесть § 40, устно ответить на вопросы после параграфа
Как инфекция может перейти с больного зуба на почки? Почему в воде должны содержаться соли? Правда ли описана в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
  • Как инфекция может перейти с больного зуба на почки?
  • Почему в воде должны содержаться соли?
  • Правда ли описана в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
Список использованных источников: Изображения Камни в почках: https://clck.ru/9XZRF Нефрит: https://clck.ru/9XZR7 Гемодиализ: https://clck.ru/9XZQk Стихотворение https://clck.ru/9XZRd

Список использованных источников:

Изображения

  • Камни в почках:

https://clck.ru/9XZRF

  • Нефрит:

https://clck.ru/9XZR7

  • Гемодиализ:

https://clck.ru/9XZQk

Стихотворение

https://clck.ru/9XZRd


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гигиена выделительной системы. Питьевой режим

Автор: Корепанова Ирина Сергеевна

Дата: 06.07.2015

Номер свидетельства: 222317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим» "
    ["seo_title"] => string(58) "priedupriezhdieniie-zabolievanii-pochiek-pit-ievoi-riezhim"
    ["file_id"] => string(6) "112054"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408203461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства