Технологическая карта урока – исследования по теме «Бесполое размножение» по учебнику – навигатору «Биология. Живой организм. 6 класс»; автор В.И. Сивоглазов
Технологическая карта урока – исследования по теме «Бесполое размножение» по учебнику – навигатору «Биология. Живой организм. 6 класс»; автор В.И. Сивоглазов
Планируемые результаты урока:
Предметные результаты:
- знают формы размножения, способы бесполого размножения;
- устанавливают взаимосвязь между бесполым и половым формами размножения, между способами бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение)
- характеризуют роль размножения в жизни живых организмов
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока – исследования по теме «Бесполое размножение» по учебнику – навигатору «Биология. Живой организм. 6 класс»; автор В.И. Сивоглазов »
Технологическая карта урока – исследования по теме «Бесполое размножение»
по учебнику – навигатору «Биология. Живой организм. 6 класс»; автор В.И. Сивоглазов
МАОУ СШ №3 Учитель: Мозолькина Н.В. , учитель биологии высшей кв. категории
- формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение раздела
- развивают навыки исследовательских приемов обучения
- формируют коммуникативную компетентность в обращении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе учебной деятельности
Предметное содержание урока. Учащиеся расширяют знания об основных свойствах живого. Овладевают знаниями о различных формах размножения, способах бесполого размножения. Определяют признаки бесполого размножения. Исследуют механизмы способов бесполого размножения, выполняя виртуальные лабораторные работы, изучая анимационный материал электронного носителя. Сравнивают способы бесполого размножения (деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение). Делают вывод о том, что все способы бесполого размножения имеют одинаковую характеристику (количество родительских особей, наличие наследственных признаков, отсутствие половых клеток). Делают выводы о биологическом значении бесполого размножения.
Оборудование: учебник – навигатор «Биология. Живой организм. 6 класс.» В.И.Сивоглазов, мультимедийное учебное пособие, ПК на каждую группу
Деятельностное содержание
Этапы исследовательской деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Средства
Результат
Актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, метапредметных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с процессом познания.
Организует обсуждение вопросов об основных свойствах живого. Подводит к тому, что есть еще одно свойство живого, при нарушении которого происходит вымирание видов растений и животных. Задает вопрос: «Что это за процесс?»
Дает задание: найти определение понятия «размножение» на электронном носителе в разделе «Жизнедеятельность организмов» и выписать в рабочую тетрадь
Перечисляют те свойства живого, которые изучались на предыдущих уроках. Предполагают, что этим процессом может быть размножение. Находят определение понятия «размножение» на электронном носителе и записывают в рабочей тетради с.61
Экспресс-опрос
Выявлена граница «знания-незнания»
Проблематизация – определение проблемы исследования и причин, приводящих к появлению проблемы.
Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы. Предлагает определить формы бесполого или полового размножения разных видов организмов на слайдах презентации.
Просит высказать свою гипотезу по выявлению признаков отличия бесполого размножения от полового /демонстрация размножения одноклеточной водоросли хламидомонады на слайде презентации/
Обсуждают и анализируют формы размножения организмов в природе. Выявляют проблему и причины данной проблемы: не достаточно знаний о характерных признаках бесполого размножения. Формулируют с помощью учителя проблему: «мы хотим знать признаки отличия форм размножения данного организма, но в данный момент затрудняемся»
Слайды презентации,
Мультимедийная установка
компьютер
Сформулирована проблема
Целеполагание – определение цели и задачи исследования.
На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего исследовательского продукта
Формулируют цель исследования с помощью учителя: создать исследовательский продукт «Характерные признаки бесполого размножения» в виде кластера
Сформулирована цель общего исследовательскогопродукта.
Планирование действий
Создает условия для формирования исследовательских групп.
Класс делится на 5 групп по 5-6 человек. Каждая группа выбирает лидера.
Сформировано 5 групп.
Организует действия учащихся для работы в группах.
-Задает вопросы:
1.что вам известно о понятиях, составляющих наш словарь биолога? /на слайде презентации термины: деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение, фрагментация/
2.Выскажите свое предположение
3.Проверьте сами, были ли верны ваши гипотезы
-Предоставляет исследовательское задание:
1.Необходимо внимательно прочитать текст учебника – навигатора с.93-95, найти информацию на диске в разделе «Бесполое размножение»
2.План ваших действий – инструктивная карточка
3.Выявите, в чем возникли затруднения (проблемы)
Каждая группа знакомится с исследовательским заданием:
Работают по исследовательским заданием в контексте тем с электронными носителями к учебнику - навигатору, с текстом учебника - навигатора. Выявляют, что знают по данной теме, выявляют затруднения, возникшие при чтении текста, при работе с диском. Формулируют цель и планируют действия по решению данной проблемы.
Исследовательские задания
«Мозговой штурм»
Выявлены затруднения по данной теме
Сформулирована цель разрешения проблемы (затруднения)
Разработан план действий по реализации мини-исследования группы
Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы
Распределяют обязанности внутри групп.
Пример.I группа.
1 ученик: выясняет механизм способа бесполого размножения «деление», рассматривая анимацию «Деление амебы» на диске. Готовит устное сопровождение.
2 ученик: находит информацию для составления характеристики «деления» по вопросам:
Создает условия для презентации исследовательскогопродукта
Презентуют созданные исследовательские продукты в форме кластера
Демонстрация
Оценка качества исследовательского продукта и рефлексия действий
д/з
Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты урока, возвращаясь к гипотезе по выявлению признаков отличия бесполого размножения от полового /демонстрация размножения одноклеточной водоросли хламидомонады на слайде презентации/.
Обобщает полученные знания, выполненные действия.
С.93-97 учебника-навигатора, работа с диском по разделу «Бесполое размножение», сообщение по теме «Клонирование. Какая форма размножения?»
Самооценка работы группы по предложенному алгоритму:
1.Что нужно было сделать в этом задании? Какая была поставлена цель?
2.Удалось получить результат?
3.Группа справилась полностью правильно или с незначительной ошибкой (если да, то какой)?
4.Справились самостоятельно или с помощью учителя?
5.Какие ставите себе оценки?
Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты.