- научиться анализировать соответствие калорийности пищи энергетическим затратам человека
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Рефлексия.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица. Прошу вас, присаживайтесь! Нам предстоит необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто желает начать работу со мной? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! А какое у вас настроение? Поставьте себе оценку. | «5»- у меня отличное настроение, я готов к уроку «4» - я готов к уроку, но немного волнуюсь «3» - я сильно волнуюсь «2» - у меня плохое настроение |
Ребята, мы продолжаем изучать «Обмен веществ и энергии» и тема урока «Энерготраты человека и пищевой рацион». Учитель говорит, что должны знать и уметь ученики по данной теме урока. | Записывают в тетради тему урока. |
Актуализация опорных знаний. | Как вы уже знаете, процессы обмена веществ в организме сопровождаются выделением энергии. Этот процесс непостоянный. Отчего же он зависит? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в группах над заданием. | Обсуждают вопрос и делают вывод, записав его в тетради и на доске. |
1 группа. Почему в меню механизатора обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот? А в меню служащего – отварная курица, салат, чай? | Предполагаемый ответ и вывод. Механизатор выполняет тяжелую работу, затрачивает много сил, а труд служащего не требует больших физических затрат. Вывод: обмен веществ и энергии зависит от интенсивности мышечной работы. |
2 группа. Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители юга? | Предполагаемый ответ и вывод. На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатым источником энергии. Вывод: Обмен веществ зависит от климатических условий. |
| 3 группа. Почему, когда получаешь «2» или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит? | Предполагаемый ответ и вывод. Когда получаешь «2»,то появляется плохое настроение. Вывод: Обмен веществ и энергии зависит от эмоционального состояния человека. |
4 группа. Позавтракав, солдаты совершили марш-бросок на 12 км, после стреляли по мишеням. Чистили оружие. Почему учения были проведены в таком порядке? | Предполагаемый ответ и вывод. После завтрака сил у солдат достаточно для бега. А стрельба, чистка оружия, требует меньше затрат энергии. Вывод: Обмен веществ и энергии зависит от времени приема пищи. |
Обобщает выводы. Итак, обмен веществ и энергии постоянно меняется в зависимости от интенсивности мышечной работы, климатических условий, эмоционального состояния, от времени, прошедшего с момента предшествующего приема пищи и многих других причин. Возникает вопрос: Как определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющий судить о какой-то физической норме? | |
Изучение нового материала. | Для этой цели было принято измерять наименьшие энерготраты человека в определенных стандартных условиях. Какие же это условия? Ответ найдите в учебнике на стр.193. | Зачитывают условия и записывают в тетрадь. - после суточного голодания - при температуре комфорта -в состоянии полного психического покоя |
Объяснение. Основной обмен – энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма в покое. От чего зависит основной обмен? Ответ найдите в учебнике на стр.193. Как вы думаете, почему? | Записывают в тетради определение – основной обмен. Основной обмен зависит: а) от пола – у мужчин он несколько выше, чем у женщин б) от возраста – у детей он больше, чем у взрослых. Дети растут и у них преобладают процессы пластического обмена веществ. У пожилых людей снижена активность, часто болеют, у них преобладают процессы энергетического обмена веществ. |
Ребята, а теперь познакомимся с понятием – общий обмен. Общий обмен – это энергетические затраты при активной жизнедеятельности организма. | Записывают в тетрадь определение общего обмена. |
Как вы думаете, при каком обмене основном или общем, будет больше энергозатрат организма и почему? | При общем обмене будет больше энергозатрат, т.к. мы активны: бегаем, ходим, работаем, кушаем и т.д. |
| Правильно. Чтобы представить себе реальный расход энергии при общем обмене, проанализируйте таблицу в учебнике на стр.194 «Затрата энергии на 1кг массы тела в час» и сделайте вывод. | Вывод: Чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты. |
Ребята, из тех пословиц, что записаны на доске, выберите какая подходит к вашему выводу? | Читают пословицу: «Кто как работает, тот так и ест». |
Каким образом можно компенсировать энерготраты человека? | Энерготраты компенсируются за счет продуктов питания. |
Продукты питания обладают различной калорийностью (энергоемкостью). Она рассчитывается в лабораторных условиях путем сжигания одного грамма органического вещества. Так при сжигании 1г белка или углеводов освобождается 4,1ккал или 17,18кДж, а при сжигании 1г жира- 9,3ккал или 38,96кДж. Какая здесь уместна пословица? Правильно. Исходя из энерготрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, характера выполняемых работ составляют нормы питания. Проецируется таблица «Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах» Проанализируйте таблицу и сделайте вывод. Чтобы достичь наибольшей работоспособности и сохранить здоровье, необходимы знания о нормах питания. | Делают записи в тетради. «Как потопаешь, так и полопаешь» Чем тяжелее труд, тем более калорийной должна быть пища. |
Рассчитайте, какое количество килокалорий должен примерно потреблять подросток. | Производят расчеты. Нормы питания в сутки. | грамм | ккал | Белки | 100 | 410 | Жиры | 60 | 558 | Углеводы | 400 | 1640 | всего | | 2608 | |
Бытует поговорка: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Она подходит к общим правилам питания, которые должен знать человек. Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Для взрослых людей питание должно быть трехразовым. Обязательно завтракать, т.к. впереди целый рабочий день. На ночь - легкое питание. Организм отдыхает. |
Для детей и подростков питание должно быть четырехразовым. Режим питания. Завтрак – 30% суточного рациона Обед – 40% Полдник – 10% Ужин – 20% Какое количество ккал подросток должен потреблять на завтрак, обед, полдник и ужин. | Запись в тетрадь. Завтрак | 782 ккал | Обед | 1043 ккал | Полдник | 261 ккал | Ужин | 522 ккал | | | |
Итак, вы убедились, что между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Сейчас вы будете выполнять практическую работу по составлению пищевого рациона. | |
Закрепление изученного материала | Работа в группах. 1 группа. Составьте пищевой рацион для обеда. 2 группа. Составьте пищевой рацион для ужина. 3 группа. Миша на завтрак съел булочку и выпил стакан фруктового сока. У Пети на завтрак была каша, чай, хлеб. Сделайте вывод. 4 группа. Проанализируйте меню в школьной столовой: макароны с котлетой, чай, йогурт, хлеб. Сделайте вывод. | |
Рефлексия. | Было ли вам интересно? Я сегодня узнал, что… Для меня важным на уроке было то, что… | |
| Поставьте себе оценку за урок. «5» - я отлично работал на уроке «4» - я работал хуже, чем обычно «3» - я работал хуже, чем всегда «2» - я мог бы работать лучше |
Итог урока. | | |
Домашнее задание | $38, лабораторная работа на стр. 196-197, оценить свой режим питания. | Записывают задание в дневник. |
| | |