Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица. Прошу вас, присаживайтесь! Нам предстоит необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто желает начать работу со мной? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! А какое у вас настроение? Поставьте себе оценку. | «5»- у меня отличное настроение, я готов к уроку «4» - я готов к уроку, но немного волнуюсь «3» - я сильно волнуюсь «2» - у меня плохое настроение |
Ребята, мы продолжаем изучать «Обмен веществ и энергии» и тема урока «Энерготраты человека и пищевой рацион». Учитель говорит, что должны знать и уметь ученики по данной теме урока. | Записывают в тетради тему урока. |
Актуализация опорных знаний. | Как вы уже знаете, процессы обмена веществ в организме сопровождаются выделением энергии. Этот процесс непостоянный. Отчего же он зависит? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в группах над заданием. | Обсуждают вопрос и делают вывод, записав его в тетради и на доске. |
1 группа. Почему в меню механизатора обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот? А в меню служащего – отварная курица, салат, чай? | Предполагаемый ответ и вывод. Механизатор выполняет тяжелую работу, затрачивает много сил, а труд служащего не требует больших физических затрат. Вывод: обмен веществ и энергии зависит от интенсивности мышечной работы. |
2 группа. Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители юга? | Предполагаемый ответ и вывод. На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатым источником энергии. Вывод: Обмен веществ зависит от климатических условий. |
| 3 группа. Почему, когда получаешь «2» или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит? | Предполагаемый ответ и вывод. Когда получаешь «2»,то появляется плохое настроение. Вывод: Обмен веществ и энергии зависит от эмоционального состояния человека. |
4 группа. Позавтракав, солдаты совершили марш-бросок на 12 км, после стреляли по мишеням. Чистили оружие. Почему учения были проведены в таком порядке? | Предполагаемый ответ и вывод. После завтрака сил у солдат достаточно для бега. А стрельба, чистка оружия, требует меньше затрат энергии. Вывод: Обмен веществ и энергии зависит от времени приема пищи. |
Обобщает выводы. Итак, обмен веществ и энергии постоянно меняется в зависимости от интенсивности мышечной работы, климатических условий, эмоционального состояния, от времени, прошедшего с момента предшествующего приема пищи и многих других причин. Возникает вопрос: Как определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющий судить о какой-то физической норме? | |
Изучение нового материала. | Для этой цели было принято измерять наименьшие энерготраты человека в определенных стандартных условиях. Какие же это условия? Ответ найдите в учебнике на стр.193. | Зачитывают условия и записывают в тетрадь. - после суточного голодания - при температуре комфорта -в состоянии полного психического покоя |
Объяснение. Основной обмен – энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма в покое. От чего зависит основной обмен? Ответ найдите в учебнике на стр.193. Как вы думаете, почему? | Записывают в тетради определение – основной обмен. Основной обмен зависит: а) от пола – у мужчин он несколько выше, чем у женщин б) от возраста – у детей он больше, чем у взрослых. Дети растут и у них преобладают процессы пластического обмена веществ. У пожилых людей снижена активность, часто болеют, у них преобладают процессы энергетического обмена веществ. |
Ребята, а теперь познакомимся с понятием – общий обмен. Общий обмен – это энергетические затраты при активной жизнедеятельности организма. | Записывают в тетрадь определение общего обмена. |
Как вы думаете, при каком обмене основном или общем, будет больше энергозатрат организма и почему? | При общем обмене будет больше энергозатрат, т.к. мы активны: бегаем, ходим, работаем, кушаем и т.д. |
| Правильно. Чтобы представить себе реальный расход энергии при общем обмене, проанализируйте таблицу в учебнике на стр.194 «Затрата энергии на 1кг массы тела в час» и сделайте вывод. | Вывод: Чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты. |
Ребята, из тех пословиц, что записаны на доске, выберите какая подходит к вашему выводу? | Читают пословицу: «Кто как работает, тот так и ест». |
Каким образом можно компенсировать энерготраты человека? | Энерготраты компенсируются за счет продуктов питания. |
Продукты питания обладают различной калорийностью (энергоемкостью). Она рассчитывается в лабораторных условиях путем сжигания одного грамма органического вещества. Так при сжигании 1г белка или углеводов освобождается 4,1ккал или 17,18кДж, а при сжигании 1г жира- 9,3ккал или 38,96кДж. Какая здесь уместна пословица? Правильно. Исходя из энерготрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, характера выполняемых работ составляют нормы питания. Проецируется таблица «Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах» Проанализируйте таблицу и сделайте вывод. Чтобы достичь наибольшей работоспособности и сохранить здоровье, необходимы знания о нормах питания. | Делают записи в тетради. «Как потопаешь, так и полопаешь» Чем тяжелее труд, тем более калорийной должна быть пища. |
Рассчитайте, какое количество килокалорий должен примерно потреблять подросток. | Производят расчеты. Нормы питания в сутки. | грамм | ккал | Белки | 100 | 410 | Жиры | 60 | 558 | Углеводы | 400 | 1640 | всего | | 2608 | |
Бытует поговорка: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Она подходит к общим правилам питания, которые должен знать человек. Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Для взрослых людей питание должно быть трехразовым. Обязательно завтракать, т.к. впереди целый рабочий день. На ночь - легкое питание. Организм отдыхает. |
Для детей и подростков питание должно быть четырехразовым. Режим питания. Завтрак – 30% суточного рациона Обед – 40% Полдник – 10% Ужин – 20% Какое количество ккал подросток должен потреблять на завтрак, обед, полдник и ужин. | Запись в тетрадь. Завтрак | 782 ккал | Обед | 1043 ккал | Полдник | 261 ккал | Ужин | 522 ккал | | | |
Итак, вы убедились, что между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Сейчас вы будете выполнять практическую работу по составлению пищевого рациона. | |
Закрепление изученного материала | Работа в группах. 1 группа. Составьте пищевой рацион для обеда. 2 группа. Составьте пищевой рацион для ужина. 3 группа. Миша на завтрак съел булочку и выпил стакан фруктового сока. У Пети на завтрак была каша, чай, хлеб. Сделайте вывод. 4 группа. Проанализируйте меню в школьной столовой: макароны с котлетой, чай, йогурт, хлеб. Сделайте вывод. | |
Рефлексия. | Было ли вам интересно? Я сегодня узнал, что… Для меня важным на уроке было то, что… | |
| Поставьте себе оценку за урок. «5» - я отлично работал на уроке «4» - я работал хуже, чем обычно «3» - я работал хуже, чем всегда «2» - я мог бы работать лучше |
Итог урока. | | |
Домашнее задание | $38, лабораторная работа на стр. 196-197, оценить свой режим питания. | Записывают задание в дневник. |
| | |