Урок биологии в 10 классе.
Сабақ тақырыбы: «Двумембранные органоиды клетки»
Мақсат: создание педагогической ситуации, способствующей обучению, развитию и воспитанию обучающихся при изучении строения и функций двумембранных органоидов клетки – митохондрий и пластид.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- продолжить формирование знаний об органоидах эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);
- продолжить развитие умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
- убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.
2. Развивающие:
- развивать общеучебные умения и навыки – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана, схем, таблиц;
- развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии.
3. Воспитательные:
- воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;
- содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.
Оборудование:
компьютер, презентация, дидактический материал для проверки знаний, рабочие листы, листы ответов, оборудование для проведения лабораторной работы №3.
Технологическая карта урока
Место урока в изучаемой теме: Раздел «Общая биологи», тема №3 «Строение и функции клетки», урок №6
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Прогнозируемые результаты | Приемы и методы деятельности |
Синектическая часть Первый этап 1.Организационный момент | Организация. Оперативное включение учащихся в деятельность, создание благоприятной атмосферы. Организация. | Восприятие слов учителя. Включение в коммуникацию. | Создание положительного эмоционального настроения. Настрой класса на работу | Слово учителя. |
2. Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы. | Закрепление имеющихся знаний учащихся о немембранных и одномембранных органоидах клетки. | Быть внимательными, отвечать на поставленные вопросы. Работа с тестами (вариант №1,2). | Актуализация субъективного опыта учащихся. | Метод «Мозговой штурм». Самостоятельная работа с тестами. Работа в листах ответов. Взаимопроверка. |
Второй этап 3. Самостоятельное изучение темы. | Организация самостоятельной работы учащихся. | Работа в парах с рабочими листами. | Должны выполнить все задания данные в рабочих листах. | Создание творческой среды. Взаимообучение в парах. |
4. Совместный разбор с учителем заданий самостоятельной работы. | Организация работы со слайдами презентации. | Принять активное участие в обсуждении особенностей строения двумембранных органоидов клетки. | Умение логически правильно излагать свои мысли, умение сравнивать, выбирать главное. | Рефлексия самостоятельного изучения темы. |
Часть, ориентированная на результат 5. Ориентирование на результат. Выполнение разноуровневых заданий. | Организация, координация, контроль. | Индивидуальная работа в листах ответов с разноуровневыми заданиями по изученной теме. | Выполнение всех заданий. | Разноуровневое обучение. Самооценка знаний. Самоорганизация |
6. Выводы по теме. | Сформулировать выводы по теме. Анализ. | Выделить самое главное. | Написание вывода по изученной теме. | Словесный. |
7. Итоги урока. | Оценить деятельность учащихся на уроке. | Оценить свою деятельность на уроке. | Подведение итогов учебной деятельности. | Самооценивание. |
Ход урока
Синектическая часть.
Первый этап.
1. Организационный момент. Приветствие.
Название темы (слайд № 1)
Цель урока (слайд № 2)
2. Проверка знаний учащихся о строении клетки и изученных органоидах.
Фронтальный опрос:
- На какие две группы делятся все живые организмы на Земле?
- Какие организмы относятся к эукариотам, а какие к прокариотам?
- Наука, изучающая клетку?
- Назовите основные части эукариотической клетки?
- Дайте определение понятию органоиды клетки.
- На какие две группы делятся все органоиды клетки?
- Какие органоиды относятся к немембранным органоидам клетки?
- Охарактеризуйте особенности строения и функции рибосом.
- Назовите основные особенности строения и функции клеточного центра.
- Что представляет вакуолярная система клетки, и какие органоиды к ней относятся?
- Строение и функции ЭПС.
-Строение и функции Аппарата Гольджи.
- Строение и функции лизосом.
Самостоятельная работа с тестами
(работа с тестами приложение №1, работа в листах ответов, приложение №2)
Взаимопроверка результатов (слайд № 3)
Второй этап.
3.Самостоятельное изучение темы:
Работа в парах по рабочим листам (приложение №3)
Используя рабочие листы, учащиеся самостоятельно изучают особенности строения двумембранных органоидов клетки: митохондрий и пластид. При выполнении данной работы используется дополнительный материал (Приложение № 4) , проводится лабораторная работа №3 «Пластиды».
4.Проводится проверка выполненной работы вместе с учителем
Слайд № 4 Строение митохондрий
Слайд № 5 Функции и размножение митохондрий
Слайд № 6 Строение хлоропластов
Слайд № 7 Функции и размножение хлоропластов
Слайд № 8 Сравнительная характеристика строения и функций двумембранных органоидов клетки
Слайд № 9 Типы пластид
Слайд № 10 Местонахождение пластид
Слайд № 11 Функции пластид
Часть, ориентированная на результат.
5. Выполнение разноуровневых заданий по изученной теме
(Приложение № 5)
Работа в листах ответов (Приложение №2)
1 уровень - 5 заданий, по одному баллу, работа каждого индивидуально, самопроверка (слайд № 12)
2 уровень – 4 задания по два балла, самопроверка (слайд № 12)
3 уровень – 3 три задания по три балла, самопроверка (слайд № 13)
6. Выводы по теме
(Слайд № 14)
7. Итоги урока, подсчет правильных ответов, перевод в оценку за урок.
(слайд № 15)
Домашнее задание (слайд № 16)
Ответы к тестам домашнего задания и разноуровневым заданиям по новой теме.
Домашнее задание:
Вариант 1.
Задание №1
1. А
2. D
3. D
4. А
5. D
6. А
Задание №2
В, Е, F
Вариант 2.
1. С
2. В
3. В
4. D
5. А
6. В
Задание №2
В, С, Е
Ответы на разноуровневые задания по новой теме.
1 уровень
1. Б
2. В
3. Б
4. Б
5. В
2 уровень
1. Тилакоиды гран
2. Кристы
3. В матриксе
4. В строме
3 уровень
1. Митохондрии называют «Силовыми станциями клетки» потому что , основная функция митохондрий –это синтез АТФ или синтез энергии необходимой для жизнедеятельности клетки.
2. Фотосинтез происходит в зеленых пластидах, хлоропластах, так как именно в них находится пигмент хлорофилл, который необходим для данного процесса.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ на свету в зеленых листьях, из углекислого газа и воды с выделением кислорода.
3. Митохондрии и пластиды называют «Полуавтономными» органоидами клетки, так как они имеют собственный генетический аппарат – ДНК, РНК, что позволяет им независимо от деления всей клетки делиться самим, так же они имеют собственный рибосомы, что позволяет им синтезировать белки.
Размножаются митохондрии и пластиды делением надвое.
Оценки:
«5» 90%-100%
«4» 70% - 80%
«3» 50% - 60%
Таблица №1
Сравнительная характеристика строения митохондрий и хлоропластов
Особенности строения и функции | Митохондрии | Пластиды |
1. Количество мембран. | две | две |
2. Наружная мембрана (какая?) | гладкая | гладкая |
3. Внутренняя мембрана образует. | Кристы | граны |
4. Внутренняя полужидкая среда органоида. | Матрикс | строма |
5. Во внутренней среде расположены. | ДНК, РНК, рибосомы | ДНК, РНК, рибосомы |
6. Функции | Синтез белков Синтез АТФ Кислородный этап клеточного дыхания | Синтез белков Синтез АТФ Фотосинтез |
7. Размножение | Делением надвое | Делением надвое |
Таблица №2
Типы пластид
Тип пластид | Окраска и форма | Местонахождение | Функции |
Хромопласты | Красные, желтые, оранжевые имеют разную форму | Клетки листьев, плодов, лепестках цветов | Привлечение насекомых опылителей, привлечение животных- распространителей семян и плодов. |
Хлоропласты | Зеленые, овальные | Листья растений | Фотосинтез. |
Лейкопласты | Белые, округлой формы | Ткани половых клеток, семян, плодов, корней. | Синтез и накопление крахмала. |