kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Движущие силы антропогенеза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из раздела "Антропогенез".На уроке рассмотрены движущие силы антропогенеза: биологические и социальные. Работа идет с текстом учебника, постановка проблемных вопросов и ситуации, работа с первоисточниками ( Энгельс о роли труда). Для активизации использована презентация и фрагменты видео.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«движущие силы антропогенеза»

Урок биологии в 11 классе

"Движущие силы антропогенеза"

Хохлова Г.Ф.

учитель биологии

Образовательные задачи:

сформировать понятия о движущих силах антропогенеза на основе изучения особенностей воздействия на него биологических и социальных факторов, показать   актуальность взглядов Ф.Энгельса и современных проблем человеческого общества.

Развивающие задачи:

Развивать познавательную активность учащихся через умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, сравнивать, .

Воспитательные задачи:

Воспитывать стремление к знаниям, формировать компетентности в сфере самостоятельной   познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация и видео к уроку


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

1. На предыдущих уроках мы изучали тему "Антропогенез". Какие вопросы мы рассматривали?

2. Рассмотрите таблицу "Развитие органического мира" и ответьте на вопросы:

Что отображено на ней? Что повлияло на развитие органического мира? Когда человек появился на нашей планете как самостоятельный вид? Как вы считаете, какие факторы имели место в эволюции человека?

3. Предлагаю мысленно вернуться в 2005 год вы были 1 кл, а сегодня вы 11 кл. Сравните эти фотографии ? Какие факторы повлияли на ваше становление? Коллаж - фотография учащихся (1кл, 11 кл.)

Для развития человека недостаточно действие только биологических факторов, существуют еще социальные.

О чем будем говорить на уроке, какова тема урока ? СЛАЙД 1

Тема урока: "Движущие силы антропогенеза"

Что должны знать и уметь в конце урока:

  • Расширить знания о происхождении человека;

  • Сформировать понятие о движущих силах антропогенеза;

  • Рассмотреть социальные и биологические факторы;

Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза

Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова С. Щипачева:

"Природа! Человек – твое творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд."


3. Первоначальная оценка знаний учащихся по теме. ( рабочий лист - определить уровень своих знаний по теме) Что вы хотите узнать на уроке по данной теме? Определяем вопросы для изучения.

1. Что такое антропогенез? Назовите стадии антропогенеза ?

Тестовая работа на 2 варианта (Цель: проверьте себя как усвоили материал по теме и убедитесь, что готовы изучать новый материал.)

Кто раскрыл факторы эволюции живой природы? Дарвин Слайд 2

Работа в листе обучающихся по вопросу: роль Дарвина в изучении движущих сил антропогенеза

4. Изучение нового материала

- Работа с учебником стр. 277 прочитайте и найдите биологические факторы влияющие на человека. Запишите на рабочий лист. ( Прием известно, неизвестно. Учебная задача поиск информации)

Какую движущую биологическую силу считаете основной?

Найдите доказательства морфологических изменений человека на различных стадиях антропогенеза? К чему привели морфологические изменения человека?

Вывод: на начальных стадиях развития человека действовали в основном биологические факторы.

- обращение к эпиграфу урока Слайд 3

Какие факторы отмечены в этом отрывке?

Вывод: появление человека разумного означает переход от биологической эволюции к социальной истории. Если Дарвин доказал в антропогенезе значение биологических факторов, то значение социальных факторов было доказано Энгельсом.

- Работа Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Слайд 4

Работа в группах по тексту Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" ( приложение), чтение текста, осмысление информации, анализ, графическое и устное выражение.

Цель: изучить влияние социальных факторов на становление человека через текст работы Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"

Перевод информации в графическое изображение ( на листе каждая группа записывает свои основные мысли о социальных факторах антропогенеза)

Вывод: Основной движущей силой антропогенеза явился труд, в процессе которого человек создает орудия труда.

Рабочий лист учащихся - составляют схему социальные факторы антропогенеза. Подведение итогов по факторам антропогенеза - учащиеся и учитель. Слайд 5

Вывод: Антропогенез происходил под действием биологических и социальных факторов.

Постановка проблемы: происходит ли в настоящее время биологическая эволюция под действием естественного отбора?

- Просмотр фрагмента видео фильма ( фрагмент фильма по книге Киплинга "Маугли" и фрагмент из жизни Оксаны Малой)

Цель: назовите наиболее убедительные на ваш взгляд доводы, подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного ребенка в обществе животных.

Человек живет в современном мире, в мире развития науки, экономики, техники. Какие же факторы влияют на человека.

Представление проекта учащимися " Факторы влияющие на развитие современного человека "

5. Рефлексия:

Учащиеся оценивают свою деятельность - рабочий лист. Возвращение к вопросам, которые изучили.

Вывод по теме : на современном этапе развития человека наряду с доминирующим действием социальных факторов функционируют и биологические факторы. "Сколько в природе таинств и загадок, но самая сложная человек. "(Василь Витка)

6. Домашнее задание: параграф 71. Мини - сочинение "Перспективы антропогенеза"

Приложение

ТЕКСТ № 1

"Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.

Много сотен тысячелетий тому назад на обширном материке, жили необычайно высокоразвитые породы человекообразных обезьян. Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку."

Вопросы:

1. Какие фразы Энгельса можно считать главными в данном тексте?

2. Что является решающими шагом для перехода от обезьяны к человеку?

ТЕКСТ № 2

"Уже и у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами. Рука служит преимущественно для целей собирания и удержания, схватывания дубины для защиты от врагов. Ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа.

Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства."

Вопросы:

1. Какую фразу можно считать ведущей в данном тексте?

2. Почему Энгельс руку считал органом труда и продуктом его?



Текст 3

" Развитие руки, вместе с трудом и господство над природой расширяло кругозор человека. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим.

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств.

Благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент - общество."




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
движущие силы антропогенеза

Автор: Хохлова Галина Федоровна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация "Движущие силы антропогенеза""
    ["seo_title"] => string(45) "prezentatsiia_dvizhushchie_sily_antropogeneza"
    ["file_id"] => string(6) "532686"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1576693241"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_sieminar_po_tiemie_chieloviek_iegho_proshloie_nastoiashchieie_i_budushchiei"
    ["file_id"] => string(6) "371030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482086536"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства