Урок из раздела "Антропогенез".На уроке рассмотрены движущие силы антропогенеза: биологические и социальные. Работа идет с текстом учебника, постановка проблемных вопросов и ситуации, работа с первоисточниками ( Энгельс о роли труда). Для активизации использована презентация и фрагменты видео.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«движущие силы антропогенеза»
Урок биологии в 11 классе
"Движущие силы антропогенеза"
Хохлова Г.Ф.
учитель биологии
Образовательные задачи:
сформировать понятия о движущих силах антропогенеза на основе изучения особенностей воздействия на него биологических и социальных факторов, показать актуальность взглядов Ф.Энгельса и современных проблем человеческого общества.
Развивающие задачи:
Развивать познавательную активность учащихся через умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, сравнивать, .
Воспитательные задачи:
Воспитывать стремление к знаниям, формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация и видео к уроку
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
1. На предыдущих уроках мы изучали тему "Антропогенез". Какие вопросы мы рассматривали?
2. Рассмотрите таблицу "Развитие органического мира" и ответьте на вопросы:
Что отображено на ней? Что повлияло на развитие органического мира? Когда человек появился на нашей планете как самостоятельный вид? Как вы считаете, какие факторы имели место в эволюции человека?
3. Предлагаю мысленно вернуться в 2005 год вы были 1 кл, а сегодня вы 11 кл. Сравните эти фотографии ? Какие факторы повлияли на ваше становление? Коллаж - фотография учащихся (1кл, 11 кл.)
Для развития человека недостаточно действие только биологических факторов, существуют еще социальные.
О чем будем говорить на уроке, какова тема урока ? СЛАЙД 1
Тема урока: "Движущие силы антропогенеза"
Что должны знать и уметь в конце урока:
Расширить знания о происхождении человека;
Сформировать понятие о движущих силах антропогенеза;
Рассмотреть социальные и биологические факторы;
Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза
Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова С. Щипачева:
"Природа! Человек – твое творение,
И этой чести у тебя не отберут,
Но на ноги поставил с четверенек
И человеком предка сделал труд."
3. Первоначальная оценка знаний учащихся по теме. ( рабочий лист - определить уровень своих знаний по теме) Что вы хотите узнать на уроке по данной теме? Определяем вопросы для изучения.
1. Что такое антропогенез? Назовите стадии антропогенеза ?
Тестовая работа на 2 варианта (Цель: проверьте себя как усвоили материал по теме и убедитесь, что готовы изучать новый материал.)
Кто раскрыл факторы эволюции живой природы? Дарвин Слайд 2
Работа в листе обучающихся по вопросу: роль Дарвина в изучении движущих сил антропогенеза
4. Изучение нового материала
- Работа с учебником стр. 277 прочитайте и найдите биологические факторы влияющие на человека. Запишите на рабочий лист. ( Прием известно, неизвестно. Учебная задача поиск информации)
Какую движущую биологическую силу считаете основной?
Найдите доказательства морфологических изменений человека на различных стадиях антропогенеза? К чему привели морфологические изменения человека?
Вывод: на начальных стадиях развития человека действовали в основном биологические факторы.
- обращение к эпиграфу урока Слайд 3
Какие факторы отмечены в этом отрывке?
Вывод: появление человека разумного означает переход от биологической эволюции к социальной истории.Если Дарвин доказал в антропогенезе значение биологических факторов, то значение социальных факторов было доказано Энгельсом.
- Работа Энгельса"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Слайд 4
Работа в группах по тексту Энгельса"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" ( приложение), чтение текста, осмысление информации, анализ, графическое и устное выражение.
Цель: изучить влияние социальных факторов на становление человека через текст работы Энгельса"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"
Перевод информации в графическое изображение ( на листе каждая группа записывает свои основные мысли о социальных факторах антропогенеза)
Вывод: Основной движущей силой антропогенеза явился труд, в процессе которого человек создает орудия труда.
Рабочий лист учащихся - составляют схему социальные факторы антропогенеза. Подведение итогов по факторам антропогенеза - учащиеся и учитель. Слайд 5
Вывод: Антропогенез происходил под действием биологических и социальных факторов.
Постановка проблемы: происходит ли в настоящее время биологическая эволюция под действием естественного отбора?
- Просмотр фрагмента видео фильма ( фрагмент фильма по книге Киплинга "Маугли" и фрагмент из жизни Оксаны Малой)
Цель: назовите наиболее убедительные на ваш взгляд доводы, подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного ребенка в обществе животных.
Человек живет в современном мире, в мире развития науки, экономики, техники. Какие же факторы влияют на человека.
Представление проекта учащимися " Факторы влияющие на развитие современного человека "
5. Рефлексия:
Учащиеся оценивают свою деятельность - рабочий лист. Возвращение к вопросам, которые изучили.
Вывод по теме : на современном этапе развития человека наряду с доминирующим действием социальных факторов функционируют и биологические факторы. "Сколько в природе таинств и загадок, но самая сложная человек. "(Василь Витка)
"Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
Много сотен тысячелетий тому назад на обширном материке, жили необычайно высокоразвитые породы человекообразных обезьян. Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку."
Вопросы:
1. Какие фразы Энгельса можно считать главными в данном тексте?
2. Что является решающими шагом для перехода от обезьяны к человеку?
ТЕКСТ № 2
"Уже и у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами. Рука служит преимущественно для целей собирания и удержания, схватывания дубины для защиты от врагов. Ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа.
Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства."
Вопросы:
1. Какую фразу можно считать ведущей в данном тексте?
2. Почему Энгельс руку считал органом труда и продуктом его?
Текст 3
" Развитие руки, вместе с трудом и господство над природой расширяло кругозор человека. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим.
Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств.
Благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент - общество."