kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Доказательства эволюции животного мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На нашей планете обитают около 2000000 видов животных. Это различные беспозвоночные и позвоночные. Вспомните, что в своем историческом развитии животные появлялись и развивались в определенной последовательности. Например, первые земноводные появились около 300 млн. лет назад от древних рыб, а первые пресмыкающиеся возникли примерно 200 млн. лет назад от древних земноводных. Эти примеры показывают, что животный мир возник не сразу, а развивался длительно и постепенно. Историческое развитие животного мира, в процессе которого происходило и происходит его изменение, совершенствование, называют эволюцией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Доказательства эволюции животного мира» »

Конспект урока биологии для 7 класса
по теме

«Доказательства эволюции животного мира»

учитель высшей квалификационной категории Давлетшина Вероника Васильевна

г. Нижнекамск РТ


Цель урока: обобщить знания о строении современных и некоторых ископаемых животных, раскрыть роль в доказательстве эволюции животного мира.

Задачи урока: создать условия для развития:

  1. предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательства процесса эволюции;

  2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  3. ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации (видеофрагмент, учебник) для решения поставленной цели;

- коммуникативных посредством развития умений полилогической речи через организацию работы в группах.


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга», «Строение зародышей различных позвоночных», рабочая тетрадь, учебник.


Ход урока:

На нашей планете существует огромное разнообразие форм жизни. Попытки понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности.


Доказать современные представления об эволюции жизни прямыми методами невозможно. Эксперимент затянется на миллионы лет (цивилизованному обществу от роду не более 10 тысяч лет), а машину времени скорее всего так и не изобретут. Как же добывается истина в этой области знания? Как подступиться к животрепещущему вопросу "Кто от кого произошёл"? И сегодня мы попробуем найти ответ на этот вопрос.


·Просмотр видеофильма «Эволюция»


У: Ребята, какой процесс вы наблюдали?

Предполагаемый ответ учащихся: эволюция.


У: Эволюция (от лат. evolution– развертывание) необратимый процесс исторического развития живого.


II. Изучение нового материала


У: Сегодня мы с вами рассмотрим основные типы доказательств эволюции


Палеонтологические доказательства эволюции


Палеонтология – наука, изучающая останки древних вымерших животных. Ископаемые остатки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей. Именно палеонтология даёт тот материал, который позволяет предположить, а иногда и сказать с уверенностью, как конкретно шла эволюция. Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире – они вымерли, но ученые до сих пор находят их останки, воссоздают их реконструкции и пытаются разгадать причины их вымирания. Наиболее крупными вымершими животными были динозавры.

Большой интерес представляют вымершие животные переходных форм, например археоптерикс - это животное имело признаки и рептилий и птиц.


ДЖОТ ТОТС


У: Давайте проанализируем и выявим черты сходства, характерные для пресмыкающихся. На столах рисунок археоптерикса. Внимательно изучите его.

  1. Участники №1 и № 3 возьмите бумагу А4, сложите пополам, разделите, половинку отдайте соседу по плечу.

  2. Все участники сложите бумагу пополам, разделите. Снова сложите бумагу пополам и снова разделите. Получилось 4 бумаги.

  3. Назовите признаки археоптерикса, сближающего его

с пресмыкающимися.

  1. Подумайте 30 секунд.

  2. Назовите признак вслух, запишите ее на листочек и положите на центр стола словом вверх. Признаки не должны повторяться.

  3. Обобщите данные признаки.


Предполагаемый ответ учащихся: мощные зубы, длинный хвост, нижние конечности покрыты роговыми чешуями, кроме того они имели очень тяжелый скелет, планировали.


ДЖОТ ТОТС


У: Назовите признаки археоптерикса, сближающего его с птицами.

Предполагаемый ответ учащихся: крылья, покрытые перьями, общий вид.


У: Ребята, какой вывод вы можете сделать о палеонтологических доказательствах?

Предполагаемый ответ учащихся: животный мир непрерывно развивался, а вымершие животные оставили своих потомков.


Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства


Работа по группам


Задание № 1. Рассмотрите изображения передней конечности наземных позвоночных. Найдите черты сходства в их строении.


Задание № 2. Сравните строение кровеносной системы, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих. Укажите черты сходства.


Задание №3. Сравните внешнее строение головного мозга позвоночных животных. Укажите черты сходства в их строении.


1 группа:Передние конечности имеют единый план строения, состоят из одинакового числа костей: плечо, предплечье, кисть. Сходство строения свидетельствует о родстве животных. Доказательство эволюции!


Гомологичные органы – органы, имеющие общий план строения, развивающиеся из сходных зачатков и выполняющие одинаковые или разные функции.


Не всякое сходство органов свидетельствует в пользу их родства. Крыло птицы и крыло бабочки выполняют сходную функцию, но их строение совершенно различно. Как называются такие органы?


Фильм (фрагмент 3)


Аналогичные органы– органы, сходные по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.


2 группа:Прослеживается усложнение (эволюционные изменения) строения кровеносной системы, общее: кровеносная система замкнутого типа, сердце, круги кровообращения.


3 группа:Головной мозг хордовых животных состоит из одинаковых отделов. Наивысшего развития достигает головной мозг млекопитающих.


Молодцы, хорошо поработали! Но на этом доказательства не заканчиваются! У некоторых животных имеются рудиментарные органы, которые утратили свое первоначальное значение, т.к. длительно не применялись животными: современные киты, питоны не имеют задних конечностей, но они представлены небольшими косточками, значит когда –то их предки имели эти конечности.


атавизмы- это органы, в норме присутствовавшие у отдалённых предков, утраченные в ходе эволюции, но иногда проявляющиеся у отдельных организмов данного вида. Примерами его могут служить: трехпалость у современных лошадей, дополнительные пары молочных желез. Благодаря живому интересу к происхождению человека, проявляемому в последние полтора столетия, человеческие атавизмы изучены хорошо.


Вывод: Таким образом, данные сравнительной анатомии убедительно


свидетельствуют об изменчивости органического мира.



Эмбриологические доказательства эволюции


- Ребята, вы уже знаете, что большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим стадии развития зародышей различных организмов.


Задания по группам.


- Что вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития?Верно, удивительное сходство!


- Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они сходны между собой? Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат.


- Какой вывод мы можем сделать, узнав о поразительном сходстве зародышей на ранних стадиях развития?


Вывод: Сходство зародышей различных систематических групп свидетельствует об общности происхождения, о родстве сравниваемых организмов.


Фильм (фрагмент4)


У всех хордовых на ранних стадиях развития закладывается хорда, возникает нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жабры и т. д. Сходство зародышей свидетельствует об общности происхождения данных организмов. По мере развития зародышей черты их различия выступают все более явственно. К. Бэр первым обнаружил, что в ходе эмбрионального развития сначала появляются общие признаки типа, затем последовательно класса, отряда и, наконец, вида. Эта закономерность в развитии зародышей указывает на их родство, происхождение от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.



Вывод: И так данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии позволяет установить сходство между отдельными группами животных, указывающие на родство, что очень важно для доказательства эволюции животного мира.


Фильм (Фрагмент 5)



Рефлексия:


1. Больше всего мне понравилось …


2. Сегодня я узнал (а), …


3. Главным на уроке для меня было …



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Доказательства эволюции животного мира»

Автор: Давлетшина Вероника Васильевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доказательства эволюции животных.Ч.Дарвин о причинах эволюции животных "
    ["seo_title"] => string(82) "dokazatiel-stva-evoliutsii-zhivotnykh-ch-darvin-o-prichinakh-evoliutsii-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "205816"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1430036203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация "Доказательства эволюции органического мира" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-dokazatiel-stva-evoliutsii-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "208793"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430909698"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "урок по биологии 11 класс "Положение человека в системе животного мира" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-biologhii-11-klass-polozhieniie-chielovieka-v-sistiemie-zhivotnogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134530"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "основы учения об эволюции тест 9 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "osnovy-uchieniia-ob-evoliutsii-tiest-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "275705"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1452611503"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Современный этап эволюции человека". "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sovriemiennyi-etap-evoliutsii-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "173820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424027766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства