kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Доказательства эволюции животного мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На нашей планете обитают около 2000000 видов животных. Это различные беспозвоночные и позвоночные. Вспомните, что в своем историческом развитии животные появлялись и развивались в определенной последовательности. Например, первые земноводные появились около 300 млн. лет назад от древних рыб, а первые пресмыкающиеся возникли примерно 200 млн. лет назад от древних земноводных. Эти примеры показывают, что животный мир возник не сразу, а развивался длительно и постепенно. Историческое развитие животного мира, в процессе которого происходило и происходит его изменение, совершенствование, называют эволюцией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Доказательства эволюции животного мира» »

Конспект урока биологии для 7 класса
по теме

«Доказательства эволюции животного мира»

учитель высшей квалификационной категории Давлетшина Вероника Васильевна

г. Нижнекамск РТ


Цель урока: обобщить знания о строении современных и некоторых ископаемых животных, раскрыть роль в доказательстве эволюции животного мира.

Задачи урока: создать условия для развития:

  1. предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательства процесса эволюции;

  2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  3. ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации (видеофрагмент, учебник) для решения поставленной цели;

- коммуникативных посредством развития умений полилогической речи через организацию работы в группах.


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга», «Строение зародышей различных позвоночных», рабочая тетрадь, учебник.


Ход урока:

На нашей планете существует огромное разнообразие форм жизни. Попытки понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности.


Доказать современные представления об эволюции жизни прямыми методами невозможно. Эксперимент затянется на миллионы лет (цивилизованному обществу от роду не более 10 тысяч лет), а машину времени скорее всего так и не изобретут. Как же добывается истина в этой области знания? Как подступиться к животрепещущему вопросу "Кто от кого произошёл"? И сегодня мы попробуем найти ответ на этот вопрос.


·Просмотр видеофильма «Эволюция»


У: Ребята, какой процесс вы наблюдали?

Предполагаемый ответ учащихся: эволюция.


У: Эволюция (от лат. evolution– развертывание) необратимый процесс исторического развития живого.


II. Изучение нового материала


У: Сегодня мы с вами рассмотрим основные типы доказательств эволюции


Палеонтологические доказательства эволюции


Палеонтология – наука, изучающая останки древних вымерших животных. Ископаемые остатки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей. Именно палеонтология даёт тот материал, который позволяет предположить, а иногда и сказать с уверенностью, как конкретно шла эволюция. Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире – они вымерли, но ученые до сих пор находят их останки, воссоздают их реконструкции и пытаются разгадать причины их вымирания. Наиболее крупными вымершими животными были динозавры.

Большой интерес представляют вымершие животные переходных форм, например археоптерикс - это животное имело признаки и рептилий и птиц.


ДЖОТ ТОТС


У: Давайте проанализируем и выявим черты сходства, характерные для пресмыкающихся. На столах рисунок археоптерикса. Внимательно изучите его.

  1. Участники №1 и № 3 возьмите бумагу А4, сложите пополам, разделите, половинку отдайте соседу по плечу.

  2. Все участники сложите бумагу пополам, разделите. Снова сложите бумагу пополам и снова разделите. Получилось 4 бумаги.

  3. Назовите признаки археоптерикса, сближающего его

с пресмыкающимися.

  1. Подумайте 30 секунд.

  2. Назовите признак вслух, запишите ее на листочек и положите на центр стола словом вверх. Признаки не должны повторяться.

  3. Обобщите данные признаки.


Предполагаемый ответ учащихся: мощные зубы, длинный хвост, нижние конечности покрыты роговыми чешуями, кроме того они имели очень тяжелый скелет, планировали.


ДЖОТ ТОТС


У: Назовите признаки археоптерикса, сближающего его с птицами.

Предполагаемый ответ учащихся: крылья, покрытые перьями, общий вид.


У: Ребята, какой вывод вы можете сделать о палеонтологических доказательствах?

Предполагаемый ответ учащихся: животный мир непрерывно развивался, а вымершие животные оставили своих потомков.


Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства


Работа по группам


Задание № 1. Рассмотрите изображения передней конечности наземных позвоночных. Найдите черты сходства в их строении.


Задание № 2. Сравните строение кровеносной системы, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих. Укажите черты сходства.


Задание №3. Сравните внешнее строение головного мозга позвоночных животных. Укажите черты сходства в их строении.


1 группа:Передние конечности имеют единый план строения, состоят из одинакового числа костей: плечо, предплечье, кисть. Сходство строения свидетельствует о родстве животных. Доказательство эволюции!


Гомологичные органы – органы, имеющие общий план строения, развивающиеся из сходных зачатков и выполняющие одинаковые или разные функции.


Не всякое сходство органов свидетельствует в пользу их родства. Крыло птицы и крыло бабочки выполняют сходную функцию, но их строение совершенно различно. Как называются такие органы?


Фильм (фрагмент 3)


Аналогичные органы– органы, сходные по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.


2 группа:Прослеживается усложнение (эволюционные изменения) строения кровеносной системы, общее: кровеносная система замкнутого типа, сердце, круги кровообращения.


3 группа:Головной мозг хордовых животных состоит из одинаковых отделов. Наивысшего развития достигает головной мозг млекопитающих.


Молодцы, хорошо поработали! Но на этом доказательства не заканчиваются! У некоторых животных имеются рудиментарные органы, которые утратили свое первоначальное значение, т.к. длительно не применялись животными: современные киты, питоны не имеют задних конечностей, но они представлены небольшими косточками, значит когда –то их предки имели эти конечности.


атавизмы- это органы, в норме присутствовавшие у отдалённых предков, утраченные в ходе эволюции, но иногда проявляющиеся у отдельных организмов данного вида. Примерами его могут служить: трехпалость у современных лошадей, дополнительные пары молочных желез. Благодаря живому интересу к происхождению человека, проявляемому в последние полтора столетия, человеческие атавизмы изучены хорошо.


Вывод: Таким образом, данные сравнительной анатомии убедительно


свидетельствуют об изменчивости органического мира.



Эмбриологические доказательства эволюции


- Ребята, вы уже знаете, что большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим стадии развития зародышей различных организмов.


Задания по группам.


- Что вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития?Верно, удивительное сходство!


- Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они сходны между собой? Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат.


- Какой вывод мы можем сделать, узнав о поразительном сходстве зародышей на ранних стадиях развития?


Вывод: Сходство зародышей различных систематических групп свидетельствует об общности происхождения, о родстве сравниваемых организмов.


Фильм (фрагмент4)


У всех хордовых на ранних стадиях развития закладывается хорда, возникает нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жабры и т. д. Сходство зародышей свидетельствует об общности происхождения данных организмов. По мере развития зародышей черты их различия выступают все более явственно. К. Бэр первым обнаружил, что в ходе эмбрионального развития сначала появляются общие признаки типа, затем последовательно класса, отряда и, наконец, вида. Эта закономерность в развитии зародышей указывает на их родство, происхождение от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.



Вывод: И так данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии позволяет установить сходство между отдельными группами животных, указывающие на родство, что очень важно для доказательства эволюции животного мира.


Фильм (Фрагмент 5)



Рефлексия:


1. Больше всего мне понравилось …


2. Сегодня я узнал (а), …


3. Главным на уроке для меня было …



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Доказательства эволюции животного мира»

Автор: Давлетшина Вероника Васильевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доказательства эволюции животных.Ч.Дарвин о причинах эволюции животных "
    ["seo_title"] => string(82) "dokazatiel-stva-evoliutsii-zhivotnykh-ch-darvin-o-prichinakh-evoliutsii-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "205816"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1430036203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация "Доказательства эволюции органического мира" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-dokazatiel-stva-evoliutsii-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "208793"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430909698"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "урок по биологии 11 класс "Положение человека в системе животного мира" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-biologhii-11-klass-polozhieniie-chielovieka-v-sistiemie-zhivotnogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134530"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "основы учения об эволюции тест 9 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "osnovy-uchieniia-ob-evoliutsii-tiest-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "275705"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1452611503"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Современный этап эволюции человека". "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sovriemiennyi-etap-evoliutsii-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "173820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424027766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства