Задачи урока: Сформировать у учащихся знания о функциях кожи в связи с ее структурой, понятия гигиены кожи и ухода за ней; научить учащихся обосновывать гигиенические требования к коже и одежде ; положить начало требованиям к применению гигиенических знаний в жизненной практике учащихся. Оборудование: микроскопы, лупы, микропрепарат «Срез кожи», таблица «Строение кожи», модель кожи, медиа диск 2 биология « Анатомия и физиология человека» Ход урока На доске цитата: То знание ценно, которое острой иголкой прочертило по душе. Вялые знания – бесценны. В.В.Розанов деятельность учителя деятельность ученика 1.оргазационный момент : выступление учителя (объявление темы урока) 2.изучение новой темы. - Значение кожного покрова. - Его эволюция у наземных животных. Наружные покровы тела человека состоят из кожи и её производных – волос и ногтей. К наружным покровам относятся слизистые оболочки, которые выполняют барьерную функцию. Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней. Масса кожи составляет 15 % массы среднего человека 12 лет. На каждые 6,45 см кв. кожи приходится в среднем 94 сальных желез, 65 волосяных мешочков, более 3 млн потовых желез. В среднем потовые железы вырабатывают от 0,7 – 1л пота в сутки. 90% протоков сальных желез открываются в волосяные сумки. Если кожу взрослого человека среднего роста разложить на земле, она займет примерно 10 м кв. Давайте вспомним эволюцию кожного покрова наземных животных Заполнение таблицы вместе с учителем самостоятельная работа (на столах у учащихся инструкция) 1.Обяъясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими? 2. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет? 3. Объясните, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев? Уход за кожей (беседа) тест (закрепление) Д/з пар. класс делится на две группы и каждая группа получает задание: - 1 гр. Нарисовать опорный конспект « Здоровая кожа - 2гр. « Больная кожа" учащиеся рассказывают о коже животных Строение кожи (микропрепарат «Срез кожи» (ученики рассматривают под микроскопом срез кожи и зарисовывают в тетрадь)
слой строение функции эпидермис роговой слой образован мертвыми клетками, внутренний – живыми, пигмент меланин защитная собственно кожа (дерма) плотная волокнистая соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей защитная, чувствительная, дыхательная, обменная, терморегуляторная подкожная жировая клетчатка соединительнотканные волокна с жировыми клетками защитная, запасающая, терморегуляторная Лабораторная работа « Строение кожи кисти руки» 1. Рассмотреть под лупой тыльную поверхность руки, она разделена на ромбики и треугольники, на узлах которых находятся поры, из которых выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные луковицы, куда впадают протоки сальных желез. - сальные железы выделяют секрет в волосяную сумку, через поры он попадает на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной. - ромбики и треугольники, видимые под лупой, блестят потому, что смазаны кожным салом. 2. Рассмотрите под лупой кожу ладони. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желез. - на тыльной стороне кисти практически отсутствуют потовые железы, а на ладонной их много 3. Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Они индивидуальны для каждого человека. Под эпидермисом, в углублениях между бороздками много осязательных рецепторов. - подушечки пальцев обладают осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между капиллярными линиями, в области ладони их меньше, поэтому и чувствительность меньше Дети делают сообщения на тему «Как ухаживать за кожей?» Тест 1. Кожа выполняет защитную функцию так как в ней находится: - меланин - рецепторы - сальные железы - эпидермис 2. Сальные железы: - охлаждают поверхность тела - выделяют смазку –кожное сало -уничтожают бактерии - частично выполняют функцию почек 3. У взрослого человека за сутки выделяется пота: - 70 л - 7 л - 700мл - 70мл 4. Какую форму имеет потовая железа: - трубочка - шар - звезда 5. Волосы и ногти – производные: - рогового слоя эпидермиса - дермы - подкожной жировой клетчатки - ороговевшего слоя эпидермиса 6. Что влияет на скорость испарения пота? - повышенная влажность - повышение температуры воздуха - увеличение ветра - уменьшение освещенности 7. Закончите предложение: различие в интенсивности загара у двух людей, проводящих на солнце одинаковое время, заключается в количестве в коже: - кератина - меланина - витамина Д - нервных окончаний 8. Установите соответствие:
Жировые клетки эпидермис Роговой слой подкожная жировая клетчатка Сальные железы дерма |