kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальные проблемы современной экологии.11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по биологии 11 класс для колледжей и средних школ. в разделе : " Экология" и включает себя изучение глобальных современных экологических проблем, связанных с природными катоклизмами. которые вызывают их; а так же с хозяйственной деятельностью человека. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы современной экологии.11 класс.»

Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта занятия



Сабақтың тақырыбы/Тема занятия : Актуальные проблемы современной экологии. Новые направления в исследовании экологии. Обычай и традиции казахского народа по защите природы.

Сабақтың мақсаты / Цель занятия:

білімділік/образовательная:

ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками ин­формации, с особенностью учебника; ознакомить учащихся с терминами: биоэкология, Аутоэкология, Популяционная экология, синэкология, геология, экология человека;

тәрбиелік / воспитательная:

сформировать мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.

дамытушылық /развивающая:

развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Сабақтың типі / тип занятия : изучение нового материала.

Сабақтың жабдықталуы / обеспечение занятия: Учебник Р. Сатимбеков, Р. Алимкулова, Ж. Шилдебаев «Биология», 11 класс.

Сабақтың өту барысы / Ход занятия :

  1. Ұйымдастыру кезеңі / Организационный момент

1. Изучение нового материала

Экология возникла как отрасль биологической науки. С ее задача­ми и историей развития вы познакомились в младших классах. Теперь мы рассмотрим процессы развития современной экологии.

На современном этапе развития общества экология представляет собой сложную, комплексную науку. Цели и задачи ее не ограничи­ваются изучением основ естественно-математических и социально - гуманитарных наук, сфера деятельности данной науки значительно расширилась. В настоящее время экология превратилась в комплексную науку, охватывающую многие области наук. Изменились объект исследования, выполняемая функция, сущность и характер экологии в зависимости от задач изучения. Экология представляет собой систему наук, в которую вовлечены все стороны современной жизни. Существует множество определений экологии.

1.Согласно мнению немецкого ученого Э. Геккеля: "Экология — это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой". Данное определение является одним из первых и полностью раскрывает суть науки экологии.

2.В1972г. в Стокгольме ООН организовала первую Международ­ную конференцию по окружающей среде. Цель конференции —1 определение новых направлений экологии, контроль за состоянием окружающей среды. Теперь экология вышла за пределы изучения живых организмов на Земле и занялась социально-экономическими проблемами деятельности человека.

3.По утверждению белорусского ученого В. А. Радкевича: "Эколо­гия — наука, изучающая взаимосвязь системы закономерностей живых I организмов с природной средой и деятельностью человека". Это I определение показало, что сохранение устойчивости жизни в биосфере связано с взаимоотношением человеческого общества с окружающей средой.

4.Русский ученый Н. Ф. Реймерс объясняет: "Экология — комплексная наука, включающая разные дисциплины, всесторонне изучающая все изменения в природе и человеческом обществе".

Надо признать, что экология формировалась на основе естествен-1 ных наук, однако сегодня она превратилась в науку, комплексно рассматривающую причины устойчивости и изменений жизни в биосфере. Многие известные ученые, философы, систематики, географы, зоологи, ботаники, химики, геологи продолжали развивать экологическую науку, в частности в XVII в. — шведский ученый К. Линней, француз Ж. Б. Ламарк, англичанин Ч. Дарвин, немецкие ученые Гумбольдт, Э. Геккель, датчанин Е. Варминг, в XIX в. — американец В. Шелфорд, российские ученые В. Вернадский, Д. Кашкаров, В. Сукачев, американцы Ю. Одум, Б. Коммонер и россиянин Н.Реймерс.

Экология тесно связана с географическими исследованиями География — это сложная наука, исследующая природные явления и обмен веществ в земной коре, взаимоотношения природы и обществ л. В свою очередь, география определила задачи экологии. Экология, раскрывая причины изменений природы путем оценки и прогноз и рования, разработала научно-теоретические основы ее рационально)

В настоящее время определились цели экологии, ее различные на­правления, стоит задача решения глобальных экологических проблем.

Рассмотрим основные ее направления:

      1. Биоэкология — раздел экологии, изучающий взаимосвязь живых организмов с окружающей средой и деятельностью человека.

      2. Аутоэкология — изучает взаимоотношения отдельных организмов (особь, вид) с природной средой.

      3. Популяционная экология — изучает взаимоотношения популяции с природной средой и закономерности развития.

      4. Синэкология — изучает взаимоотношения между популяцией, сообществом и экосистемой.

      5. Геоэкология — рассматривает на глобальном уровне закономер­ности развития земной коры и все ее жизненные изменения как единый организм.

      6. Экология человека — комплексная наука, охватывающая все проблемы в сфере биосферы и исследования антропологических экоси­стем. Обращает внимание на роль человека в системе "человек — общество — природа".

      7. Социальная экология — изучает основные направления развития взаимодействия общества человека с природой. Исследует научно-практические основы рационального использования и охраны природы.

      8. Биосфера как высшая система рассматривает все законо­мерности природы на биосферном уровне. Экология как комплексная наука проводит исследования также в других областях.

  • Биоэкология. Аутэкология. Популяционная экология. Синэкология.

Геоэкология. Экология человека. Социальная экология.

1.Экология — комплексная система науки, цель и задачи которой отвечают современным требованиям.

2.Сохранение устойчивости организмов на уровне биосферы.

3.Экология формирует концепции научно-теоретических основ рационального использования природы и предотвращения чрезвычайных экологических бедствий.

Вы убедились в сложности структуры современной экологии. Теперь рассмотрим причины, которые повлияли на ее развитие.

Завершив этапы формирования в XX в., экология вышла на уровень многоотраслевой науки. Ее основные предпосылки — это развитие новых направлений науки в связи с увеличением численности населения на Земле, научно-техническим прогрессом (НТП) и освоением космоса.

Названные глобальные экологические условия стали общими для жителей всей планеты. Неизвестные ранее продукты, сырье, не­хватка энергии и проблемы загрязнения окружающей среды обо­стрили негативные противоречия. Среди них можно назвать нару­шение равновесия использования природных ресурсов между государствами. Появилась конкуренция между развитыми и развивающимися государствами в использовании природных ресурсов, приведшая к бесхозяйственности. В итоге возникла тенденция к истощению природных ресурсов, уменьшению численности растений и животных, нарушению экосистемы. Все это несет реальную угрозу для существования всех живых организмов, формировавшихся на протяжении миллионов лет.

На повестку дня встал вопрос о недопущении природных изменений и катаклизмов. Ученые признали, что только наука об экологии явля­ется наукой, всесторонне рассматривающей научно-теоретические основы охраны и рационального использования природы. Экология постепенно выходит за пределы изучения условий окружающей среды живых организмов. Ее внимание приковано к выявлению причин их изменений в природе. Например, зоология проводила односторонние и конкретные исследования.

Теперь перед зоологией встала необходимость ответить на такие вопросы, как: "Почему уменьшается биологическое разнообразие?", "В чем причины исчезновения некоторых видов?" Для того чтобы ответить на эти вопросы, зоологи связывают объекты своих исследований с экологическими. Известный русский ученый, зоолог Д. Н. Кашкаров в своей работе "Среда и сообщества" (1933) писал, что "основу экологических исследовании составляет изучение организмов во взаимосвязи с окружающей средой". В. В. Докучаев, основатель науки ландшафтоведение, писал: "...необходимо изучать взаимосвязь природных факторов и взаимоотношения неорганических веществ с живой природой". Ученый в своих положениях имел в виду экологические факторы.

Экологические факторы окружающей среды играют большую роль в жизнедеятельности живых организмов. Климат является решающим фактором для организма. В последнее время глобальные изменения климата отрицательно сказываются на всей экосистеме Земли. Изме­нение климата влияет на экосистему воды и суши, создает новые эколо­гические проблемы для всех существующих там живых организмов. Это такие проблемы, как озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект, фотохимический смог, опустынивание, уменьшение биоразно­образия, проблемы пресной воды и т. д. Возникает новое направление экологии, изучающее эти проблемы, — глобальная экология.

Большой вклад в развитие экологии внесла география, так как только географические исследования открывают путь для развития экологии. Без знания строения земной коры, ее геоморфологии, физи­ческих условий и закономерностей развития невозможно понять ее экологическое содержание. Основа геоэкологических исследований заложена известными географами и геоботаниками Л. Г. Раменским, А. Г. Исаченко, В. Н. Сукачевым, Ф. Н. Мильковым и другими учеными.

В экологии появился ряд терминов — "экосистема", "геосистема", "социальная система", "антропогенные ландшафты", "биотоп" или "экотоп" и др.

Исследования В. И. Вернадского на уровне биосферы заложили фундамент экологической науки. Обобщая мысль о биосфере, он писал, что "биосфера — это единая экологическая система, охватывающая взаимодействие живых организмов и литосферы, гидросферы, атмосферы и техносферы". Действительно, объекты живых организмов встречаются повсюду: в воде и на суше.

"Живое вещество" — это известные вам биогенные элементы: кисло­род, углерод, азот, фосфор, сера, водород, входящие в состав живых организмов. Без этих веществ жизнь живых организмов невозможна. Эти "живые вещества" являются движущей силой и основным строительным материалом всего живого в биосфере.

С периода антропогенеза природные экосистемы выдерживают определенную нагрузку и подвергаются некоторым изменениям. Нару­шаются процессы самовосстановления вещества в природе, что приводит к кризису.

Природная среда уже не может справляться с функцией самоочи­щения от техногенных загрязнителей (чужеродных продуктов). К техногенным загрязнителям относятся промышленные отходы, хими­ческие соединения, сплавы, пластиковые и технические остатки.

Чужеродные вещества входят в состав воздуха, воды, почвы и превращаются в очень опасные токсичные вещества. Итак, новое направление экологии — прикладная экология — призвано внедрять и жизнь новые технологии по выявлению последствий вредных техногенных процессов.

Изучив все изменения в биосфере, В. И. Вернадский предложил учение о ноосфере (греч.пооs — "разум"). Основная идея учения заключается в том, что человек в дальнейшем будет главным фактором, мощной силой преобразования жизни на Земле. В. И. Вернадский про­гнозировал влияние человека в XX в. на все проблемы Земли, способ­ного превратить биосферу в сферу разумного гармоничного взаимо­отношения природы и общества. При этом В. Вернадский обращал внимание на потребительские, варварские действия человека по отношению к природе. Он утверждал, что судьба планеты в будущем зависит от человеческого разума, сознания. Действительно, ученый еще н XIX в. предвидел обострение экологических проблем.

В. И. Вернадский также был первым ученым-мыслителем, кто дал научный прогноз судьбе биосферы. Решению глобальных проблем биосферы способствовало формирование и укрепление гармонии в сочетании "человек — общество — природа", что и явилось основой социальной экологии.


• 1. Экология — наука, всесторонне рассматривающая научно-теоретические основы охраны и рационального использования природы.

2.Учение В. И. Вернадского о биосфере и идеи о ноосфере полностью подтверждаются.

2.Закрепление изученного материала

1)Каково было первоначальное определение науки экологии?

2)В чем состоит суть определений, данных экологии?

3)В чем суть определения, данного Н. Ф. Реймерсом?

4)Каковы предпосылки развития новых направлений экологии?

5)Какова роль естественных наук в развитии экологии?

3. Домашнее задание.

П.33-34 Стр. 128- 133.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Актуальные проблемы современной экологии.11 класс.

Автор: Мукашева Майра Амировна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа элективного курса по английскому языку "Глобальные проблемы современности: экология" "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-global-nyie-probliemy-sovriemiennosti-ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "114418"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411484224"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема "Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии""
    ["seo_title"] => string(118) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-tiema-korroziia-mietallov-i-bor-ba-s-niei-sposoby-zashchity-mietallov-ot-korrozii"
    ["file_id"] => string(6) "339412"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471260139"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Урок развития речи в 8 классе "Рассуждение на дискуссионную тему. Актуальные проблемы современной России"."
    ["seo_title"] => string(115) "urok_razvitiia_riechi_v_8_klassie_rassuzhdieniie_na_diskussionnuiu_tiemu_aktual_nyie_probliemy_sovriemiennoi_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "346885"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475247873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка интегрированного урока, тема "Алкины. Получение и применение ацетилена.  Газовая сварка стали""
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaalkinypoluchieniieiprimienieniieatsietilienagazovaiasvarkastali"
    ["file_id"] => string(6) "339386"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471244131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рассуждение на дискуссионную тему. Актуальные проблемы современной России."
    ["seo_title"] => string(81) "rassuzhdieniie_na_diskussionnuiu_tiemu_aktual_nyie_probliemy_sovriemiennoi_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "346882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475246255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства