Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовке к ОГЭ по биологии 9 класс»
Чуповский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош
учитель биологии Ермакова Е.П.
Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестовых материалов для подготовке обучающихся к ГИА по биологии.
Для подготовки к экзамену следует пользоваться школьными учебниками последних изданий и дополнительной литературой.
На экзамене по биологии необходимо:
Знание главных понятий, закономерностей, законов, касающихся строения и жизнедеятельности живых организмов, развития живой природы.
Знание классификации живых организмов.
Умения делать выводы, оперировать понятиями, приводить примеры, осмысливать знания.
Подготовка к экзамену:
В течении года проводились дополнительные занятия – консультации.
Выработана особая организация учебной деятельности на уроках, рассматриваются разделы, которые потребуются на ОГЭ.
Учащимся говорила, какие темы повторить и задавала вопросы к этим темам в форме ОГЭ.
Организовала взаимодействие, сотрудничество с родителями с целью оказания помощи и поддержки их детям в подготовке к ОГЭ.
Выполняли тренировочные задания по каждой теме в формате ОГЭ.
Проводила курс интенсивной подготовки.
Спецификация
Назначение работы:
Промежуточная оценка уровня подготовки учащихся 9 класса по биологии.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
Обязательный минимум содержания образовательной программы по биологии базисного учебного плана и требования к уровню подготовки учащихся.
Структура работы:
Тестовые задания предназначены для текущей проверки знаний, на уроках при повторении раздела: «Царства Бактерии и Грибы».
Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания, А (базового уровня сложности) с выбором ответа, В(повышенного уровня сложности) на продолжение определения и установления соответствия, С (высокого уровня сложности) с развернутым ответом.
Задания с выбором ответа самые многочисленные в тестовой работе. Они построены на материале всего раздела «Царства Бактерии и Грибы».
Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование заданий для подтверждения правильности одного из четырех предложенных вариантов ответа.
Задания с кратким ответом также построены на материале этого раздела, но в отличии от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется, прежде всего, в том, что выполнение таких заданий предполагает:
а) осуществление большого числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;
б) самостоятельное формулирование и запись ответа.
В тестовой работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
Задания на установление соответствия позиций.
Задания «дополните».
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.
Часть 1 содержит 25 заданий (А1 – А25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе.
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1 –В4). Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 3 задания (С1 – С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
ГИА по биологии в 9 классе по теме «Царства. Бактерии. Грибы».
При выполнении заданий с выбором ответа (А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
Часть 1
А1. Какая из наук изучает грибы?
вирусология
зоология
микология
ботаника
А2. Какие бактерии являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний?
нитрофицирующие
сапротрофные
клубеньковые
патогенные
А3. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются бактерии и грибы, разлагающие органические остатки до минеральных веществ?
первом
втором
третьем
последнем
А4. Какой из организмов не имеет оформленного ядра?
споровики
синезеленые водоросли
пеницилл
хламидомонада
А5. К какой группе грибов относится мукор?
шляпочные грибы
плесневые грибы
дрожжи
грибы-паразиты
А6. Какая наука изучает спорынью?
вирусология
зоология
микология
ботаника
А7. Какой способ размножения характерен для бактерий?
спорами
фрагментами
семенами
делением на 2 клетки
А8. Какой из грибов является многоклеточным?
пеницилл
мукор
дрожжи
белая плесень
А9. Какой из грибов является одноклеточным?
пеницилл
мукор
головня
спорынья
А10. К какой группе грибов относится опенок?
шляпочные
плесневые
дрожжи
грибы-паразиты
А11. Какие из бактерий образуют симбиоз с бобовыми растениями?
нитрофицирующие
сапротрофные
клубеньковые
патогенные
А12. Возбудителями такого заболевания человека как туберкулез является:
бактерии
грибы
вирусы
простейшие
А13. Какое из перечисленных заболеваний вызвано бактериями?
цинга
рахит
чума
бронхит
А14. Какие из перечисленных организмов выращивают для получения пеницилла?
бактерии
плесневые грибы
мхи
вирусы
А15. Грибы по способу питания относят к:
аэробам
анаэробам
гетеротрофам
автотрофам
А16. Какие грибы используют в хлебопечении?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А17. Какие грибы используют для получения антибиотиков?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А18. Какие грибы вызывают заболевания растений?
дрожжи
шляпочные
масленок
головные
А19. какие грибы способны образовать симбиоз с высшими растениями?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А20. Микориза – это симбиоз…
гриба и водоросли
гриба и корней высших растений
бактерий и бобовых растений
бактерий и грибов
А21. Какой из перечисленных организмов вызывает грипп?
бактерии
простейшие
вирусы
грибы
А22. Какие организмы используют для получения кисломолочных продуктов?
растения
животные
грибы
бактерии
А23. Для сохранения многообразия грибов при их сборе нельзя повреждать грибницу, т.к. она:
улучшает плодородие почвы
служит местом образования спор
защищает почву от размывания водой
поглощает из почвы воду и минеральные вещества
А24. Неблагоприятные условия для жизни бактерий создаются при:
квашении капусты
приготовлении кефира
консервировании грибов
закладке силоса
А25. К какой группе организмов относят бактерии
к гетеротрофным
к автотрофным
к симбионтам
к продуцентам
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Характерные признаки царства Грибов –
Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ:----------
наличие хитина в оболочке клетки
ограниченный рост
автотрофный тип питания
гетеротрофный тип питания
отсутствие в клетках ядра
неограниченный рост
В2. Установите соответствие между организмом и типом питания. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Организм
Тип питания
А) хламидоманада
1) автотрофный
Б) железобактерия
2) гетеротрофный
В) сфагнум
Г)шампиньон
Д) мукор
Е) сосна
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
В3. Установите правильную последовательность образования спор у бактерий при неблагоприятных условиях. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Цитоплазма бактериальной клетки сжимаясь отходит от материнской оболочки
Цитоплазма округляется
Образуется внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку
Образуется спора
Споры разносятся ветром, водой и т.д.
в благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
В4. Вставьтев текст«Ядро» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Ядро.
Клетки растений, грибов и животных имеют ядро. Их относят к -----(А). Клетки бактерий ядра не имеют ----(Б). В ядре содержатся__(В). Неспирализованная молекула ДНК с белками и ядрышками.
Перечень терминов:
ядерная оболочка
хроматин
эукариотная
внутреннее содержимое ядра
прокариотам
хромосомы.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С3) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С1. Почему тиф, холеру называют «болезнями грязных рук»? Какова их профилактика?
Прочитайте текст и выполните задания С2 – С3).
Грибы и растения.
Грибы имеют гетеротрофный тип питания, запасное питательное – гликоген, клеточную стенку прочность, которой придает хитин, поглощают пищу путем всасывания (осмотрофно), способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.
Растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических веществ, используя энергию солнца, запасное питательное вещество – крахмал, прочность клеточной стенке придает целлюлоза, поглощают пищу путем всасывания, рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.
С2. Вы прочитали текст «Грибы и растения». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика грибов и растений» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика грибов и растений.
Характеристика
Грибы
Растения
Тип питания
Гетеротрофный
1
2
Гликоген
Крахмал
Вещество, придающее прочность клеточной оболочке
3
целлюлоза
С3. На основании текста «Грибы и растения» сделайте предположения, являются ли грибы обязательным компонентом любой экосистемы. Ответ обоснуйте.