Вариант 2
Часть 1 .Задания с одним вариантом ответа.
1. Сколько классов животных названо в приведенном списке: инфузории, хордовые, членистоногие, костные рыбы, млекопитающие, хищные, земноводные? 1) два 2) три 3) четыре 4) пять
2.Элементарным эволюционным материалом ученые считают : 1) модификационные изменения 2) популяционные волны 3) изоляцию 4) мутации
3.Образованию популяций внутри вида способствует : 1) способ питания 2) саморегуляция 3) изоляция 4) забота о потомстве
4. Биосфера представляет собой: 1) безжизненную оболочку Земли 2) открытую биологическую систему 3) населенную часть атмосферы 4) закрытую биологическую систему
5. Какая из популяций будет быстрее эволюционировать? Популяция : 1) с высокой степенью гетерозиготности 2) с небольшим количеством гетерозигот 3) с преобладанием доминантных гомозигот 4) с преобладанием рецессивных гомозигот
6. Примером биологического прогресса является: 1) возникновение полезной мутации у особи 2) полиплоидия у растений 3) расширение ареала вида 4) изменение генофонда популяции
7. Агроценоз в отличие от биогеоценоза характеризуется : 1) разветвленными цепями питания 2) незамкнутым круговоротом веществ 3) большой устойчивостью 4) большим видовым разнообразием
8. Эволюционными последствиями хищничества является : 1) биологический прогресс только жертвы 2) прогрессивное развитие жертвы и регрессивное хищника 3) биологический прогресс хищника и жертвы 4) биологический прогресс только хищника
9.Причина биологического разнообразия и приспособленности организмов к условиям жизни заключается в: 1) сохранении естественным отбором полезных в данных условиях наследственных изменений 2) внутренним стремлением организмов к прогрессу 3) упражнении полезных в определенных условиях органов и их наследовании 4) появлении в определенных условиях только полезных мутаций и их наследовании
10. К доказательствам эволюции не относится: 1) наличие жаберных щелей у зародышей млекопитающих 2) наличие рудиментов глаз у пещерных животных 3) наличие хитинового покрова у современных и ископаемых скорпионов 4) наличие ископаемых переходных форм между рыбами и земноводными
11. К проявлениям закона гомологических рядов в наследственной изменчивости относится: 1) сходство мутаций у родственных видов злаков 2) совпадение числа хромосом у неродственных видов 3) разная длина листьев одного дерева 4) сходная средняя частота мутаций у человека, шимпанзе и гориллы
12. Среди ныне живущих на Земле животных шимпанзе считают ближайшим родственником человека, о чем свидетельствует в первую очередь: 1) сходство их геномов 2) сходство в строении тРНК 3) принадлежность к одному классу 4) строение митохондрий
13.Синтетическая теория эволюции это: 1) теория эволюции Ч.Дарвина 2) теория Ж.Б.Ламарка 3)современная теория эволюции 4) идеи трансформизма
14. Живые организмы или следы их деятельности присутствуют: 1) во всех частях земных оболочек, входящих в состав биосферы 2) только в лито и гидросфере 3) только в лито и атмосфере 4) везде, кроме Антарктиды и Арктики
15. Креационизм — это теория, признающая: 1)сотворение мира 2)биохимическую эволюцию жизни 3)самозарождение 4)занесение жизни из космоса в виде спор
16. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду: 1)имеют сходное строение 3)обитают на общей территории 2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды 4) имеют окраску под среду
17.Микроэволюци — это: 1)происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов 2)незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию 3)эволюция сообществ организмов 4)эволюция микроорганизмов
18. Разложение в экосистеме органических веществ редуцентами относят к факторам: 1) абиотическим 2)биотическим 3)антропогенным 4)ограничивающим
19. В симбиозе живут: 1)человек и пиявка 2) печёночный сосальщик и корова 3)клубеньковые бактерии и горох 4)муха и венерина мухоловка
20. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «оптимум»: 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
21. Смене экосистем способствует: 1) повышение плодовитости организмов при увеличении обилия пищи 2) изменение среды обитания организмами в процессе их жизнедеятельности 3) сезонные изменения 4)смена фаз луны
22. Теория биогеохимических циклов В.И. Вернадского описывает уровень жизни: 1) биогеоценотический 2)биосферный 3)популяционнно-видовой 4)организменный
23. Общим свойством всех клеток бактерий, растений, грибов и животных является способность к: 1)обмену веществ 2)мейозу 3)сократимости 4)движению
24. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между: 1)взрослой лягушкой и головастиком 2)бабочкой капустницей и её гусеницей 3)дроздом певчим и дроздом рябинником 4)волками соседних стай
25. Среди перечисленных примеров ароморфозом является: 1)плоская форма тела у ската 2) редукция пищеварительной системы у паразитических червей 3) четырёхкамерное сердце у птиц 4) покровительственная окраска у кузнечика
26.К палеонтологическим доказательствам эволюции относят: 1) переходных форм 2) сходство зародышей позвоночных 3)атавизмы 4)рудименты
27. Дегенерация: 1)всегда приводит к вымиранию вида 2)никогда не приводит к биологическому прогрессу 3)может приводить к биологическому прогрессу 4)ведет к усложнению общей организации
28. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле? 1)морфологический 2)генетический 3)географический 4)экологический
29.Какая из цепей питания является детритной: 1) крапива - гусеницы бабочки-крапивницы – большая синица – ястреб-перепелятник – пухоед 2)листья берёзы – майский хрущ – сорокопут-жулан – ястреб-перепелятник – пухоед 3)люцерна – бабочка озимая совка – грач 4)опавшие листья – бактерии, питающиеся ими
30. К какому семейству относится Человек разумный? 1) приматы 2) гоминиды 3) понгиды 4)антропоиды
Часть 2. В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести.
1. Какие изменения в процессе эволюции повысили общий уровень организации растений: 1) появление проводящих тканей 2)видоизменения листьев 3)возникновение мочковатой корневой системы 4)появление семенного размножения 5)появление цветка 6)возникновение очередного листорасположения
2. Выберите те взаимоотношения между группами организмов, которые могли иметь место: 1 ) конкуренция птиц и летающих ящеров 2)охота динозавров на млекопитающих 3)охота летающих ящеров на гигантских стрекоз каменноугольного периода 4)конкуренция между австралопитеками и неандертальцами 5)охота плезиозавров на аммонитов 6)поедание цветковых растений первыми амфибиями
3. Какие из перечисленных факторов эволюции человека относятся к социальным: 1) наследственная изменчивость 2) общественный характер труда 3)естественный отбор 4)борьба за существование 5)высокоразвитое сознание 6) отвлеченное мышление
При выполнении заданий B4–B7 установите соответствие 4. Установите соответствие между приспособлением и направлением органической эволюции: ПРИСПОСОБЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ А) роющие лапы крота 1) ароморфоз Б) редукция пальцев на ногах копытных 2)идиоадаптация В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых
5. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой: ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) являются первым звеном в цепи питания 1) продуценты Б) синтезируют органические вещества из 2) консументы неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) гетеротрофы Е) используют энергию органических соединений
6.Какому естествоиспытателю соответствуют предложенные взгляды: ВЗГЛЯДЫ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ
А)главная движущая сила эволюции- 1)Ж.Б.Ламарк стремление организма к прогрессу 2) Ч.Дарвин Б)упражнения органов наследственно закрепляются В)естественный отбор –творческая сила ,направляющая эволюцию Г)борьба за существование – фактор эволюции Д)дивергенция-следствие борьбы за существование и естественного отбора Е)врождённое стремление к самосовершенствованию
7.Установите ,к какому типу биоценотических связей относятся примеры связей: ПРИМЕРЫ ТИПЫ СВЯЗЕЙ А)бурундук-сосна сибирская 1)мутуализм Б)бабочка адмирал – ежевика 2)комменсализм В)скарабей – слон Г)пчела –вишня Д) белый медведь – песец Е) беззубка – рыба горчак
8.Установите хронологическую последовательность событий в эволюции биосферы: А)возникновение коацерватов Б)возникновение прокариот В)появление членистоногих Г)начало заселения суши высшими растениями Д)возникновение эукариот Е)появление активного полета
Часть 3. На задания части С дайте свободный ответ. 1. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем елового?
2. Кета вымётывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Назовите несколько причин такого «выживания», имеющих отношение к внутривидовой и межвидовой борьбе за существование.
3.Приведите не менее трёх прогрессивных признаков человека, которые он приобрёл в процессе длительной эволюции.
4.В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?