kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эволюционное учение

Нажмите, чтобы узнать подробности

тест на обобщение темы 2Эволюционное учение"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эволюционное учение»

Контрольная работа «Эволюционное учение»

Вариант 1

1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных

Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи

В) семена погибают в пустынях и Антарктиде

Г) растения вытесняют друг друга

Д) плоды поедают птицы

Е) растения гибнут от бактерий и вирусов



1) внутривидовая

2) межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции.

Признак животного

Направление эволюции

А) возникновение полового размножения

Б) образование у китообразных ластов

В) возникновение 4-х камерного сердца

Г) возникновение автотрофного способа питания

Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь

Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики



1) ароморфоз (арогенез)

2) идиоадаптация (аллогенез)

3) общая дегенерация (катагенез)

3. Установите соответствие между формами естественного отбора и особенностями, которые для них характерны

Признак животного

Направление эволюции

А) ведет к смене нормы реакции

Б) изменяет среднее значение признака в сторону уменьшения или увеличения

В) сохраняет норму реакции признака

Г) высокая эмбриональная смертность, которая отметает крайние варианты

Д) действует в изменяющихся условиях среды

Е) действует в постоянных условиях среды

Ж) контролирует функционирующие органы

1) движущий

2) стабилизирующий




4. Вы­бе­ри­те при­ме­ры ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра.

 1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окрас­кой.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищ­ни­ка­ми.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней пло­до­ви­то­стью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся од­но­па­лой.

5) По­том­ки жи­вот­ных, ро­див­ши­е­ся преж­де­вре­мен­но, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клет­ки, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам

5. К па­ле­он­то­ло­ги­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сят

 1) оста­ток тре­тье­го века у че­ло­ве­ка 2) от­пе­чат­ки рас­те­ний на пла­стах ка­мен­но­го угля

3) ока­ме­нев­шие остат­ки па­по­рот­ни­ков 4) рож­де­ние людей с гу­стым во­ло­ся­ным по­кро­вом на теле

5) коп­чик в ске­ле­те че­ло­ве­ка 6) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

6.Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­ма к окру­жа­ю­щей среде.

 1) воз­ник­но­ве­ние му­та­ции 2) вли­я­ние фак­то­ра внеш­ней среды

3) внеш­нее про­яв­ле­ние при­зна­ка 4) пе­ре­да­ча му­та­ции потом­ству

5) со­хра­не­ние и уси­ле­ние при­зна­ка есте­ствен­ным от­бо­ром 6) по­яв­ле­ние при­спо­соб­ле­ний

7. Из­вест­но, что кар­то­фель, или пас­лен клуб­не­нос­ный, — вид тра­вя­ни­стых рас­те­ний, важ­ней­шая про­до­воль­ствен­ная, тех­ни­че­ская и кор­мо­вая куль­ту­ра.

Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

 1) Кар­то­фель — тра­вя­ни­стое рас­те­ние с голым реб­ри­стым стеб­лем, не­пар­но­пе­ри­сты­ми ли­стья­ми, бе­лы­ми, ро­зо­вы­ми и фи­о­ле­то­вы­ми са­мо­опы­ля­ю­щи­ми­ся цвет­ка­ми.

2) Ро­ди­на кар­то­фе­ля — по­бе­ре­жье Чили и Перу.

3) Ев­ро­пей­цы не знали кар­то­фе­ля до 1565 года, до по­се­ще­ния Южной Аме­ри­ки ис­пан­ца­ми.

4) До конца XVII века кар­то­фель воз­де­лы­ва­ли как де­ко­ра­тив­ное рас­те­ние, бу­ке­та­ми из его цвет­ков укра­ша­ли при­чес­ки ко­ро­лев и пет­ли­цы кам­зо­лов при­двор­ных.

5) Из клуб­ней кар­то­фе­ля по­лу­ча­ют крах­мал, па­то­ку, спирт.

6) Кар­то­фель ис­поль­зу­ют и для от­кор­ма сель­ско­хо­зяй­ствен­ных жи­вот­ных.

8. Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, и ис­правь­те их.

1. Род­ство че­ло­ве­ка и жи­вот­ных под­твер­жда­ет­ся на­ли­чи­ем у них ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов. 2. Ру­ди­мен­ты – это при­зна­ки, край­не редко встре­ча­ю­щи­е­ся у че­ло­ве­ка, но име­ю­щи­е­ся у жи­вот­ных. 3. К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят зубы муд­ро­сти, ап­пен­дикс, обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка, по­лу­лун­ную склад­ку в угол­ке глаз. 4. Ата­виз­мы – это при­зна­ки воз­вра­та к при­зна­кам пред­ков. 5. В норме эти гены бло­ки­ру­ют­ся. 6. Они про­яв­ля­ют­ся при на­ру­ше­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка – фи­ло­ге­не­за. 7. При­ме­ра­ми ата­виз­мов слу­жат: мно­го­сос­ко­вость, рож­де­ние хво­ста­тых людей.

9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Поль­зу­ясь ри­сун­ком, опре­де­ли­те, какую форму от­бо­ра он ил­лю­стри­ру­ет. Ответ обос­нуй­те. Из­ме­нит­ся ли раз­мер ушей у зай­цев в про­цес­се эво­лю­ции под дей­стви­ем этой формы есте­ствен­но­го от­бо­ра, и при каких усло­ви­ях жизни этот отбор будет про­яв­лять­ся?



Контрольная работа «Эволюционное учение»

Вариант 2

1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) растения одного вида вытесняют друг друга

Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

В) семена погибают от сильных заморозков и засухи

Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

Д) люди, машины вытаптывают молодые растения

Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие



1) межвидовая

2) внутривидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции

Признак животного

Направление эволюции

А) редукция органов зрения у крота

Б) наличие присосок у печеночного сосальщика

В) возникновение теплокровности

Г) возникновение 4-х камерного сердца

Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня

Е) уплощенное тело камбалы



1) ароморфоз (арогенез)

2) идиоадаптация (аллогенез)

3) общая дегенерация (катагенез)

3. Установите соответствие между критериями вида и характеристиками животных

Признак животного

Критерии вида

А) жираф в высоту достигает 6 м

Б) язык синего кита весит до 4 тонн

В) самец комара питается нектаром

Г) птица-палач питается мышами, делает запасы на «черный день», накалывая мышей на шипы кустарника

Д) основная пища королевской кобры – другие змеи

Е) морские звезды обитают на морском дне, некоторые зарываются в ил



1) экологический

2) морфологический


4. Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие дви­жу­щую форму есте­ствен­но­го от­бо­ра.

 1) обес­пе­чи­ва­ет по­яв­ле­ние но­во­го вида 2) про­яв­ля­ет­ся в ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

3) со­вер­шен­ству­ет­ся при­спо­соб­лен­ность осо­бей к ис­ход­ной среде

4) вы­бра­ко­вы­ва­ют­ся особи с от­кло­не­ни­ем от нормы 5) воз­рас­та­ет чис­лен­ность осо­бей со сред­ним зна­че­ни­ем при­зна­ка 6) со­хра­ня­ют­ся особи с но­вы­ми при­зна­ка­ми

5. К сравнительно-анатоми­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сят

 1) оста­ток тре­тье­го века у че­ло­ве­ка 2) от­пе­чат­ки рас­те­ний на пла­стах ка­мен­но­го угля

3) ока­ме­нев­шие остат­ки па­по­рот­ни­ков 4) рож­де­ние людей с гу­стым во­ло­ся­ным по­кро­вом на теле

5) коп­чик в ске­ле­те че­ло­ве­ка 6) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

6. Ука­жи­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов гео­гра­фи­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния.

 1) рас­про­стра­не­ние при­зна­ка в по­пу­ля­ции 2) по­яв­ле­ние му­та­ций в новых усло­ви­ях жизни

3) про­стран­ствен­ная изо­ля­ция по­пу­ля­ций 4) отбор осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

5) об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида

7. Из­вест­но, что ши­пов­ник май­ский яв­ля­ет­ся ли­сто­пад­ным ку­стар­ни­ком, не­тре­бо­ва­тель­ным к почве. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

 1) Ши­пов­ник имеет не­сколь­ко ство­ли­ков, от­хо­дя­щих от об­ще­го ос­но­ва­ния. Все они по­кры­ты ост­ры­ми ши­па­ми, ко­то­рые за­щи­ща­ют рас­те­ние от по­еда­ния тра­во­яд­ны­ми жи­вот­ны­ми.

2) Может про­из­рас­тать на ска­ли­стых и гли­ни­стых об­ры­вах.

3) Ди­ко­рас­ту­щие ши­пов­ни­ки мо­ро­зо­устой­чи­вы и за­су­хо­устой­чи­вы.

4) Ли­стья ши­пов­ни­ка не­пар­но­пе­ри­стые, с 5-7 ли­сто­вы­ми пла­стин­ка­ми, осе­нью жел­те­ют и опа­да­ют.

5) Кор­не­вая си­сте­ма про­ни­ка­ет на глу­би­ну до 5 м.

6) Ши­пов­ник яв­ля­ет­ся пред­ком всех куль­тур­ных сор­тов роз, его масло ис­поль­зу­ет­ся в ме­ди­ци­не и пар­фю­ме­рии, плоды ши­пов­ни­ка яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком ви­та­ми­на С.

8. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны. Ис­правь­те их.

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность, плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая, про­стран­ствен­ная струк­ту­ра. 3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей био­сфе­ры. 4. По­пу­ля­ция — это эле­мен­тар­ная еди­ни­ца эво­лю­ции. 5. Ли­чин­ки раз­ных на­се­ко­мых, жи­ву­щие в прес­ном водоёме, пред­став­ля­ют собой по­пу­ля­цию.

9.Опре­де­лить, какой эво­лю­ци­он­ный про­цесс изоб­ра­жен на схеме, что яв­ля­ет­ся дви­жу­щи­ми си­ла­ми (фак­то­ра­ми) дан­но­го про­цес­са и какая форма есте­ствен­но­го от­бо­ра


Контрольная работа «Эволюционное учение»

Вариант 3

1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) плоды поедают птицы

Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи

В) растения гибнут от бактерий и вирусов

Г) растения вытесняют друг друга

Д) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных

Е) семена погибают в пустынях и Антарктиде



1) межвидовая

2) борьба с неблагоприятными условиями

3) внутривидовая

2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции

Признак животного

Направление эволюции

А) возникновение 4-х камерного сердца

Б) образование у китообразных ластов

В) возникновение полового размножения

Г) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики

Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь

Е) возникновение автотрофного способа питания



1) ароморфоз

2) общая дегенерация

3) идиоадаптация

3. Установите соответствие между формами естественного отбора и особенностями, которые для них характерны

Признак животного

Формы естественного отбора

А) контролирует функционирующие органы

Б) ведет к смене нормы реакции

В) изменяет среднее значение признака в сторону уменьшения или увеличения

Г) высокая эмбриональная смертность, которая отметает крайние варианты

Д) действует в изменяющихся условиях среды

Е) действует в постоянных условиях среды

Ж) сохраняет норму реакции признака



1) стабилизирующий

2) движущий


4. Вы­бе­ри­те при­ме­ры ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра.

 1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окрас­кой.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищ­ни­ка­ми.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней пло­до­ви­то­стью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся од­но­па­лой.

5) По­том­ки жи­вот­ных, ро­див­ши­е­ся преж­де­вре­мен­но, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клет­ки, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам.

5. К па­ле­он­то­ло­ги­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сят

 1) ископаемые кости животных 2) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

3) сходство зародышей позвоночных 4) рож­де­ние людей с гу­стым во­ло­ся­ным по­кро­вом на теле

5) коп­чик в ске­ле­те че­ло­ве­ка 6) ока­ме­нев­шие остат­ки па­по­рот­ни­ков

6. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствия дви­жу­щих сил эво­лю­ции.

1) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние 2) раз­мно­же­ние осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

3) по­яв­ле­ние в по­пу­ля­ции раз­но­об­раз­ных на­след­ствен­ных из­ме­не­ний

4) со­хра­не­ние пре­иму­ще­ствен­но осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми 5) фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­лен­но­сти к среде оби­та­ния

7Из­вест­но, что ав­стра­лий­ская ехид­на — яй­це­кла­ду­щее мле­ко­пи­та­ю­щее, до­бы­ва­ю­щее тер­ми­тов и му­ра­вьев своим длин­ным язы­ком. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

 1) Ехид­на весит до 5 кг и имеет раз­ме­ры до 50 см.

2) Ехид­ну впер­вые опи­са­ли в 1792 году, оши­боч­но при­чис­лив к му­ра­вье­дам.

3) Первую ехид­ну об­на­ру­жи­ли в му­ра­вей­ни­ке, где она своим длин­ным лип­ким язы­ком, вы­тя­ги­ва­ю­щим­ся на 18 см из узкой вы­тя­ну­той морды, ло­ви­ла му­ра­вьев.

4) Пе­ред­ние лапы ехид­ны уко­ро­че­ны, паль­цы снаб­же­ны мощ­ны­ми плос­ки­ми ког­тя­ми, при­спо­соб­лен­ны­ми для раз­ла­мы­ва­ния сте­нок тер­мит­ни­ков и рытья земли.

5) Ехид­на пе­ре­ме­ща­ет яйцо из кло­аки в вы­вод­ко­вую сумку, где име­ют­ся млеч­ные же­ле­зы без сос­ков, по­это­му де­те­ны­ши сли­зы­ва­ют мо­ло­ко с шер­сти ма­те­ри.

6) При опас­но­сти ехид­на сво­ра­чи­ва­ет­ся в шар, пряча живот и вы­став­ляя на­ру­жу ко­люч­ки.

8.Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны мел­кие адап­та­ци­он­ные из­ме­не­ния. 2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за фор­ми­ру­ют­ся новые виды в пре­де­лах одной груп­пы. 3.  Бла­го­да­ря эво­лю­ци­он­ным из­ме­не­ни­ям ор­га­низ­мы осва­и­ва­ют новые среды оби­та­ния. 4. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за про­изошёл выход жи­вот­ных на сушу. 5. К аро­мор­фо­зам также от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окрас­ку под цвет грун­та.

9.Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на ри­сун­ке?

В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и от­ли­чие? К каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сит­ся дан­ный при­мер?

Ука­жи­те че­ты­ре кри­те­рия.



Контрольная работа «Эволюционное учение»

Вариант 4

1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) плодами растений питаются птицы и млекопитающие

Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

В) семена погибают от сильных заморозков и засухи

Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

Д) люди, машины вытаптывают молодые растения

Е) растения одного вида вытесняют друг друга



1) внутривидовая

2)межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции

Признак животного

Направление эволюции

А) редукция органов зрения у крота

Б) возникновение 4-х камерного сердца

В) наличие присосок у печеночного сосальщика

Г) возникновение теплокровности

Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня

Е) уплощенное тело камбалы



1) общая дегенерация

2) ароморфоз

3) идиоадаптация

3. Установите соответствие между критериями вида и характеристиками животных

Признак животного

Критерии вида

А) самец комара питается нектаром

Б) морские звезды обитают на морском дне, некоторые зарываются в ил

В) основная пища королевской кобры – другие змеи

Г) птица-палач питается мышами, делает запасы на «черный день», накалывая мышей на шипы кустарника

Д) жираф в высоту достигает 6 м

Е) язык синего кита весит до 4 тонн



1) морфологический

2) экологический


4. Ста­би­ли­зи­ру­ю­щая форма есте­ствен­но­го от­бо­ра про­яв­ля­ет­ся в

 1) по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды 2) из­ме­не­нии сред­ней нормы ре­ак­ции

3) со­хра­не­нии при­спо­соб­лен­ных осо­бей в ис­ход­ной среде оби­та­ния

4) вы­бра­ко­вы­ва­нии осо­бей с от­кло­не­ни­ем от нормы 5) со­хра­не­нии осо­бей с му­та­ци­я­ми

6) со­хра­не­нии особи с но­вы­ми фе­но­ти­па­ми

5. К сравнительно-анатоми­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сят

1) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди 2) оста­ток тре­тье­го века у че­ло­ве­ка

3) сходство материковой и островной фауны 4) многососковость

5) коп­чик в ске­ле­те че­ло­ве­ка 6) ока­ме­нев­шие остат­ки па­по­рот­ни­ков

6.Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов из­ме­не­ния окрас­ки кры­льев у ба­боч­ки бе­ре­зо­вой пя­де­ни­цы в про­цес­се эво­лю­ции.

 1) со­хра­не­ние тем­ных ба­бо­чек в ре­зуль­та­те от­бо­ра

2) из­ме­не­ние окрас­ки ство­лов берез вслед­ствие за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды

3) раз­мно­же­ние тем­ных ба­бо­чек, со­хра­не­ние в ряде по­ко­ле­ний тем­ных осо­бей

4) уни­что­же­ние свет­лых ба­бо­чек пти­ца­ми

5) из­ме­не­ние через не­ко­то­рое время окрас­ки осо­бей в по­пу­ля­ции со свет­лой на тем­ную

7. Из­вест­но, что под­сол­неч­ник мас­лич­ный — важ­ней­шее пи­ще­вое, кор­мо­вое, тех­ни­че­ское рас­те­ние.

Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Под­сол­неч­ник яв­ля­ет­ся од­но­лет­ним тра­вя­ни­стым рас­те­ни­ем.

2) Ро­ди­на под­сол­неч­ни­ка — Мек­си­ка, где его на­зы­ва­ли «цвет­ком солн­ца». По­это­му под­сол­неч­ник теп­ло­лю­би­вая куль­ту­ра и сеять его нужно вес­ной, когда почва про­гре­ет­ся до 8-12 °С.

3) Со­цве­тие под­сол­неч­ни­ка — кор­зин­ка, плод-се­мян­ка.

4) Под­сол­неч­ное масло идет в пищу, на из­го­тов­ле­ние мар­га­ри­на, из тер­тых семян по­лу­ча­ют халву.

5) Из стеб­лей и ли­стьев под­сол­неч­ни­ка про­из­во­дят силос и сенаж — корма для тра­во­яд­ных жи­вот­ных. Так же ис­поль­зу­ют жмыхи, оста­ю­щи­е­ся после вы­жи­ма­ния масла.

6) Из под­сол­неч­ни­ка можно де­лать бу­ма­гу, мыло, ла­ко­кра­соч­ные ма­те­ри­а­лы.

8.Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. По­пу­ля­ции од­но­го и того же вида от­но­си­тель­но изо­ли­ро­ва­ны друг от друга. 3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей вида. 4. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся дви­жу­щей силой эво­лю­ции. 5. Ли­чин­ки ко­ма­ров, жи­ву­щие в мел­кой луже, пред­став­ля­ют собой по­пу­ля­цию.

9.На­зо­ви­те путь эво­лю­ции, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке циф­рой 1. К чему при­во­дит дан­ный путь эво­лю­ции, при­ве­ди­те не менее трех его при­ме­ров, ха­рак­тер­ные для клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие.





Ответы к контрольной работе «Эволюционное учение» 11 класс

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

233122

213331

121312

223331

2

121123

321132

131231

123213

3

1122122

221111

1221211

222211

4

235

126

235

134

5

236

145

126

245

6

214356

32415

31425

24135

7

156

124

345

456

Ответы к заданиям 8-10

Вариант

№ задания

Ответы













1



8

2. Рудименты – органы, утратившие своё значение

3. Обильный волосяной покров на теле человека относится не к рудиментам, а к атавизмам.

6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – онтогенеза.



9

На рисунке показана стабилизирующая форма естественного отбора, так как преобладают особи со средним значением признака. Длина ушей зайца не изменится. Отбор будет эффективен в постоянных (стабильных) условиях среды.

















2







8

1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида.

3. Популяция является структурной единицей вида.

5.Личинки разных насекомых, живущих в одном водоёме, представляют собой сообщество, а популяция – совокупность особей одного вида.





9

1)На схеме показана дивергенция – процесс постепенного расхождения признаков у родственных групп организмов.

2)Движущими силами процесса являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

3)Форма естественного отбора, сохраняющая особей с новыми признаками – движущая.







3







8

1.Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны крупные морфофизиологические изменения.

2.В результате ароморфоза формируются новые классы.

5. Формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската является идиоадаптацией.





9

1)На рисунке изображены гомологичные органы.

2) Их сходство состоит в том, что они имеют единое происхождение и сходное строение, различие – в функциях (нога водоплавающей птицы и роющая конечность крота).

3)Данный пример относится сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.

















4







8

1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида.

4. Популяция является элементарной единицей эволюции.

5. Личинки комаров, живущих в мелкой луже, не представляют собой популяцию, так как они могут относиться к разным видам.







9

1) На ри­сун­ке циф­рой 1 обо­зна­че­на схема аро­мор­фо­за.

2) Аро­мор­фоз — про­грес­сив­ное эво­лю­ци­он­ное из­ме­не­ние стро­е­ния, при­во­дя­щее к об­ще­му по­вы­ше­нию уров­ня ор­га­ни­за­ции ор­га­низ­мов. 3) При­меры аро­мор­фо­за у мле­ко­пи­та­ю­щих:

— воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие шёрст­но­го по­кро­ва;

— жи­во­рож­де­ние и за­бо­та о потом­стве;

— раз­ви­тие коры го­лов­но­го мозга;- диф­фе­рен­ци­ров­ка зубов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эволюционное учение

Автор: Петрова Лариса Александровна

Дата: 28.02.2025

Номер свидетельства: 665972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Эволюция.Развитие эволюционных учений. "
    ["seo_title"] => string(46) "evoliutsiia-razvitiie-evoliutsionnykh-uchienii"
    ["file_id"] => string(6) "137491"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417359356"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Тест по теме "Эволюционное учение" "
    ["seo_title"] => string(41) "tiest-po-tiemie-evoliutsionnoie-uchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "171881"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423737585"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок по биологии "Развитие эволюционного учения" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-biologhii-razvitiie-evoliutsionnogho-uchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "209864"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431333352"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "интерактивный тест "Эволюционное учение""
    ["seo_title"] => string(46) "intieraktivnyi_tiest_evoliutsionnoie_uchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "370047"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1481810802"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Терминологический диктант по теме "Эволюционное учение". Биология. 9 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "tierminologhichieskii_diktant_po_tiemie_evoliutsionnoie_uchieniie_biologhiia_9_k"
    ["file_id"] => string(6) "398208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1488818958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства