5) сохранение и усиление признака естественным отбором 6) появление приспособлений
7. Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.
9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?
Контрольная работа «Эволюционное учение»
Вариант 2
1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
Форма борьбы за существование
А) растения одного вида вытесняют друг друга
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие
1) межвидовая
2) внутривидовая
3) борьба с неблагоприятными условиями
2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции
Признак животного
Направление эволюции
А) редукция органов зрения у крота
Б) наличие присосок у печеночного сосальщика
В) возникновение теплокровности
Г) возникновение 4-х камерного сердца
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)
3) общая дегенерация (катагенез)
3. Установите соответствие между критериями вида и характеристиками животных
Признак животного
Критерии вида
А) жираф в высоту достигает 6 м
Б) язык синего кита весит до 4 тонн
В) самец комара питается нектаром
Г) птица-палач питается мышами, делает запасы на «черный день», накалывая мышей на шипы кустарника
Д) основная пища королевской кобры – другие змеи
Е) морские звезды обитают на морском дне, некоторые зарываются в ил
1) экологический
2) морфологический
4. Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора.
1) обеспечивает появление нового вида 2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы 5) возрастает численность особей со средним значением признака 6) сохраняются особи с новыми признаками
5. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят
1) остаток третьего века у человека 2) отпечатки растений на пластах каменного угля
3) окаменевшие остатки папоротников 4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5) копчик в скелете человека 6) филогенетический ряд лошади
1) распространение признака в популяции 2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций 4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида
7. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.
2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 5-7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.
5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.
6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
8. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция — это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.
9.Определить, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора
Контрольная работа «Эволюционное учение»
Вариант 3
1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
Форма борьбы за существование
А) плоды поедают птицы
Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи
В) растения гибнут от бактерий и вирусов
Г) растения вытесняют друг друга
Д) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных
Е) семена погибают в пустынях и Антарктиде
1) межвидовая
2) борьба с неблагоприятными условиями
3) внутривидовая
2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции
Признак животного
Направление эволюции
А) возникновение 4-х камерного сердца
Б) образование у китообразных ластов
В) возникновение полового размножения
Г) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики
Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь
Е) возникновение автотрофного способа питания
1) ароморфоз
2) общая дегенерация
3) идиоадаптация
3. Установите соответствие между формами естественного отбора и особенностями, которые для них характерны
Признак животного
Формы естественного отбора
А) контролирует функционирующие органы
Б) ведет к смене нормы реакции
В) изменяет среднее значение признака в сторону уменьшения или увеличения
Г) высокая эмбриональная смертность, которая отметает крайние варианты
Д) действует в изменяющихся условиях среды
Е) действует в постоянных условиях среды
Ж) сохраняет норму реакции признака
1) стабилизирующий
2) движущий
4. Выберите примеры стабилизирующей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Потомки животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
5. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) ископаемые кости животных 2) филогенетический ряд лошади
3) сходство зародышей позвоночных 4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5) копчик в скелете человека 6) окаменевшие остатки папоротников
6. Установите последовательность действия движущих сил эволюции.
1) борьба за существование 2) размножение особей с полезными изменениями
3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями 5) формирование приспособленности к среде обитания
7. Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
8.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
9.Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Какие органы изображены на рисунке?
В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример?
Укажите четыре критерия.
Контрольная работа «Эволюционное учение»
Вариант 4
1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
Форма борьбы за существование
А) плодами растений питаются птицы и млекопитающие
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) растения одного вида вытесняют друг друга
1) внутривидовая
2)межвидовая
3) борьба с неблагоприятными условиями
2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции
Признак животного
Направление эволюции
А) редукция органов зрения у крота
Б) возникновение 4-х камерного сердца
В) наличие присосок у печеночного сосальщика
Г) возникновение теплокровности
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
1) общая дегенерация
2) ароморфоз
3) идиоадаптация
3. Установите соответствие между критериями вида и характеристиками животных
Признак животного
Критерии вида
А) самец комара питается нектаром
Б) морские звезды обитают на морском дне, некоторые зарываются в ил
В) основная пища королевской кобры – другие змеи
Г) птица-палач питается мышами, делает запасы на «черный день», накалывая мышей на шипы кустарника
Д) жираф в высоту достигает 6 м
Е) язык синего кита весит до 4 тонн
1) морфологический
2) экологический
4. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1) постоянных условиях среды 2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонением от нормы 5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особи с новыми фенотипами
5. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят
1) филогенетический ряд лошади 2) остаток третьего века у человека
3) сходство материковой и островной фауны 4) многососковость
5) копчик в скелете человека 6) окаменевшие остатки папоротников
6.Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.
1) сохранение темных бабочек в результате отбора
2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
4) уничтожение светлых бабочек птицами
5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
2) Родина подсолнечника — Мексика, где его называли «цветком солнца». Поэтому подсолнечник теплолюбивая культура и сеять его нужно весной, когда почва прогреется до 8-12 °С.
4) Подсолнечное масло идет в пищу, на изготовление маргарина, из тертых семян получают халву.
5) Из стеблей и листьев подсолнечника производят силос и сенаж — корма для травоядных животных. Так же используют жмыхи, остающиеся после выжимания масла.
6) Из подсолнечника можно делать бумагу, мыло, лакокрасочные материалы.
8.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
9.Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие.
Ответы к контрольной работе «Эволюционное учение» 11 класс
№ задания
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
1
233122
213331
121312
223331
2
121123
321132
131231
123213
3
1122122
221111
1221211
222211
4
235
126
235
134
5
236
145
126
245
6
214356
32415
31425
24135
7
156
124
345
456
Ответы к заданиям 8-10
Вариант
№ задания
Ответы
1
8
2. Рудименты – органы, утратившие своё значение
3. Обильный волосяной покров на теле человека относится не к рудиментам, а к атавизмам.
6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – онтогенеза.
9
На рисунке показана стабилизирующая форма естественного отбора, так как преобладают особи со средним значением признака. Длина ушей зайца не изменится. Отбор будет эффективен в постоянных (стабильных) условиях среды.
2
8
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5.Личинки разных насекомых, живущих в одном водоёме, представляют собой сообщество, а популяция – совокупность особей одного вида.
9
1)На схеме показана дивергенция – процесс постепенного расхождения признаков у родственных групп организмов.
2)Движущими силами процесса являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
3)Форма естественного отбора, сохраняющая особей с новыми признаками – движущая.
3
8
1.Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны крупные морфофизиологические изменения.
2.В результате ароморфоза формируются новые классы.
5. Формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската является идиоадаптацией.
9
1)На рисунке изображены гомологичные органы.
2) Их сходство состоит в том, что они имеют единое происхождение и сходное строение, различие – в функциях (нога водоплавающей птицы и роющая конечность крота).
3)Данный пример относится сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.
4
8
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида.
4. Популяция является элементарной единицей эволюции.
5. Личинки комаров, живущих в мелкой луже, не представляют собой популяцию, так как они могут относиться к разным видам.
9
1) На рисунке цифрой 1 обозначена схема ароморфоза.
2) Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. 3) Примеры ароморфоза у млекопитающих:
— возникновение и развитие шёрстного покрова;