Запоминание биологических терминов - процесс творческий
Запоминание биологических терминов - процесс творческий
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Чтобы не потерять интерес ребят к биологии и сделать работу с биологическими терминами интересной и увлекательной, а запоминание их активным, творческим процессом, я использую различные приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Запоминание биологических терминов - процесс творческий »
Запоминание биологических терминов – процесс творческий
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Однако механическое запоминание, т. е. «зазубривание» редко приводит к чему-нибудь хорошему. Такая непродуктивная работа вместо интереса к предмету вызывает в лучшем случае терпимое отношение к нему, как к чему-нибудь нудному, но обязательному. Боясь потерять интерес ребят к биологии, часто задумываюсь над тем, как работу с биологическими терминами сделать интересной и увлекательной, а запоминание их активным, творческим процессом. Для этого я использую следующие приемы.
I. Начала я с того, что стала вместе с учащимися переводить термины, искать общие корни в словах. Это помогло сделать запоминание осмысленным. Так, например, термин «сперматозоид» образован от слов сперма – семя и греч.zoon – живое существо. Таким образом, получается – живое семя. Встречающаяся часть сложных слов гомо…- от греч. homos – равный, одинаковый, взаимный, общий обозначает равенство, единство. Однородность, например: гомология, гомогаметность и др.
При каждой новой «встрече» со знакомыми корнями и другими частями слов вспоминаются ранее изученные термины, проводятся аналогии. Что способствует осмысленному запоминанию терминов.
II. Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов. В таких типах заданий должно быть 4 – 5 вариантов ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов довольно высока вероятность слу – чайного угадывания. При этом нужно иметь в виду, что каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся. Перед серией таких заданий необходимо проводить инструктаж по их выполнению.
Задание: из предложенного перечня выберите правильный ответ (выделен курсивом).
А. Клетка выполняет функции живого организма у:
1. Медузы.
2. Белой планарии.
3. Инфузории – туфельки.
4. Пресноводной гидры.
Б. Синтез белка в клетке осуществляют:
1. Аппарат Гольджи.
2. Рибосомы.
3. Митохондрии.
4. Лизосомы.
III. Задания на соответствие. Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием (термином) и его содержанием. В левой графе таблицы перечислены 3 – 5 понятий, формул, определений и т. п., пронумерованных цифрами, справа – желательно в два раза большее число ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце.
Примеры заданий:
Виды РНК
Функции РНК
1. иРНК
2. рРНК
3. тРНК
А. Являются главным носителем генетической информации
Б. Переносят необходимые аминокислоты к месту синтеза белка – к рибосоме
В. Являются основой структуры рибосомы
Г. Обеспечивают окончание синтеза белка
Д. Переносят информацию о структуре белка с ДНК на рибосому
Е. Являются основой структуры хромосомы.
Ответ: 1-Д, 2-В, 3-Б.
Уровни организации белков
Определения
1.Первичная
2.Вторичная
3.Третичная
А. Конформация полипептидной цепи в трехмерном пространстве
Б. Конфигурация полипептидной цепи
В. Последовательность аминокислот в белке
Г. Конформация соседних участков полипептидной цепи
Д. Конфигурация соседних участков белка
Е. Способ пространственной укладки отдельных цепей
Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А.
Задания на соответствие могут быть несколько расширены, когда одному понятию соответствует несколько определений.
Системы органов животных
Функции систем органов
1. Покровная
2. Опоры и движения
3 Пищеварительная
4. Кровеносная
5. Дыхательная
6. Выделительная
7. Половая
8. Эндокринная
9. Нервная
А. Обеспечивает поступление в организм кислорода
Б. Доставляет кислород к клеткам тела
В. Осуществляет механическую обработку пищи
Д. Препятствует проникновению в организм микробов и ядовитых веществ, обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность
Е. Обеспечивает движение
Ж. Выполняет защитную функцию
З. Переносит углекислый газ к легким
И. Транспортирует питательные вещества, гомоны и витамины
К. Обеспечивает удаление из организма углекислого газа
Л. Удаляет жидкие продукты обмена
М. Регулирует и согласовывает деятельность всех систем организма
Н. Устанавливает связь организма и среды
О. Осуществляет химическое расщепление органических веществ пищи на более простые.
VI. Задания на установление правильной последовательности целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например:
Задание: определите последовательность цикла развития насекомого с полным превращением. В пустой квадратик перед названием стадии развития впишите цифру, соответствующую правильной очередности прохождения стадий.
куколка
личинка
яйцо
взрослое насекомое
Ответ: 3; 2; 1; 4;
V. Задания, в которых ответ конструирует сам ученик. При формировании таких заданий ответы должны содержать 1-2 слова, числа, формулы и т. п. Предполагаемый ответ должен быть точным и кратким.
Задание: в предлагаемые ниже формулировки вставьте пропущенные термины.
1. Связь, с помощью которой соединяются аминокислоты в белке, называют….. (ответ: пептидной)
2. Органические соединения, главным отличительным признаком которых является их способность не растворяться в воде, называются…..(ответ: липиды).
При расширении подобных заданий можно составить тексты по какой-либо определенной теме.
3. Вставьте пропущенные слова в текст о строении головного мозга: «Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около __________и длиной около ___________. Он начинается от________ и расположен внутри ___________. На передней и задней сторонах головного мозга имеются две глубокие ________, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий _________, проходящий по всей его длине. Он заполнен ___________ жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено _________, оно образовано __________ нервных клеток. Серое вещество расположено ___________ спинного мозга и представлено __________ нервных клеток. Спинной мозг состоит из __________ сегмента. От каждого из них отходит пара _________. Начинаются они двумя _________ - передним и задним. В передних _______ проходят ___________ волокна, а в задних _________волокна.
VI. Задания с исключением лишнего понятия.
Задание: из предложенных 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню.
Гортань, трахея, кишечник, бронхи, легкие. (Лишний термин – кишечник)
Лейкоциты, лимфоциты, остеоциты, эритроциты, тромбоциты.(Лишний термин – остеоциты)
VII. Задания на выявление общих закономерностей.
Учащимся предлагаются 2-3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.
3. Кровь – кость.(Ответ: кровяные клетки формируются в головном мозге.)
VIII. Терминологические диктанты.
Учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его.
Примеры заданий:
Органоид – это…
Клетка – это…
Ткань – это…
Орган – это…
Система органов – это…
Комплиментарность – это…
Репликация – это…
Антипараллельность – это…
Митоз – это…
IX. С целью запоминания определения понятий и правильности их написания использую кроссворды и чайнворды. Наиболее эффективно составление кроссвордов самими школьниками. Такая работа требует знания терминов, умения ориентироваться в справочной литературе. А также творческого процесса конструирования и оформления сетки кроссворда. Лучшие кроссворды по теме используются на зачетных уроках.
Каждая из рассмотренных в этой статье форм работы по формированию понятий имеет свои достоинства и недостатки. Их выбор зависит от специфики учебной дисциплины, от цели применения знаний (текущий, итоговый контроль), ну и, конечно же, от личного потенциала учителя, его способности использовать на своих уроках самые разнообразные варианты и их комбинации.