kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Запоминание биологических терминов - процесс творческий

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Чтобы не  потерять интерес ребят к биологии и сделать  работу с биологическими терминами  интересной и увлекательной, а запоминание их активным, творческим процессом, я использую различные приемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Запоминание биологических терминов - процесс творческий »

Запоминание биологических терминов – процесс творческий


Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Однако механическое запоминание, т. е. «зазубривание» редко приводит к чему-нибудь хорошему. Такая непродуктивная работа вместо интереса к предмету вызывает в лучшем случае терпимое отношение к нему, как к чему-нибудь нудному, но обязательному. Боясь потерять интерес ребят к биологии, часто задумываюсь над тем, как работу с биологическими терминами сделать интересной и увлекательной, а запоминание их активным, творческим процессом. Для этого я использую следующие приемы.

I. Начала я с того, что стала вместе с учащимися переводить термины, искать общие корни в словах. Это помогло сделать запоминание осмысленным. Так, например, термин «сперматозоид» образован от слов сперма – семя и греч.zoon – живое существо. Таким образом, получается – живое семя. Встречающаяся часть сложных слов гомо…- от греч. homos – равный, одинаковый, взаимный, общий обозначает равенство, единство. Однородность, например: гомология, гомогаметность и др.

При каждой новой «встрече» со знакомыми корнями и другими частями слов вспоминаются ранее изученные термины, проводятся аналогии. Что способствует осмысленному запоминанию терминов.


II. Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов. В таких типах заданий должно быть 4 – 5 вариантов ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов довольно высока вероятность слу – чайного угадывания. При этом нужно иметь в виду, что каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся. Перед серией таких заданий необходимо проводить инструктаж по их выполнению.

Задание: из предложенного перечня выберите правильный ответ (выделен курсивом).

А. Клетка выполняет функции живого организма у:

1. Медузы.

2. Белой планарии.

3. Инфузории – туфельки.

4. Пресноводной гидры.

Б. Синтез белка в клетке осуществляют:

1. Аппарат Гольджи.

2. Рибосомы.

3. Митохондрии.

4. Лизосомы.


III. Задания на соответствие. Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием (термином) и его содержанием. В левой графе таблицы перечислены 3 – 5 понятий, формул, определений и т. п., пронумерованных цифрами, справа – желательно в два раза большее число ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце.


Примеры заданий:


Виды РНК

Функции РНК

1. иРНК

2. рРНК

3. тРНК

А. Являются главным носителем генетической информации

Б. Переносят необходимые аминокислоты к месту синтеза белка – к рибосоме

В. Являются основой структуры рибосомы

Г. Обеспечивают окончание синтеза белка

Д. Переносят информацию о структуре белка с ДНК на рибосому

Е. Являются основой структуры хромосомы.

Ответ: 1-Д, 2-В, 3-Б.

Уровни организации белков

Определения

1.Первичная

2.Вторичная

3.Третичная

А. Конформация полипептидной цепи в трехмерном пространстве

Б. Конфигурация полипептидной цепи

В. Последовательность аминокислот в белке

Г. Конформация соседних участков полипептидной цепи

Д. Конфигурация соседних участков белка

Е. Способ пространственной укладки отдельных цепей











Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А.


Задания на соответствие могут быть несколько расширены, когда одному понятию соответствует несколько определений.


Системы органов животных


Функции систем органов

1. Покровная

2. Опоры и движения

3 Пищеварительная

4. Кровеносная

5. Дыхательная

6. Выделительная

7. Половая

8. Эндокринная

9. Нервная


А. Обеспечивает поступление в организм кислорода

Б. Доставляет кислород к клеткам тела

В. Осуществляет механическую обработку пищи

Д. Препятствует проникновению в организм микробов и ядовитых веществ, обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность

Е. Обеспечивает движение

Ж. Выполняет защитную функцию

З. Переносит углекислый газ к легким

И. Транспортирует питательные вещества, гомоны и витамины

К. Обеспечивает удаление из организма углекислого газа

Л. Удаляет жидкие продукты обмена

М. Регулирует и согласовывает деятельность всех систем организма

Н. Устанавливает связь организма и среды

О. Осуществляет химическое расщепление органических веществ пищи на более простые.


Ответ: 1-Д, Ж; 2-Е; 3-В,О; 4–Б,З,И; 5– А,К; 6– Л; 7– Г; 8-М; 9-М,Н.


VI. Задания на установление правильной последовательности целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например:

Задание: определите последовательность цикла развития насекомого с полным превращением. В пустой квадратик перед названием стадии развития впишите цифру, соответствующую правильной очередности прохождения стадий.

  • куколка

  • личинка

  • яйцо

  • взрослое насекомое

Ответ: 3; 2; 1; 4;


V. Задания, в которых ответ конструирует сам ученик. При формировании таких заданий ответы должны содержать 1-2 слова, числа, формулы и т. п. Предполагаемый ответ должен быть точным и кратким.

Задание: в предлагаемые ниже формулировки вставьте пропущенные термины.

1. Связь, с помощью которой соединяются аминокислоты в белке, называют….. (ответ: пептидной)

2. Органические соединения, главным отличительным признаком которых является их способность не растворяться в воде, называются…..(ответ: липиды).

При расширении подобных заданий можно составить тексты по какой-либо определенной теме.

3. Вставьте пропущенные слова в текст о строении головного мозга: «Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около __________и длиной около ___________. Он начинается от________ и расположен внутри ___________. На передней и задней сторонах головного мозга имеются две глубокие ________, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий _________, проходящий по всей его длине. Он заполнен ___________ жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено _________, оно образовано __________ нервных клеток. Серое вещество расположено ___________ спинного мозга и представлено __________ нервных клеток. Спинной мозг состоит из __________ сегмента. От каждого из них отходит пара _________. Начинаются они двумя _________ - передним и задним. В передних _______ проходят ___________ волокна, а в задних _________волокна.


VI. Задания с исключением лишнего понятия.

Задание: из предложенных 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню.

  1. Гортань, трахея, кишечник, бронхи, легкие. (Лишний термин – кишечник)

  2. Лейкоциты, лимфоциты, остеоциты, эритроциты, тромбоциты.(Лишний термин – остеоциты)


VII. Задания на выявление общих закономерностей.

Учащимся предлагаются 2-3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

1. Аксон – дендрит. (Ответ: отростки нейрона.)

2. Митохондрии – рибосомы. (Ответ: органоиды клетки.)

3. Кровь – кость.(Ответ: кровяные клетки формируются в головном мозге.)


VIII. Терминологические диктанты.

Учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его.

Примеры заданий:

Органоид – это…

Клетка – это…

Ткань – это…

Орган – это…

Система органов – это…

Комплиментарность – это…

Репликация – это…

Антипараллельность – это…

Митоз – это…


IX. С целью запоминания определения понятий и правильности их написания использую кроссворды и чайнворды. Наиболее эффективно составление кроссвордов самими школьниками. Такая работа требует знания терминов, умения ориентироваться в справочной литературе. А также творческого процесса конструирования и оформления сетки кроссворда. Лучшие кроссворды по теме используются на зачетных уроках.

Каждая из рассмотренных в этой статье форм работы по формированию понятий имеет свои достоинства и недостатки. Их выбор зависит от специфики учебной дисциплины, от цели применения знаний (текущий, итоговый контроль), ну и, конечно же, от личного потенциала учителя, его способности использовать на своих уроках самые разнообразные варианты и их комбинации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Запоминание биологических терминов - процесс творческий

Автор: Порсева Зоя Ивановна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методическая разработка занятия на тему: "Деление клетки - митоз" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-na-tiemu-dielieniie-klietki-mitoz"
    ["file_id"] => string(6) "232834"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442931786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства