kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия на тему: "Деление клетки - митоз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия на тему: "Деление клетки - митоз"

Цели по содержанию:

  • образовательные –  актуализировать знания учащихся о строении и функциях хромосом, способах  деления клетки (митозе, амитозе, мейозе), процессах интерфазы; формировать знания о механизмах клеточного деления (митозе, амитозе) и их биологической роли; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза; закрепить знакомые понятия и термины по данной теме и формировать новые;
  • развивающие – способствовать формированию интеллектуальных умений: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и сравнивать, выделять главное, делать выводы, расположить учащихся к размышлению, поиску ответов; продолжить развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся; развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
  • воспитательные – продолжить формирование познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств учащихся; подвести к выводам о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами.

    Тип занятия: объяснительная лекция-беседа (изучение нового материала и первичное закрепление).

    Методы обучения: частично поисковый, проблемный, объяснительный, наглядный,   репродуктивный (устное изложение информации, поддержание внимания, активизация мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, аргументации, систематизации, обобщения).

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия на тему: "Деление клетки - митоз" »

Частное профессиональное образовательное учреждение

«Пятигорский техникум экономики

и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)















Методическая разработка занятия

«Деление клетки - митоз»

по дисциплине

«Биология»











Преподаватель высшей квалификационной категории: М.В. Комарова











Пятигорск 2014 год.





Занятие 12. Деление клетки. Митоз. (2 ч.)

Дидактическая цель занятия: создать условия для формирования знаний о значении деления клетки, для размножения, роста и развития организмов; о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза; о механизме, обеспечивающим постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;

Цели по содержанию:

  • образовательные – актуализировать знания учащихся о строении и функциях хромосом, способах деления клетки (митозе, амитозе, мейозе), процессах интерфазы; формировать знания о механизмах клеточного деления (митозе, амитозе) и их биологической роли; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза; закрепить знакомые понятия и термины по данной теме и формировать новые;

  • развивающие – способствовать формированию интеллектуальных умений: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и сравнивать, выделять главное, делать выводы, расположить учащихся к размышлению, поиску ответов; продолжить развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся; развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

  • воспитательные – продолжить формирование познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств учащихся; подвести к выводам о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;

Оборудование: Таблица « Митоз»

Оформление классной доски:

Название темы занятия

Схема митоза

План лекции

Таблица с перечнем митотических фаз

Задания для работы по карточкам

Перечень новых терминов

Домашнее задание

Тип занятия: объяснительная лекция-беседа (изучение нового материала и первичное закрепление).

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, объяснительный, наглядный, репродуктивный (устное изложение информации, поддержание внимания, активизация мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, аргументации, систематизации, обобщения).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения:

  1. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология:10-11 классы – «Дрофа» 2007 г. стр. 167-173.
  2. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров Общая биология: Учебник для средних специальных профессиональных учебных заведений – М «Высшая школа», 2007 г. стр.68-73











Виды деятельности преподавателя и учащихся на этапах занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной обстановки в группе, проверка готовности рабочего места студента

Приветствие преподавателя, проверка готовности рабочего места, настраивание на учебную деятельность

Сообщение темы занятия.

Учебно-познавательная мотивация (Вызов)

Сообщает тему занятия, знакомит с планом занятия.

Обращает внимание учащихся на значимость темы, ее связь с темами «Размножение организмов», «Генетика»; важность темы для формирования мировоззрения и понимания основных жизненных процессов.


Записывают тему в тетрадь

Осознают значимость темы и необходимость активной познавательной деятельности на занятии

Актуализация и контроль знаний

(Афиширование)

Предлагает и распределяет задания, корректирует устные ответы студентов (работа по карточкам у доски, синквейны к терминам: клетка, белок, хромосома).


Выполняют задания, отвечают на вопросы

Постановка учебной задачи занятия

(Индукция, разрыв)

Создание проблемной ситуации. Для этого преподаватель предлагает ответить на вопросы: Почему митоз непрямое деление клетки? Каким образом достигается образование двух дочерних клеток с таким же наследственным материалом, как у материнской клетки?

Знакомит с планом лекции.

Вместе с преподавателем определяют цели и задачи занятия

Записывают план лекции

Изучение нового материала

(осмысление, социализация, афиширование)

Объясняет новый материал, контролирует работу учащихся.


Предлагает зарисовать каждую фазу митоза в соответствующей графе таблицы (самостоятельная работа), определить (работа в парах) главное в каждой фазе митоза, сформулировать биологическое значение митоза, составить синквейны к терминам митоз и амитоз; консультирует, проверяет результаты работы, корректирует ответы.

Вникают в объяснение, записывают информацию в тетрадях, зарисовывают фазы митоза. Работают в парах: выделяют главное, обобщают, формулируют, обсуждают, составляют синквейны.

Подведение итогов занятия, обобщение, выводы.

(Рефлексия)

1. Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали, достигли поставленных задач или нет?

2. Проведение тестирования

3. Подводит итоги занятия, оценивает работу студентов.

Построение логической схемы: интерфаза, митоз, митотический цикл, анафаза, профаза, метафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез.

Анализируют записи в тетради, формулируют выводы.

Отвечают на вопросы




Выполняют тест

Домашнее задание

I уровень: изучи текст лекции (тетрадь), учебники: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология:10-11 классы – «Дрофа» 2007 г. стр. 167-173.; С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров Общая биология: Учебник для средних специальных профессиональных учебных заведений – М «Высшая школа», 2007 г. стр.68-73)

Задание 1. Перескажи текст.

Задание 2. Перечисли основные термины и понятия.

Задание 3.Назови основные фазы митоза.

II уровень: Задание 1. Приведи примеры клеток делящихся путем митоза и амитоза.

Задание 2. Приведи примеры факторов, влияющих на изменение хода митоза.

III уровень: Задание 1. Самостоятельно найди источники информации и подготовь реферат (сообщение) по темам: «Половое размножение», «Бесполое размножение».

Составить синквейны к терминам: генетический код, размножение, гамета, бесполое размножение, половое размножение (по желанию).

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии преподавателя


Ход занятия

  1. Оргмомент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной обстановки в группе, проверка готовности рабочего места студента.

II. Сообщение темы занятия, мотивация учебной деятельности

Для мотивации учебной деятельности преподаватель может подчеркнуть значимость темы информацией:

Американские ученые Элизабет Блэкберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак удостоены в 2009 г. Нобелевской премии в области медицины и физиологии за открытие механизма защиты хромосом теломерами и энзимами теломеразы. Теломеры - концевые участки хромосом, которые защищают ее. При каждом делении клетки теломеры укорачивается. Когда теломера "заканчиваются", клетка умирает, что является одним из важнейших механизмов старения организма в целом.

Гипотезу о существовании такого механизма впервые выдвинул в 1971-м советский учёный Алексей Оловников.

В решении шведской Королевской академии наук отмечается, что Нобелевским лауреатам этого года удалось решить одну из крупных проблем в биологии - установить, как клетки воспроизводят себя в процессе деления и как осуществляется их защита от деградации.

Научная работа, удостоенная премии, имеет большое значение для поиска новых путей лечения рака и понимания процесса старения организма, отмечает Королевская академия. Исследователям удалось расшифровать структуру энзима теломеразы, играющего важную роль в образовании злокачественных опухолей. Ученые полагают, что их открытие поможет разработке новых лекарств, способных остановить рост и развитие раковых опухолей.

III. Актуализация и контроль знаний

  1. Задания по карточкам у доски – 3 человека (Приложение)

  2. Проверка подготовленных дома синквейнов к терминам: клетка, белок, хромосома.

3.Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какова роль деления клеток в жизни организмов? (передача наследственной информации, размножение, рост, развитие, регенерация)

  2. Назовите основные типы деления клеток (митоз, амитоз, мейоз)

  3. Что такое митотический цикл клетки, из каких этапов он складывается? (интерфаза и митоз)

  4. Почему ядро является главной частью клетки?

  5. По каким признакам ученые, имея всего одну клетку тела, могут определить вид организма? (по кариотипу)

  6. Что такое митоз?

IV. Постановка учебной задачи занятия

Создание проблемной ситуации. Для этого преподаватель предлагает ответить на вопросы: Почему митоз непрямое деление клетки? Что это значит? Каким образом достигается образование двух дочерних клеток с таким же наследственным материалом, как у материнской клетки? Что происходит с наследственным материалом клетки в процессе митоза?


2n2c

2n2c - ?

2n2c

Студенты с помощью преподавателя формулируют задачи:

Выяснить: особенности протекания каждой фазы митоза, закономерности распределения наследственной информации; биологическое значение митоза; механизм амитоза

План лекции

  1. Фазы митоза.

  2. Биологическое значение митоза.

  3. Нарушения митотического деления.

  4. Амитоз.

V. Изучение нового материала

Для активизации познавательного интереса к изучаемой теме можно зачитать информацию о митозе в стихотворной форме:

Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз,
А как он протекает? – это главный вопрос.
Об этом не скажешь ведь в двух словах,
Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,
Очень быстро происходит ДНК удвоение.
Идет биосинтез, активны ферменты.
Клетка растет, образует органоиды и элементы

Затем следует митотическое деление,
Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.
Внимательно на них ты посмотри.
Каждая фаза как член большой и дружной семьи.

Глава семьи – папа (всем ясно сразу),
И первая фаза митоза -
профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления -
Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.
Метафаза – вторая фаза митоза всегда.
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.
Анафаза – третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам -
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя – ну, как по заказу
Четвертая фаза митоза –
телофаза.
Хромосомы раскручиваются,
У них выход один - Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и
органоидов клетки,
Появляются две прелестные,
чудные детки.
Имеют диплоидный набор
Дочерние клетки и в точности похожи
на материнскую клетку.

1. -беседа о фазах митоза, в ходе которой учащиеся заполняют таблицу :

Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК)

Рисунок

Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза

2n4c

Растворение ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом.

Метафаза

2n4c

Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.

Анафаза

4n4c

Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами).

Телофаза

2n2c

Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия или цитокинез). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки.

- беседа об изменении формулы ядра в клетке - молекулярная сущность митоза выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул; делению клетки предшествует деление ядра (кариокинез);

- беседа о результатах митоза: из одной диплоидной материнской клетки образуется две диплоидные материнские клетки.

Самостоятельная работа: зарисовывать фазы митоза в соответствующей графе таблицы, используя таблицу-рисунок на доске.

Работа в парах: определить главное в каждой фазе митоза, сформулировать биологическое значение митоза, составить синквейны к терминам: митоз и амитоз.

Афиширование и социализация: проверка выполнения задания - ответы студентов.

2. Биологическое значение митоза.

1. В результате митоза образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.

2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.

3. Митоз лежит в основе роста.

4.Митоз лежит в основе вегетативного размножения.
5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.

3. Нарушения митотического деления.

При различных патологических процессах нормальное течение митоза нарушается.

Выделяют три основных вида патологии:

1.  Повреждение хромосом (набухание, склеивание, фрагментация, образование мостов, повреждения центромеров, отставание отдельных хромосом при движении, нарушение их спирализации и деспирализации, разъединение хроматид, образование микроядер);  
2.  Повреждения митотического аппарата (задержка митоза в метофазе, многоплюсный митоз, трехгрупповые метафазы);

3.  Нарушения цитотомии. Патологические митозы возникают после воздействия митотических ядов, токсинов, экстремальных факторов (ионизирующее излучение, гипотермия), при вирусной инфекции и в опухоли. Резкое увеличение числа патологических митозов типично для злокачественных опухолей.

4. Амитоз.

Прямое деление – способ деления ядра соматических клеток пополам путем перетяжки без образования хромосом. Если при амитозе не происходит деления цитоплазмы, то происходит возникновение двух- и многоядерных клеток. Такой способ деления характерен для некоторых простейших, специализированных клеток или для патологически измененных клеток. Распределение ядерного материала оказывается случайным и неравномерным. Возникшие дочерние клетки наследственно неполноценны.

VI. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Выводы:

1) Митоз имеет универсальный характер - он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро. Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала.

2)Универсальный характер митоза служит доказательством материального единства органического мира.

3) Амитоз характерен для некоторых простейших, специализированных клеток или для патологически измененных клеток.

Тестирование (биологический диктант).

Построение логической схемы: интерфаза, митоз, митотический цикл, анафаза, профаза, метафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез.

Оценка работы группы, студентов.

VII.Домашнее задание: I уровень: изучи текст лекции (тетрадь), учебники: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология:10-11 классы – «Дрофа» 2007 г. стр. 167-173.; С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров Общая биология: Учебник для средних специальных профессиональных учебных заведений – М «Высшая школа», 2007 г. стр.68-73)

Задание 1. Перескажи текст.

Задание 2. Перечисли основные термины и понятия.

Задание 3.Назови основные фазы митоза.

II уровень: Задание 1. Приведи примеры клеток делящихся путем митоза и амитоза.

Задание 2. Приведи примеры факторов, влияющих на изменение хода митоза.

III уровень: Задание 1. Самостоятельно найди источники информации и подготовь реферат (сообщение) по темам: «Половое размножение», «Бесполое размножение».Составить синквейны к терминам: генетический код, размножение, гамета, бесполое размножение, половое размножение (по желанию).






















Приложение

Карточки для работы у доски



1



Зарисуй хромосому и подпиши ее части







2



Что такое центромера? Нарисуй и назови виды хромосом в зависимости от расположения первичной перетяжки.









3

К каким терминам относятся определения?


А. - хромосомы, имеющие одинаковую форму, размеры и определяющие проявление одинаковых признаков (окраску цветков, или форму плодов, или рост организма и др.).

Б.— две одинаковые нитевидные структуры, состоящие из молекулы ДНК и связанных с ней молекул белков, образующие одну хромосому и соединяющиеся между собой в области первичной перетяжки

В. -хромосомный набор, характерный для вида

Г. - (2n = 46)

Д. -все клетки многоклеточного организма, кроме половых.

Е. - совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении всего митоза

Ж. - способ деления клетки, заключающийся в точном распределении генетического материала между дочерними клетками.

З. -период подготовки клетки к делению

И. — носитель наследственной информации, структура, находящаяся в ядре и состоящие из одной молекулы ДНК и соединенных с ней молекул белков.


  1. Хроматиды

  2. Кариотип

  3. Диплоидный набор хромосом

  4. Соматические клетки

  5. Хромосома

  6. Гомологичные хромосомы

  7. Интерфаза

  8. Митоз

  9. Митотический цикл








Биологический диктант


Ответьте - да (+), если утверждения верны и нет (-), если не верны.


  1. Кариотип является видовым признаком

  2. Яйцеклетка содержит одинарный набор хромосом

  3. Ген отвечает за синтез нескольких белков

  4. Последний этап энергетического обмена – дыхание

  5. Удвоение ДНК происходит в постсинтетическом периоде интерфазы

  6. Генетический код триплетен

  7. Наследственная информация содержится в рибосомах

  8. Парные хромосомы называются гомологичными.

  9. Половые клетки имеют диплоидный набор хромосом

  10. Период между делениями клетки – это интерфаза

  11. Хромосомы располагаются на экваторе клетки во время профазы

  12. Веретено деления образуется во время профазы

  13. Заключительная фаза митоза - телофаза

  14. Хроматиды соединены с нитями веретена деления с помощью центромеры

  15. Процесс самоудвоения ДНК – это редукция

  16. Хроматиды расходятся к полюсам клетки во время телофазы

  17. Хромосомы спирализуются во время интерфазы

  18. Интерфаза и митоз образуют клеточный цикл







Синквейны





Митохондрия

    Эллипсоидновидная, двумембранная

      Окисляет, размножается, снабжает

             Энергия бьет ключом!

                           АТФ

                              

Белки

               Трехмерные, уникальные

          Ускоряют, регулируют, защищают

      Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

                             Трудяги!


                               Ядро

               Большое, двумембранное

     Регулирует, контролирует, передает

    Клетка без него – и не туда, и не сюда!

                             Голова!


                             Клетка

   Эукариотическая, прокариотическая

      Делится, размножается, обновляется

 Клетка – элементарная частица живой материи

                                   Жизнь



Измененный синквейн

                  Клетка

   Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

 Элементарная частица жизни

                              Гук

Определение темы синквейна.

Синквейн

…..?…..

                  Длинная, спиралевидная

              Хранит, кодирует, передает

                            Книга жизни

                               Матрица

?

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через ..........

Вакуолярная система


?

Маленькие, гетеротрофные

Разрушать, перерабатывать, упрощать

Полна отходов плошка – где моя большая ложка!

Сапрофиты



































№1

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части

№2

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части




2.Выберите правильный ответ на вопрос:

Какая органелла связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов (наружная клеточная мембрана, ЭС, комплекс Гольджи)?


2. Выберите правильный ответ на вопрос:

Какую функцию выполняют рибосомы

(фотосинтез, синтез белков, синтез жиров, синтез АТФ, транспортная функция)?

№3

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части

№4

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части



2. Выберите правильный ответ на вопрос:

Почему митохондрии называют энергетическими

станциями клеток (осуществляют синтез белка, синтез АТФ, синтез углеводов, расщепление АТФ)?


2. Выберите правильный ответ на вопрос:

Какие органеллы являются общими для

растительной и животной клетки (ЭС, рибосомы,

митохондрии, пластиды)?



№5


1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части

№6


1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части



2.Выберите правильный ответ на вопрос:

В какой из ядерных структур идет сборка

субъединиц рибосом (ядерный сок, ядрышко, ядерная

оболочка)?


2. Выберите правильный ответ на вопрос:

Чем отделена цитоплазма клетки от

окружающей среды (мембранами ЭС, наружной клеточной

мембраной)? У каких клеток поверх наружной

клеточной мембраны находится целлюлозная стенка

(растительная, животная)?


№7

Выберите правильный ответ на вопрос:


1. Какую роль в клетке играет фосфорная кислота

(входит в состав ДНК, РНК, АТФ, аминокислот,

белков, углеводов)?

№8

Выберите правильный ответ на вопрос:


1. Какая часть молекул аминокислот отличает их

друг от друга (радикал, аминогруппа, карбоксильная группа); что является общим для всех аминокислот (радикал, аминогруппа, карбоксильная группа)?

2. Какие соединения являются мономерами

молекул белка (глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты)?


2. В каких органеллах синтезируется АТФ: в

растительной клетке (рибосомы, митохондрии, хлороплас-

ты), в животной клетке (рибосомы, митохондрии,

хлоропласты)?

3. Для каких организмов характерно ядро

(прокариоты, эукариоты)?

3. В каких органеллах клетки находятся рибосомы (цитоплазма, гладкая ЭС, шероховатая ЭС, митохондрии, пластиды, ядерная оболочка)?







Схема анализа занятия по биологии

Учитель ____________ Класс ________________ Тема _______________

1.       Правильно ли определена цель урока?

        Как раскрываются образовательные и воспитательные задачи урока? (Какие новые понятия и законы предлагается изучить? Какой учебный материал планируется повторить? Какие понятия формулируются? Какие понятия закрепляются в соответствии с программой?)

2. Соответствие структуры урока содержанию программного материала.

        Целесообразность распределения учебного времени на определенные этапы урока.

        Соответствует ли ход урока намеченному плану?

3. Содержание урока.

        Соответствие содержания урока программе.

        Научная и идейная направленность урока.

        Умение учителя выделить главное в учебном материале, не перегружая его второстепенным материалом.

        Соблюдение принципа научности и доступности.

        Наглядность (использование таблиц, гербария, моделей, коллекций, живых объектов).

        Использование ТСО.

        Использование на уроках результатов работ учащихся, полученных в других видах учебной деятельности (дома, на экскурсиях, в уголке живой природы, на школьном участке, в природе).

        Практические работы с натуральными объектами:

–         распознавание;

–         сопоставление;

–         наблюдение;

–         кратковременный эксперимент (если они на уроке есть).

        Привлечение дополнительной литературы.

        Связь теории с практикой.

        Ознакомление учащихся с природоохранной работой.

        Преемственность в изучении материала.

        Степень самостоятельности учебной деятельности учащихся (самостоятельность суждений, осознанность, запоминание, умение использовать имеющиеся знания).

        Домашнее задание (подготовка к домашнему заданию, когда дается задание, доступность, объем).

        Словарная работа.

        Оценки учащихся.

        Индивидуальная работа (использование карточек для опроса).

IV. Выводы и предложения.

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия на тему: "Деление клетки - митоз"

Автор: Комарова Марина Владимировна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232834


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства