№ 11-19. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Ответ запишите в виде последовательности цифр(2 балла за правильный ответ).
11. Установите соответствие между оборудованием и его предназначением:
Оборудование
Предназначение оборудования
А) шпатель
Б) секундомер
В) пипетка
Г) линейка
Д) держатель
Е) термометр
1) измерительные приборы
2) лабораторное оборудование
12. Установите соответствие между растениями и местом их произрастания:
Растения
Места их произрастания
А) рогоз
Б) тимофеевка
В) клевер
Г) стрелолист
Д) мятлик
Е) кувшинка
1) водоем
2) луг
13. Установите соответствие между примерами веществ и их группой:
Вещества
Группы
А) вода
Б) белок
В) кислород
Г) сахар
Д) подсолнечное масло
Е) углекислый газ
1) органические вещества
2) неорганические вещества
14. Определите ткани, характерные для организма растений и животных:
Ткани
Организмы
А) образовательная
Б) проводящая
В) мышечная
Г) нервная
Д) фотосинтезирующая
Е) механическая
1) Растения
2) Животные
15.Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:
Растения
Использование
А) пустырник
Б) лён
В) подорожник
Г) мать-и-мачеха
Д) хлопчатник
Е) клещевина
1) Лекарственное
2) Техническое
16. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками чёрной смородины.
1) Разделите побег на части – черенки с тремя-четырьмя почками;
2) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги;
3) Высадите проросшие черенки на новое место;
4) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка;
5) Обильно полейте почву;
6) Срежьте однолетний побег с куста смородины.
17. Расположите в правильной последовательности органы дыхательной системы млекопитающих:
1) гортань
2) носовая полость
3) трахея
4) носоглотка
5) бронхи
6) легкие
18. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян:
1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов;
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой и поставьте тарелку в тёплое место;
3) смочите фильтровальную бумагу водой;
4) следите, чтобы во время опыта фильтровальная бумага была постоянно влажной;
5) через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений;
6) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
19. Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке:
1) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло;
2) Положите кусочек плёнки в каплю раствора йода на предметном стекле;
3) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом;
20.Рассмотрите рисунок. (2 балла за правильный ответ).
1. Определите по рисунку, чем питается данная птица?
2. Определите, какой птице соответствует данное строение клюва и конечностей?
21. Ответьте на вопрос (5 баллов за правильный ответ).
Гусеницы повредили листья яблони. Как это отразится на урожае и почему?
Ответы_ школьного этапа олимпиады по биологии
5 класс.
Максимальное количество баллов – 45.
№ 1–15 – по 2 балла за полностью правильный ответ, одна ошибка – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов.
№ 16–19 – по 2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка – переставлены местами любые две цифры.
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
б
г
б
в
б
г
г
д
б
в
в
д
б
в
б
в
а
б
в
д
№11
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
2
1
2
1
№12
1
2
2
1
2
1
№13
2
1
2
1
1
2
№14
1
1
2
2
1
1
№15
1
2
1
1
2
2
№16
2
6
1
4
5
3
№17
2
4
1
3
5
6
№18
6
3
1
2
4
5
№19
5
3
1
2
6
4
№20. (2 балла)
1. Питается насекомыми;
2. Дятел (или другая насекомоядная птица)
№21. (максимум 5б)
В листьях на свету с помощью зелёного пигмента хлорофилла происходит процесс фотосинтез – образование органических веществ (сахаров) из неорганических (углекислого газа и воды) с выделением побочного продукта кислорода (2б).
Если гусеницы повредили листья яблони, то фотосинтез у яблони будет происходить менее интенсивно, меньше будет образовываться сахаров и поэтому урожай сократится (3б).