Воспитание экологически грамотного гражданина РК -наша всеобщая задача
Воспитание экологически грамотного гражданина РК -наша всеобщая задача
Аргутина Л.Ю. учитель
сш имени П.Вихрева
Енбекшиказахского района
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» - говорит народная пословица. Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Источниками загрязнений окружающей среды могут служить различные формы добычи природных ресурсов, открытая разработка полезных ископаемых. Но главным источником загрязнения является возвращение в природу той огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человечества.
Печать и телевидение уделяют много внимания природо – хозяйственным проблемам Каспийского и Аральского морей, о. Балхаш. При этом они приводят различные, порой недостаточно обоснованные суждения о причинах их возникновения, сущности и путях решения. чтобы правильно понимать и разъяснять ученикам эти проблемы, нужно прежде всего помнить что важнейшая географическая черта этих морей – их внутриматериковое расположение, изоляция от мирового океана. Ведь стало уже реальностью исчезновение с лица земли Аральского моря. Исчезновение влечёт за собой немало серьёзных негативных последствий. Так как море понесёт потери морского хозяйства, если на данном этапе поколение не будет думать об экологии, то в будущем. Наши потомки не простят о содеянном. И мы должны воспитывать в учениках экологическую культуру, бережное отношение к природным богатствам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» - говорит народная пословица. Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Источниками загрязнений окружающей среды могут служить различные формы добычи природных ресурсов, открытая разработка полезных ископаемых. Но главным источником загрязнения является возвращение в природу той огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человечества.
Печать и телевидение уделяют много внимания природо – хозяйственным проблемам Каспийского и Аральского морей, о. Балхаш. При этом они приводят различные, порой недостаточно обоснованные суждения о причинах их возникновения, сущности и путях решения. чтобы правильно понимать и разъяснять ученикам эти проблемы, нужно прежде всего помнить что важнейшая географическая черта этих морей – их внутриматериковое расположение, изоляция от мирового океана. Ведь стало уже реальностью исчезновение с лица земли Аральского моря. Исчезновение влечёт за собой немало серьёзных негативных последствий. Так как море понесёт потери морского хозяйства, если на данном этапе поколение не будет думать об экологии, то в будущем. Наши потомки не простят о содеянном. И мы должны воспитывать в учениках экологическую культуру, бережное отношение к природным богатствам.
«Вы, обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля» - с такими словами обратился к землякам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Полвека минуло с тех пор, но лишь сегодня утверждается в нашем сознании, что это не поэтический образ. А глубинная суть нашего бытия на гигантском космическом корабле по имени Земля. Впрочем, гигантский – понятие относительное. Те, кому довелось видеть нашу планету со стороны, с высоты космического корабля, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.
Да, Земля наша не столь велика, как кажется. При нынешних скоростях облететь её можно за полтора часа. Что касается хрупкости, то здесь тоже нет преувеличений. Над многими районами планеты нависла угроза необратимых разрушений природных условий в результате беспорядочной эксплуатации природных ресурсов, варварского загрязнения окружающей среды. Да и сам термин «экология» мы чаще употребляем со словом не риск, а «катастрофа». С этого, пожалуй, и можно начать разговор на уроке о гармонии природы и человека.
Сегодня 20% населения нашей страны живёт в зонах экологического бедствия, а ещё 35 – 45% - в экологически неблагоприятных условиях. В результате быстро растёт заболеваемость, связанная с загрязнением воздушного бассейна, водоёмов, ростом уровня шумов, усиливающимся «электронным смогом». Причиной 70% раковых заболеваний у человека и животных является нарушение взаимодействия организма и окружающей среды.
Экологическая озабоченность в нашей стране стремительно нарастает. Создаются организации и группы защитников окружающей среды. Они призывают прислушаться к их голосу, называют конкретные очаги опасности, требуют принятия неотложных мер .Особую роль в сложившейся ситуации играет школа, она призвана дать экологические знания, воспитывать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранительных мероприятий города и района.
В школе имени П. Вихрева в течение ряда лет работает экологический совет, который руководит работой по благоустройству и озеленению школы и пришкольной территории. Экологический патруль еженедельно проводит рейды по внешнему виду учащихся, санитарному состоянию кабинетов, их озеленению, наблюдает за температурным режимом в зимнее время.
Учащимися разработана экологическая тропа, где проводятся природоохранные мероприятия. Начиная с апреля месяца начинается работа по очистке и озеленению территории школы, высадке цветов и саженцев, Учащиеся школы помогают убирать рощу.
Мы – люди, дети великой и могучей матери- природы. А земля – колыбель наша. Неужели мы так очерствели, что можем своими руками погубить мать свою? Каждый день содрогаешься, услышав по телевидению или прочитав об очередной экологической катастрофе. Горят леса, мелеют моря и озёра, загрязняются реки, исчезают с лица земли растения и животные. Наше село Шелек и окрестные сёла были когда – то оазисами чистоты и зелени. Склонялись вершина к вершине могучие тополя и клёны, покрывая трассы зелёными шатрами, зеленели поля, плодоносили фруктовые сады. А какой ни с чем не сравнимый аромат был у нашего Шелекского апорта из наших яблоневых садов!
Что мы видим теперь? Пеньки, суховеи, безжизненные поля. Загрязняются речки, арыки, в них сбрасываются воды частного жилого сектора и автомоек, пунктов общественного питания и другими предприятиями малого бизнеса.
Сложный рельеф местности. Климатические особенности нашего региона создают благоприятные условия для рассеивания примесей от низких источников выбросов, вследствие чего накапливаются вредные вещества в высоких концентрациях, которые отрицательно отражаются на растительности, животных – а главное, на человеке.
Основными источниками загрязнения в с .Шелек являются автотранспорт и печи, работающие на твёрдом и жидком топливе. Из – за этого в атмосфере отмечено повышенное содержание формальдегида, диоксида азота, окиси углерода. Комхоз выполняет свою работу, но всё же острой проблемой села остаётся проблема накопления и хранения производственно – бытовых отходов. Это огромные свалки на окраине села. К сожалению, никакой работы по их ликвидации не проводится.
И теперь нет необходимости доказывать остроту и масштабность, а значит и опасность сложившейся экологической ситуации. Виновником экологического кризиса на земле стал человек. Никакому иному биологическому виду не удалось уничтожить столь большое количество других видов, необратимо изменить экологическую ситуацию на планете. Страшно становится за будущее. А что мы оставим детям своим? Не пора ли одуматься? И научиться жить так, как подобает человеку своей земли – матери.