Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного подхода на уроках биологии как метод повышения качества знаний»
Технология деятельностного подхода на уроках биологии как метод повышения качества знаний
Деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь ученика в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях учащихся с учебным материалом. Реализация такого подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. По сути, школьники становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения.
В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание учащихся к поиску новых знаний. Использование компьютерных технологий позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения, помогает учащимся, имеющим проблемы со зрительным и слуховым восприятием. Роль учителя заключается в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.
Технология деятельностного метода, используемого на уроках, включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности учащихся.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
Применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.
Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Однако преимущества проблемного подхода очевидны.
У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.
Интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.
Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.
Одной из задач урока «Дыхательная система. Строение органов дыхания» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «Для чего волосы в носу? Почему врачи не рекомендуют дышать ртом? Где формируется голос и почему меняется тембр? Какое отношение к изучаемой теме имеет высказывание: «Когда я ем, я глух и нем»?»
Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных.
Подобные проблемные вопросы являются для учащихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний.
В своей педагогической деятельности использую информационно – коммуникационные технологии в разных ситуациях и на разных этапах урока.
Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий:
Презентации, демонстрации
Интерактивная доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданных презентаций.
Улучшение темпа и течения занятия.
Использование интерактивной доски улучшает планирование, темп и течение урока, улучшает понимание материала. Правильная работа с интерактивной доской помогаем проверить знания учащихся. При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как средствами интерактивной доски легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции или опроса. Рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы. Таким образом, всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, сделать выводы или повторить то, что некоторые из учеников не очень поняли. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, действия отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.
Эффективно проведение индивидуальной работы, написанное закрыть и показать в нужный момент урока.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. На одном и том же чертеже можно решать несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж остается.
Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех наших проблем. И совсем не обязательно работать с ней постоянно, на каждом уроке. Есть темы, при изучении которых применение интерактивной доски неэффективно. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения, т.е. использование фрагментарно.
Эффективное использование всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.
Следующим методом развивающего обучения – это проектная деятельность, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику можно использовать в 10 и 11 классах. Например, учащимся 10 класса после изучения темы «Антропогенное влияние» предлагаю работу над проектом по предложенным темам (допускаю свободный выбор), с данными проектами учащиеся участвуют в «Ярмарке знаний».
Основными пунктами содержания проекта являются:
1) введение
2) раскрытие темы
3)стихи и загадки о птичьих повадках
4) мои наблюдения за птицами
5) викторина, кроссворд, «заморочки для бочки»
6) используемая литература
7) приложение.
Цели, которые ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала.
Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает учащихся к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.