Просмотр содержимого документа
«Статья "Здоровый образ жизни"»
Здоровый образ жизни как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья школьников
Здоровье — это бесценное достояние каждого человека, в том числе и школьников. Это залог полноценной и счастливой жизни подрастающего поколения.Здоровый образ жизни является важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья школьников. Его соблюдение особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются, когда нагрузка на ребенка еще велика, и в период школьного обучения ребенок становится более самостоятельным [3].На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами [2].Здоровье каждого человека зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления. Поэтому ученикам важно учитывать следующие факторы:правильное питание, занятия физическими упражнениями, закаливание, соблюдение режима дня, норм гигиены. Все эти факторы, несомненно, должны освещаться во время проведения в школе уроков биологии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, а также во время занятий по внеурочной деятельности.
Вопрос о здоровом питании школьников является особенно актуальным, поскольку правильное питание - важнейший залог здорового развития растущего организма ребенка. Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает улучшение и укрепление здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение заболеваний. Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Соблюдение режима питания школьниками имеет большое значение для нормальной работы организма [1, c. 146].
На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива. Уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у детей таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Они приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании этих навыков в жизни, запоминают правила закаливания организма и требования гигиены. Развиваются внимание, наблюдательность, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.
Поэтому на своих уроках учителя часто освещают вопросы, связанные с привлечением школьников к посещению спортивных мероприятий, поддерживающих здоровье: в бассейне, в парке, на теннисном корте, на волейбольной площадке, в гимнастическом центре, на футбольном поле, на ледовом катке.
Важное значение для сохранения у укрепления здоровья детей школьного возраста играет соблюдение режима дня. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе [4].
Организованные учителями экскурсии в лес, в музеи, парк, зоопарк и другие места позволяют школьникам насладиться природой, узнать новое, провести время на свежем воздухе, развить интерес к окружающему миру, а главное – укрепить здоровье [2]. Эти мероприятия помогают приобрести учащимся не только знания, но и возможности для практического применения этих знаний, развивая здоровый образ жизни, учат принимать ответственные решения в отношении своего здоровья. Поэтому организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья школьников в урочное и внеурочное время, являются актуальными в современном образовании.
Список используемых источников
Драгомилов, А. Г. Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - Москва: Вентана-Граф, 2018. - 223 с.
Здоровый образ жизни. URL: https://vk.com/wall-144318464_574
Здоровый образ жизни школьника, рекомендации. URL: https://czentrobrazovaniya9novomoskovskr71.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/2/Arhipova/ZOZh_rekomendatsii.pdf
Режим дня школьника. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/06/13/rezhim-dnya-shkolnika