В статье рассматривается использование инновационных технологий на уроках биологии, которые дают возможность повысить качество усвоения и воспроизведения материала для детей с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, специальное образование, биология, инновационные технологии.
Новое должно создаваться в поте лба;
а старое само продолжает существовать и
твердо держат на костылях привычки
О. Герцен
Образование XXI века – это образование для человека. Это изложено в проекте концепции развития общего среднего образования и предусматривает воспитание ответственного человека, способного к самообразованию
Одним из путей модернизации системы специального образования является внедрение инновационных педагогических технологий и методов в образовательный процесс. Современный мир требует от учителя перехода к новым, инновационным методам обучения, использованию проблемных, творческих, активных приемов во время уроков, а также владения компьютером и создания документации в электронном виде.
Инновационный процесс в образовании представляет собой совокупность последовательных, целенаправленных действий, направленных на его актуализацию, изменение цели, содержания, организации, форм и методов обучения и воспитания, адаптацию образовательного процесса к новым социально-историческим условиям.
Инновации – это новые формы организации деятельности и управления, новые виды технологий, которые охватывают различные сферы жизни человека.
Одной из главных проблем специальной школы остается формирование у учащихся мотивации к учебно-познавательной деятельности. Его актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, решением задач формирования на уроках приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, жизненных компетенций, активной жизненной позиции, реализацией в единстве труда, нравственного воспитания учащихся, внедрением специализированной подготовки в школе-интернате.
Инновации не возникают спонтанно, а являются результатом систематических исследований, анализа, обобщения педагогического опыта. Ядром инновационных процессов в образовании является внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Движущей силой инноваций является педагог как творческая личность, так как субъективный фактор является решающим в поиске, разработке, реализации и распространении новых идей. Творческий педагог, педагог, воспитатель обладает широкими возможностями и неограниченным полем для инноваций, так как на практике он может экспериментировать и убеждаться в эффективности методов обучения, корректировать их, проводить детальное структурирование исследования образовательного процесса, предлагать новые технологии и методы обучения. Главным условием такой деятельности является инновационный потенциал педагога.
Инновационный потенциал педагога – это совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которая показывает готовность к совершенствованию педагогической деятельности, наличие внутренних средств и методов, способных обеспечить эту готовность.
В новых социальных условиях требования к учителю принципиально меняются. Современный педагог должен обладать такими профессионально-педагогическими и профессиональными навыками, которые были бы не только направлены на передачу знаний, но и способствовали формированию личности обучающегося как нового типа личности с гибким нестандартным мышлением, со устойчивой внутренней мотивацией, способностью к самореализации.
Изменения невозможны без использования в учебном процессе инновационных технологий, обеспечивающих творческую активность учащихся. В практике работы можно использовать различные инновационные технологии: методологию развития критического мышления, интерактивные методы обучения, проектный метод, информационные компьютерные технологии и т.д.
Для современного человека обязательным условием успешной деятельности является умение пользоваться компьютерными технологиями, интернетом.
Новые информационные технологии (НИТ) представляют собой совокупность методов и технических средств поиска, обработки, хранения и передачи информации через компьютеры и компьютерные коммуникации.
Актуальность использования информационных образовательных технологий в учебном процессе биологии обусловлена тем, что они содержат неисчерпаемые возможности для обучения на качественно новом уровне, чего и требует настоящее.
Среди этапов информатизации школьного курса биологии можно выделить следующие:
использование компьютера для подготовки электронных тестов, различных дидактических материалов (заданий, диаграмм, таблиц и т.д.), планов, записок уроков с возможностью их печати;
использование электронных учебников, программного обеспечения и педагогики, образовательных ресурсов сети Интернет в качестве наглядных пособий;
Используйте программные ресурсы для создания собственных учебных разработок или руководств для преподавателей с помощью Microsoft Power Point, Adobe Photoshop и других устройств.
разработка образовательных проектов, управление научно-исследовательской деятельностью студентов в учебное или внешкольное время, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях, турнирах.
Эффективное использование компьютера в учебном процессе зависит от программного обеспечения. Компьютерные программы в биологии делятся по дидактическим целям:
1. Учебные программы представляют новый материал в виде отдельных, логически связанных блоков и заканчиваются набором вопросов или тестов. Эти программы способствуют усвоению новой информации и направляют процесс обучения в зависимости от уровня знаний и индивидуальных способностей студентов.
2. Учебные программы или программы тренажеров предназначены для повторения и закрепления изученного материала.
3. Симуляционные и имитационные программы позволяют изучать любой участок на основе модели. Например, в модели экологической системы ученик может изменять процент грызунов и хищников и следить за всеми изменениями, которые в ней происходят.
4. Диагностические, контрольные программы производятся в основном на основе тестов. Они предназначены для диагностики, проверки и оценки знаний, навыков и умений студентов.
5. Базы данных являются источниками информации из различных областей знаний, в которых находят необходимые ответы с помощью вопросов, например, для объяснения биологических понятий и терминов.
6. Инструментальные программы позволяют обучающимися самостоятельно решать задачи за короткое время с меньшими усилиями. Они освобождаются от рутинной вычислительной и статической работы, предоставляя ученому свободу в выборе методов решения конкретных задач и пространство для творчества.
7. Интегрированные учебные планы сочетают в себе особенности двух-трех классов, перечисленных выше.
Оптимальным способом решения задач при преподавании школьного курса биологии с одновременным формированием информационной компетентности и повышением информационной культуры может стать использование мультимедийных технологий на уроках.
Мультимедийные образовательные технологии представляют собой совокупность технических и дидактических средств обучения – носителей информации. Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) из аналоговой, то есть непрерывной, в цифровую (дискретную) форму с целью ее обработки и хранения, а также ее обратное преобразование, благодаря чему эта информация может быть адекватно воспринята человеком.
Применяя мультимедийные технологии на уроках биологии, учитель может продемонстрировать: рост и развитие организмов, эволюция живых систем, развитие жизни на Земле, то есть в короткие сроки продемонстрировать процессы, которые происходят на протяжении месяцев, лет и даже столетий; проводить практические и лабораторные работы. Все это позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус педагога, внедрить в образовательный процесс информационные технологии, расширить возможности иллюстрированного сопровождения урока, использовать различные формы обучения и деятельности в рамках одного урока, эффективно организовать контроль знаний, умений и умений учащихся, облегчить и усовершенствовать развитие творческих работ, проектов.
Компьютер с мультимедиа в руках учителя становится очень эффективным техническим средством обучения.
Компьютерные технологии способствуют интенсификации образовательного процесса, формированию информационных, коммуникативных и творческих компетенций. компьютерную технику, активно используют компьютерные программы и электронные средства образовательного назначения.
Обучающиеся на уроках биологии могут успешно работать с готовыми программами, а те, кто проявляет особый интерес к науке, создают собственные компьютерные презентации. Данный вид деятельности способствует активизации творческих способностей воспитанников, реализации их творческого потенциала, а значит, обеспечивает формирование в них компетенций продуктивной творческой деятельности, поощряет готовность и потребности в творчестве.
Мультимедийные презентации помогают организовать работу по обобщению знаний, особенно когда речь идет о многообразии живых организмов.
Так, на уроках биологии в 8 классе после изучения строения и процессов жизнедеятельности определенной систематической группы животных, в процессе просмотра информации о многообразии представителей, учащиеся формируют знания о приспособляемости животных к различным условиям жизни. Поэтому я предлагаю обучающимся на нескольких слайдах определить, какое животное обсуждалось. Такая форма презентации помогает организовать различные виды взаимодействия с учениками: групповое, индивидуальное или фронтальное.
Другая форма презентаций – фото- или видеоколлаж, или «бестекстовая презентация», активизирует чувственно-эмоциональную сферу восприятия информации и обеспечивает вовлечение обучающихся в творческую деятельность. Выразительную, короткую, но эффективную, с музыкальным сопровождением презентации целесообразно создавать для учащихся 7 класса во время изучения вегетативных и генеративных органов.
По сравнению с традиционной формой урока, которая обязывает учителя постоянно пользоваться доской и мелом, использование презентаций на всех этапах урока освобождает большое количество времени, которое можно использовать для дополнительного разъяснения учебного материала или закрепления полученного.
Следствием использования новейших информационных технологий является способность обучающегося ориентироваться в информационном пространстве, владеть и управлять информацией, средствами современного высокотехнологичного общества, что способствует расширению и углублению теоретических знаний, профессиональному самоопределению молодого человека.
Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, где создаются комфортные условия для обучения, в которых обучающийся чувствует свой успех, имеет возможность самоактуализации.
Во время интерактивного обучения ученик становится не объектом, а субъектом обучения, он чувствует себя активным участником событий и собственного воспитания и развития (это особенно важно для старшеклассников). Это обеспечивает внутреннюю мотивацию для обучения, которая способствует его эффективности.
Интерактивные методы обучения являются частью личностно-ориентированного обучения, так как способствуют социализации личности, осознанию себя как части команды, ее роли и потенциала.
Несколько изменив слова великого китайского философа, можно сформулировать кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я слышу и вижу, я помню немного.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
В случае использования интерактивных педагогических технологий значительно повышаются возможности организации более активной, эффективной деятельности учащихся, предоставляются возможности для более тесного и плодотворного общения, самосознания, самопознания.
Список литерратуры.
1. Верещагин Г.Д. Внедрение инновационных технологий на уроках биологии с использованием справочных записок (методическое пособие). - Харцызская гимназия с классами средней школы I степени, 2011 г. - 50 с.
2. Евдокимов В.И., Олейник Т.А., Горькова С.А., Микитюк М.В. Практикум по развитию критического мышления. – Х.: Торнадо, 2002. – 144 с.
3. Коваль М.С. Роль мультимедийных и информационных технологий в практических занятиях по специальным дисциплинам / Педагогика и психология профессионального образования. – 2009. - No 6. – С.70-76.
4. Кларин М. В. Инновации мировой педагогики. - М. - Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 1998. - 180 куб.см
5. Пометун О.И., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Наука.- метод. позиб. – К.: А.С.К., 2003. – 192 куб.
7. Рачинская И.M. Технология формирования и развития критического мышления. – Х.: Базис, 2013. – 128 с.
8. Ротаенко. Мультимедийные средства обучения /. Ротаенко, Л. Семко / Информатика. – 2003. - No 36. – С.11-15.
9. Руснак Т.M. Современные технологии обучения. – Х.: Основа, 2007. – 95 с.
10. Селеуцко Г.К. Дизайн компьютерного урока / Открытый урок. – 2006. - No 3-4. – С.19-25.
11. Слипчук И.Ю., Мороз И.В. Использование компьютерных технологий в процессе реализации целей и задач современного биологического образования / Информационные технологии и средства обучения. – 2008. - No 5. – С. 34-41.
12. Технологические подходы к проектированию уроков / И.И. Зайцева, Г.Д. Довгань, О.Е. Шматко, Н.О. Анискина, Л.M. Дементьев, В.M. Андреева / Мы проектируем урок вместе. Часть 1: Урок 4. – 2006. 17-29.