Статья "Некоторые аспекты исследовательской деятельности школьников"
Статья "Некоторые аспекты исследовательской деятельности школьников"
Занятие исследовательской деятельностью – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, эффективным и творческим – необходимо включать исследовательскую деятельность в образовательный процесс наших школ. Давайте будем помнить о том, что «дорогу осилит идущий» и постараемся помочь своим ученикам в поиске истины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Некоторые аспекты исследовательской деятельности школьников"»
Некоторые аспекты исследовательской деятельности школьников.
О. Ю. Артамонова
МОУ СШ № 74 г. Ульяновска
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи
В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, который может быть получен в результате исследовательской деятельности, как во время уроков, так и во внеурочное время. В ходе научно-исследовательской деятельности происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических и биологических вопросов. Основной целью данной деятельности является выработка и развитие у ребят современной, экологически ориентированной системы ценностей, ответственного и компетентного подхода к изучению окружающей среды.
«В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить»,- говорил Сократ. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности. Исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья. Экологическая исследовательская деятельность может служить ещё и средством трепетного отношения к природе.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования):
изучение теоретического материала;
выделение проблемы,
постановка целей и задач исследования;
формулировка рабочей гипотезы;
освоение методики исследования;
сбор собственного экспериментального материала;
обработка материала;
обобщение, анализ, выводы;
представление исследовательской работы.
Исследование, в отличие от проектирования и конструирования есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь.
Во время исследовательской деятельности происходит изменение функциональных позиций её участников. В типичной образовательной ситуации реализуется стандартная позиционная схема «учитель – ученик», где первый транслирует знания, второй их усваивает. Это происходит в рамках классно-урочной схемы, а в научно-исследовательской деятельности нет готовых эталонов. В тексте работы должен чётко просматриваться личный вклад исполнителя, а полученные результаты исследований требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это тот случай, когда учитель выступает не в роли лидера, а является коллегой своего ученика, чтобы в тесном сотрудничестве достигать намеченных целей.
Конечным результатом исследовательской деятельности является подготовка работ, которые учащиеся защищают на конкурсах и конференциях, уроках и внеклассных мероприятиях. Учащиеся нашей школы ежегодно выполняют групповые, парные или индивидуальные исследовательские работы по биологии и экологии. Вот темы некоторых работ учащихся 6-11классов: «Особенности ухода за комнатными растениями в летний период», «Рост и развитие комнатного растения», «Дышат ли растения?», «Моя родословная», «Экологическая обстановка в Ульяновской области» (по материалам периодической печати), «Функциональное состояние и адаптационные возможности организма подростков», «Состав бытового мусора»,«Лекарства, дарованные природой», «Homo sapiens и мусор: кто кого?» и другие. Лучшими работами учащихся стали:
«Здоровье моих ровесников» - I место в областном конкурсе «Город моей мечты-2008»;
«Здоровье моих одноклассников» - II место в областной научно-практической конференции «ЭКО-2007» секция «Практическая экология»;
«Чистые руки – здоровая жизнь» - I место в Международном конкурсе для обучающихся «Творчество и поиск!», 2014г.
Во время презентации результатов своей исследовательской работы учащиеся сталкиваются с проблемой оценивания работ и присуждения мест. Для каждого юного исследователя важна его работа и он, конечно, ждёт достойной оценки своего труда. Между тем получить значительные результаты от исследований школьников невозможно, ведь большинство научных изысканий, проводимых учёными, не дают ожидаемого эффекта сразу. Порой требуются годы работы, чтобы достичь успеха, но для науки это норма, а вот у школьников снижается мотивация к исследованиям. Хорошо, если работа оценивается объективно, несмотря на значимость исследования. А если нет? Отрицательный результат для нас тоже результат, но не каждый ученик после первой неудачи найдёт в себе силы вновь заняться исследованиями, а желающих участвовать в этой деятельности в каждой школе можно по пальцам пересчитать.
Эту проблему можно попробовать преодолеть, пересмотрев оценивание работ ребят и порядок проведения ученических конференций:
предварительное ознакомление членов жюри с текстами работ участников конференций;
оценивание работ с учётом выступления учащихся на конференции;
расширение количества номинаций в оценивании исследовательской работы (актуальность темы, лучшие литературные изыскания, чистота эксперимента, практическая направленность, лучшая презентация результатов и т. д.) для того, чтобы участники конференции получили удовлетворение от работы, которую представили, пережили чувство успеха;
разработка системы критериев оценки и строгое следование им, ведь оценка является средством подведения итогов работы, рефлексии результатов деятельности;
дипломы участников конференции могут быть вручены всем выступающим наряду с дипломами за I, II и III места (как сертификаты за участие во всероссийских конкурсах);
дать возможность участникам конференции обменяться опытом исследовательской работы друг с другом;
подведение итогов конференции можно проводить в форме «круглого стола» с предоставлением краткого анализа всех работ с указанием их достоинств и недостатков, а также рекомендаций для возможностей устранения недочётов и возможностей для совершенствования.
Думаю, что при такой работе на конференции ребята смогут двигаться дальше в своих начинаниях, у них не останется неудовлетворённости от результатов своего труда, так как будут заданы новые ориентиры деятельности. Я уверена, что занятие исследовательской деятельностью – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, эффективным и творческим – необходимо включать исследовательскую деятельность в образовательный процесс наших школ. Давайте будем помнить о том, что «дорогу осилит идущий» и постараемся помочь своим ученикам в поиске истины.