"Статья Воспитательный потенциал биологии и экологии в дополнительном образовании"
"Статья Воспитательный потенциал биологии и экологии в дополнительном образовании"
В настоящее время вопрос экологического образования и воспитания приобретает все большее значение. Это связано с углубляющимся экологическим кризисом и влиянием окружающей среды на живые организмы. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Поздравлении с Днем эколога 5 июня 2013г. отметил «Эффективное управление природными ресурсами является основой устойчивого развития государства, напрямую влияет на сохранение флоры и фауны планеты, а главное - на качество жизни и здоровье миллионов людей. Проблемы рационального природопользования, улучшения экологической обстановки - в числе наших значимых национальных приоритетов»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Статья Воспитательный потенциал биологии и экологии в дополнительном образовании"»
«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Светлана Федоровна Жидова,
педагог дополнительного образования
Средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Суходол,
структурное подразделение «Поиск»,
Сергиевский район, Самарская область
«Природа и воспитание подобны…
Воспитание перестраивает человека и,
преобразуя, создает ему вторую природу»
Демокрит [2]
В настоящее время вопрос экологического образования и воспитания приобретает все большее значение. Это связано с углубляющимся экологическим кризисом и влиянием окружающей среды на живые организмы. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Поздравлении с Днем эколога 5 июня 2013г. отметил «Эффективное управление природными ресурсами является основой устойчивого развития государства, напрямую влияет на сохранение флоры и фауны планеты, а главное - на качество жизни и здоровье миллионов людей. Проблемы рационального природопользования, улучшения экологической обстановки - в числе наших значимых национальных приоритетов» [6, с.9].
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года экологическое воспитание предполагает:
-становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
-формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
-воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними [8].
Закон РФ «Об образовании» [9] определил новую парадигму образования и воспитания. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется на личностно ориентированный подход, ведущая роль в котором принадлежит совершенствованию воспитательных систем в контексте формирования личностных качеств учащихся.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования [5].Именно дополнительное образование предоставляет детям возможность включения в разнообразные виды деятельности по экологии и охране природы с учетом их возможностей [3, с. 34].
В структурном подразделении дополнительного образования «Поиск» реализуется общеобразовательная программа «Юный эколог», рассчитанная на трехлетнее обучение ребят 12-16 лет. В работе объединения выделены основные направления деятельности:
1.Теоретическая (просветительская, образовательная: тематические беседы, экологические игры, праздники, викторины, фоторепортажи, изучение первоисточников экологической направленности, посещение музеев, выставок). Экологический праздник «День птиц», викторины «Страницы родной природы», «Вода для жизни», игры «Я-эколог», «Крепкое здоровье-это здорово», «Моя родина-Самарский край», проведенные в интересной познавательной форме, мотивируют учащихся больше интересоваться законами природы. В 2013-2104 учебном году воспитанники объединения «Юный эколог» приняли участие в конкурсах всероссийского уровня биологического направления «Год окружающей среды - викторина о собаках», «Год окружающей среды - викторина о кошках», фотоконкурсе «Природа-наш общий дом» и заняли призовые места, что говорит о стремлении детей познать мир природы. Живой и устойчивый интерес вызвало у ребят посещение экспозиции животного и растительного мира Самарской области в Сергиевском историко-краеведческом музее.
2.Практическая (социальные проекты, экскурсии, акции, поделки из природных и бросовых материалов, организация и проведение выставок, выращивание рассады, уход за насаждениями, сбор семян, посадка и уход за саженцами). Практическая деятельность может быть самой разнообразной, но главное рациональное зерно состоит в том, что в этом виде деятельности активно принимают участие ученики с разными способностями к обучению, но объединенные любовью к природе [1, с. 165].
В рамках реализации социального проекта «Школа в цвету» учащиеся самостоятельно вырастили рассаду, ухаживали за цветами петунии, участвовали в создании и оформлении клумб из автомобильных покрышек. Ежегодно в структурном подразделении проводятся осенние выставки поделок из природного материала, выставки рисунков, приуроченные к экологическим праздникам, выпускается стенгазета «Эковестник».
Формированию эстетического вкуса и развитию представлений о возможности использования бросового материала способствовало создание ребятами коллекции одежды из газет. Данная работа нашла самое высокое подтверждение своего результата и стала лауреатом Международного этапа конкурса коллекций одежды из экологически чистых материалов «Зеленая планета-2014».
Живой отклик у ребят вызвала самостоятельная посадка и уход за саженцами рябины на территории родного поселка, изготовление кормушек для птиц в рамках проведения акции «Помоги зимующей птице». Результаты участия воспитанников в ежегодных акциях «День Защиты Земли» и «Весенней неделе добра» были оформлены ими в фоторепортажах, являющихся призерами районного форума «Зеленая планета-2015», что помогло ребятам еще более самоутвердиться в значимости подобного вида деятельности.
3. Научная работа (научно-исследовательские работы, научные проекты, рефераты). При выполнении научных работ у учащихся начинает формироваться экологическая культура, так как они не только получают теоретические знания из различных источников, но и пытаются применить их в практической деятельности. Испытав себя в роли молодых ученых-исследователей, у ребят прочно закрепляются полученные знания. Проект всегда связан с решением проблемы, личностно значимой для школьника [4, с. 38]. Так, воспитанники объединения «Юный эколог» выполнили следующие исследовательские работы: «Изучение особенностей поведения и разведения собак породы немецкая овчарка», «Изучение особенностей содержания волнистого попугая», «Газированные напитки: пить или не пить», которые были представлены на Окружной научно-практической конференции.
Воспитанники объединения успешно отражают полученные на занятиях знания и наблюдения в литературном творчестве на экологическую тематику, в создании поделок, рисунков. Проблема бездомных животных, отраженная воспитанницей в эссе «Разве друга можно бросить?» до глубины души затронула жителей нашего района и стала победителем в конкурсе «Чистый взгляд на родную природу». Исследования в области взаимосвязи природного и культурного наследия татарского народа нашли высокое подтверждение в рамках конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», проводимого Областным детским эколого-биологическим центром. Второй год дипломами лауреатов творческого конкурса «Мое любимое животное» награждаются ребята нашего объединения.
Анализ уровня экологической воспитанности ребят, занимающихся в нашем объединении, по итогам 2013-2014 учебного года позволяет сделать вывод о повышении данного показателя: большинство школьников соответствуют продвинотому уровню (приложение 1), который характеризуется положительной позицией по отношению к природе, имеющимся опытом трудовой деятельности по охране природы, сформированным интересом к экологическим проблемам и потребностью участия в исследовательской деятельности [7, с. 26].
Список литературы:
1. Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора М.П. Меркулова. 7-8 февраля 2014 года, Самара, Россия /отв. ред. А.А. Семенов. Самара: ПГСГА, 2014.-345 с.
2. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности/ под редакцией и с комментариями Г.К. Баммеля. М., 1935.
3. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей//Дополнительное образование.2005.№9.
4. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников /И.В. Комарова. -СПб.: КАРО, 2015.-128 с.
5. Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р)
6.Поздравление В.В. Путина с Днем эколога 5 июня 2013 года//Парламентский урок. Год охраны окружающей среды. Самара, 2013.№9.
7. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и подростков в условиях модернизации образования: монография/под ред. Е.М. Клемешовой. М., 2006.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (ПРОЕКТ в редакции от 13 января 2015 г.)
9.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, №273-ФЗ.М.:Собрание законодательств в РФ №53 (ч.1).
Положительно-нейтральная позиция к состоянию окружающей среды, неустойчивый интерес к экологическим проблемам, несформированные потребности к общению с природой определяют опыт нецеленаправленного характера общения с ней, опыт трудовой деятельности имеется, но он не влияет на положительно-нейтральную позицию
Продвинутый
Положительно-потребительская позиция по отношению к природе, имеющийся опыт трудовой деятельности по охране природы, оказывает влияние на формирование интереса к экологическим проблемам и потребности участия в исследовательской деятельности. Эти два условия могут способствовать изменению позиции школьника
Профессионально-достаточный
Положительно-заинтересованная позиция подкрепляется опытом исследовательской деятельности по изучению экологических проблем, который способствует развитию потребности в оценке состояния окружающей среды. Это отражает сознательное отношение к экологической реальности старшеклассника и выражается в оценочной деятельности по состоянию, последствиям и решению экологических проблем
Высший
Активно-действующая позиция по решению экологических проблем сочетается с активной пропагандистской деятельностью, которая выражается в стремлении к самостоятельности, желании самореализоваться в этой деятельности. Деятельному подходу к решению экологических проблем способствует опыт оценочной деятельности, который является показателем личностно значимой ответственности старшеклассника