Статья на тему: "«Качественное образование и воспитание на уроках биологии и химии»
Статья на тему: "«Качественное образование и воспитание на уроках биологии и химии»
В выступлении обоснована необходимость качественного образования и воспитания на уроках биологии и химии. Как учитель биологии и химии делюсь опытом своей работы на уроках. В совей работе применяю инновационные технологии, которые дают хорошие результаты при подготовке учащихся к ЕНТ и итоговой аттестации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "«Качественное образование и воспитание на уроках биологии и химии» »
Выступление на тему: «Качественное образование и воспитание на уроках биологии и химии»
В современном образовании происходят преобразования, которые меняют систему обучения и воспитания. Отечественная система образования приближается к международным стандартам, сохранив и приумножив при этом уникальные национальные черты.
«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бессмысленно». Эти слова, сказанные Р. Киплингом в прошлом тысячелетии, актуальны и сейчас. В модели 12-летней общеобразовательной школы ключевой идеей провозглашается «Триумф личности». Кардинальные перемены в экономической и общественно-политической жизни страны обусловили необходимость получения учащимися черт личности, характерных для нового времени. Это должна быть универсально образованная личность, владеющая развитым глобальным мышлением, обладающая практичностью, деловитостью, инициативностью, готовая к приобретению нужных знаний, способная к адаптации, к ситуациям, требующим принятия решений в условиях определенности и неопределенности, способная к отказу от привычных представлений. Подготовка такой личности требует нового содержания образования и воспитания. Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологических производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития психофизиологических особенностей, познавательных способностей, общеучебных умений и навыков.
Я, Макарова Ирина Анатольевна в 1980 г. закончила Курганский Государственный Педагогический Институт по специальности биология и химия. С 1999 г. работаю в Рудной средней школе учителем биологии и химии. Педагогический стаж составляет 20 лет. Работаю над проблемой – повышение творческой активности учащихся на уроках химии и биологии. Активная, творческая, познавательная и практическая деятельность учащихся на уроке главная забота учителя. Спланировать эту деятельность, подготовить необходимый для этого материал, оборудование – значит во многом обеспечить успех занятий, их высокую результативность. На уроках использую активные методы, которые побуждают к активному, старательному учению всех учащихся. Использую следующие активные методы – метод дискуссий, самостоятельной работы с учебником, самостоятельной работы с дидактическими материалами, поисковой беседы, проблемного изложения материала, самостоятельного решения расчетных и логических задач, демонстрационный метод, частично поисковый лабораторный и практический метод. Элементы современных педагогических технологий: кейс-технология, креативная педагогика, таксономия Блума. Главная цель всех методов и приемов – качество обучения биологии и химии. Переходя к активным формам учебно-воспитательного процесса, следует отметить, уроки – лекции, уроки-семинары, тематические зачёты. Данные формы работы чаще использую в старших классах. Проведены открытые уроки – семинары по следующим темам «Теория электролитической диссоциации» в 9 классе, «Амины, Аминокислоты, Азотсодержащие гетероциклитические соединения», «Спирты». В 11 классе. Лекционно-семинарская форма применяется в биологии по темам «Обмен веществ», в 9, 10 классах. «Высшая нервная деятельность» в 8 классе и другим наиболее сложным темам. Остановлюсь более подробно на применении активных методов в своей работе. Метод дискуссий как элемент критического мышления чаще применяю на уроках биологии, где требуется размышлять, высказывать своё мнение и внимательно выслушивать мнения выступающих. В 8 классе при изучении темы «Кровь и кровообращение» предлагаю следующие задания. Осмыслите несколько фактов: 1.У лягушки лишенной головного мозга, сохраняются рефлексы. 2.Изолированное от тела сердце лягушки, если его положить на ватку смоченную физиологическим раствором, продолжает сокращаться 20-30 минут. 3.Человека можно оживить в фазе клинической смерти. Объясните о каких свойствах клеток идёт речь. В теме «Дыхание» предлагаю следующие вопросы для размышления. 1.Почему вредно находиться в накуренной комнате? 2.У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда потеря сознания – наступает «горная болезнь». 3.При травме электортока или молнии у пострадавшего прекратилось дыхание и работа сердца. Почему? Что и как нужно делать до прибытия «скорой помощи»? 4.Почему при появлении насморка меняется голос?
Метод самостоятельной работы с учебником – технология таксономия Блума. Все учащиеся самостоятельно, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, читают учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях. Предлагаю следующую памятку для работы с учебником. Пишу её заранее на доске.
Как составлять план текста учебника
1.Прочтите заглавие параграфа и подумайте: какой смысл вложен в заголовок.
2.Прочтите параграф и разделите его на смысловые части.
3.Рассмотрите рисунки, схемы, относящиеся к тексту.
4.Прочтите абзацы по отдельности и определите, о чем говорится в каждом из них, выделите главную мысль.
5.Составьте план прочитанного параграфа.
6.Ответьте на все вопросы в конце параграфа.
Самостоятельная работа с учебником эффективна в классе, если ученики владеют достаточной скоростью чтения. Важно завершение самостоятельной работы контролем результатов.
Примеры заданий для самостоятельной работы с учебником.
1.Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха, без дыхания человек жить не может. 2. В чем заключается функция органов дыхания. Свои предложения проверьте по учебнику. Или такое задание. Представьте молекулу кислорода, проникающую в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких. Перечислите последовательно все воздухоносные пути. Правильность проверьте по учебнику.
Метод самостоятельной работы использую и на уроках химии. При изучении тем информационного характера. Например, при изучении свойств химических элементов. Тема. Фосфор. Азот. Сера. В 9,10 классах. Предлагаю ученикам составить опорные конспекты – изложение материала в виде схем, облегчающих запоминание.
Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Применяю регулярно как на уроках биологии так и химии. Это различной степени трудности, карточки, тесты.
Метод поисковой беседы – проблемное обучение. Учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания. Например, на уроке по теме «Галогены», наряду с изучением свойств галогенов рассматриваем и свойства их соединений, галогеноводородов. Перед постановкой проблемы конкретизирую знания учащихся с помощью ряда вопросов: 1.На основании какого признака элементы объединены в главную подгруппу 7 группы? 2.Какие типы химической связи вам известны? 3.Что называется электроотрицательностью? 4.Чем определяется межмолекулярное взаимодействие? После обсуждения этих вопросов предлагаю учащимся проанализировать данные о температурах кипенияхлороводорода и бромоводорода. Предлагаю учащимся решить, каково будет значение температуры кипения иодоводорода. Работая с таблицей, где указаны температуры кипения хлороводорода и бромоводорода, учащиеся видят, что они повышаются, и делают заключение, что температура кипения иодоводорода будет выше по сравнению с температурой кипения бромоводорода. Для истолкования этого заключения учащиеся привлекают сведения из физики: чем тяжелее молекулы, тем больше требуется теплоты, чтобы они приобрели достаточную энергию и подвижность, отвечающую моменту закипания жидкости. Далее указываю значение температуры кипения иодоводорода, и учащиеся убеждаются в правильности своего предсказания. Наиболее продуктивным считаю применение данного метода в более сильных классах метод проблемного изложения. Проблемные вопросы решаем совместно, размышляя вслух и побуждая учеников к логическому мышлению. Наиболее продуктивным считаю применение проблемного изложения материала в курсе Общей биологии, при изучении темы: «Основы генетики». Например, ставлю такие вопросы: 1.Как совместить вредность мутации для особей с их ролью единственного источника изменчивости для эволюции? Какова роль модификационной изменчивости в эволюции, несмотря на ее ненаследственный характер? 2.Каков механизм творческой роли отбора с позиций генетики? В курсе химии проблемный метод применяю в темах, где есть некие противоречия, несогласованность фактов, исключения из общих правил. Например, в курсе химии 8 класса приизучении темы. Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева. В 9 и 10 классе при изучении тем. Теория элетролитической диссоциации. «Фосфор». Теория строения органических веществ и др.
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач использую как на уроках химии так и биологии элемент креативная педагогика. Учащиеся индивидуально или группами решают различные виды задач, требующие вычислений размышлении и умозаключении по аналогии или творческого характера. На уроках химии учащиеся решают как типовые расчетные задачи так и задачи творческого характера повышающие интерес к предмету и активность на уроках химии. Например, при изучении темы «Периодический закон и периодическая система» предлагаю такую задачу. У Гладкова есть замечательные строки, посвященные периодической таблице. Проанализируйте их с точки зрения химии.
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что «любимейшая поэма это периодический закон, «в ней смысла торжество» - строка, которая указывает что каждая цифра имеет свой физический смысл. Порядковый номер – заряд ядра атома, номер периода – число энергетических уровней атома, номер группы число электронов на внешнем энергетическом уровне и т. д. При изучении темы «Нитросоединения» в 11 классе предлагаю задачу. Название стихотворения В. Шаламова совпадает с названием вещества, о котором в нем идёт речь.
Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капая раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
Как называется это стихотворение? Составьте 3 расчётные задачи на основе информации, полученной вами при чтении этого отрывка. Задачи творческого характера есть по всему курсу химии.
Наиболее часто творческие задачи применяю на уроках биологии. Решение творческих задач в биологии требует применения различных знаний в этой области. Творческие задачи позволяют закреплять знания учащихся, развивают индивидуальные возможности и творческие способности детей, способствуют приобретению учащимися навыков получения и представления научных знаний, как в письменной так и устной форме. Позволяют демонстрировать красоту научной мысли, достижения учёных в области естественных и технических наук. Способствуют приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе. Способствуют развитию познавательного интереса, через радость творчества и положительные эмоции, привлекают к теме урока. Существует пять типовтворческих задач, которые я применяю по всем разделам биологии.
1.Узнавание учащимися модели в условии.
2.Прямое применение модели.
3.Применениеучащимися нескольких освоенных моделей на выбор.
4.Задачи на применение биологического эффекта или явления.
5.Исследовательские задачи.
Модель – некое общее понятие для органической части учебного материала. Моделью может быть закон, понятие, фрагмент теории, принцип. Пример задачи на узнавание модели в условии. К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры, зерно – он решит что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений.» Объясните суть высказывания ученого.
Ответ: Речь идёт о фотосинтезе.
Пример исследовательской задачи.
В теме «Насекомые» предлагаю задачу. Она называется «Зачем муравью муравейник?» В лесу можно увидеть огромные муравейники. Зачем они насекомым? Живут же они в основном под землёй. Зачем всё время таскать материал, если дом построен? Предложите серию экспериментов, чтобы узнать : а) назначение муравейника; б)что происходит с материалом, который приносится в муравейник? Задача вызывает живой интерес и активно обсуждается в группах. Каждая группа предоставляет отчет в устном и письменном виде. В теме «Дыхание» предлагаю задачу: «Вредная привычка». Установлено, что 90 % нынешних курильщиков «со стажем» с младенческих лет систематически подвергались обкуриванию в семье. Способностью самостоятельно отказаться от курения реально обладают лишь 7 % курильщиков. Назовите причины этого явления? Учащиеся активно обсуждают этот вопрос и дают верный ответ, что никотин – это наркотик, который включается в обменные процессы в организме и о него возникает зависимость. Дополняю ответ, на детей действует не только никотин, но и пример родителей.
Наглядные методы использую на уроках биологии и химии. Учащиеся добывают часть новых знаний путём наблюдения и обсуждения, демонстрируемых опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, таблиц, коллекций. Практические методы также неотъемлемая часть обучения биологии и химии – это лабораторные и практические работы побиологии и химии. По биологии они проводятся с использованием натурального раздаточного материала и лабораторного оборудования. По химии лабораторные и практические работыпроводятся с учетом имеющегося оборудования и реактивов, с использованием демонстрационного эксперимента. Результаты работ отражаются в тетрадях для контрольных ипрактических работ.
Любая тема, которая изучается в школьном курсе биологии и химии имеет то или иное практическое значение, что также является стимулом творческой активности на уроках биологии и химии.
Практические навыки учащиеся закрепляют, работая на пришкольном участке, ухаживая за растениями, наблюдая их рост и развитие. Участвуя в весенней посадке зеленых насаждений, ухаживая за комнатными растениями. Повышению творческой активности способствует и внеклассная работа по биологии и химии. Проведение вечеров с химической и биологической тематикой, классных часов, мероприятий посвященных охране и привлечению птиц. По биологии и химии проведены: интеллектуальная игра «Слабое звено», «Знаток естественных наук», традиционные мероприятия «День птиц», «Путешествие с домашними растениями», классные часы, посвященные выдающимся ученым – химикам Менделееву, Бутлерову, Зелинскому. Подводя итоги, можно сказать, что очень важно воспитывать у школьников глубину и самостоятельность действий в различных видах учебной работы, способствуя тем самым повышению уровня усвоения изученного материала, уровню развития мышления и творческих способностей учащихся.
Результатом своей работы считаю качество знаний по биологии и химии. За последние 5 лет большинство учащихся выбирают биологию как
5-й предмет для сдачи ЕНТ. Качество знаний по итогам ЕНТ составляет
100 % . Ежегодно учащиеся нашей школы становятся обладателями образовательных грантов с предметом биология. В данное время обучаются в медицинской Академии г. Караганды Цихоцкая Кристина, Мелешенко Юлия, Клецко Игорь. Закончила в этом году медицинскую Академию Филимоненко Ольга. В 2013 г. учащаяся 11 класса заняла 3-е место в Районной предметной олимпиаде. В 2009 г. учащиеся нашей школы заняли 2-е место в конкурсе флористов в г. Петропавловске. В 2011 г. учащаяся 9 класса Омарова Карина заняла 3-е место в областной олимпиаде. ПарасатКеруене, в будущем планирует стать учителем биологии.