Современный урок биологии в контексте реализации ФГОС
Современный урок биологии в контексте реализации ФГОС
Настоящий материал поможет преподавателям биологии заинтересовать обучающихся предметом, ученикам - легче и быстрее усвоить новый материал, и как результат – повысить качество успеваемости, родителям без труда проверить насколько эффективно их ребёнок усвоил домашний материал.
Материал будет интересен и полезен учителям биологии, родителям и обучающимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок биологии в контексте реализации ФГОС»
Современный урок биологии в контексте реализации ФГОС
Урок современный отличается прежде всего организацией учебной образовательной деятельности. В условиях реализации ФГОС изменяются не только цели и задачи стоящие перед школой и учителями, но и применяемые педагогические технологии.
Хочу остановиться на некоторых моментах урока, которым на мой взгляд, необходимо уделить внимание, начиная работу по новым ФГОСам это: целеполагание, организация усвоения новых знаний и способов действий, рефлексия.
При актуализации изучаемого материала создаются условия для появления мотива к изучению нового, для приобретения учащимися средств познания и исследования объекта.
Прием «Интеллектуальная разминка».
- Что лишнее (ящерица, крокодил, змея, лягушка);
- Обобщить – что это (Бактерии, Животные, Растения, Грибы – это царства);
(Симбиоз, грибы, водоросль – это лишайник);
(Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза – это фотосинтез);
- Или постройте логическую цепочку из понятий (эритроциты, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм);
- Какое слово скрывается (фотамсеар – атмосфера) и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Организуя работу с текстом учебника, предлагаются различные задания: преобразование текста в таблицу, составление схем, описание объекта, явления, работа с терминами, выявление причинно-следственных связей, постановка вопросов к тексту и т. д.
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. Например игра «Мудрые совы».Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.
Данный метод раскрывает личностный потенциал ученика: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Примерами таких игр могут быть «Путешествия в медицину прошлого, настоящего и будущего», «Путешествия по следам новых открытий в области биологии», «Обсуждение проблемы «синапс». Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «За обеденным столом», «Как правильно чистить зубы», «В поликлинике», «На приеме у окулиста», «Рекламодатель и потребитель».
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Условно игры на уроках можно разделить на интеллектуальные, ролевые, подвижные, экспромтные.
В ходе этих игр выполняется основное требование педагогики – активное участие детей в обучающем процессе.
Использую прием «Получи бонус».
В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей – получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться.
Можно использовать как фрагмент урока или на протяжении всего урока. Хорошо зарекомендовал себя на открытых уроках.
Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше».
Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развить еще и социальную мотивацию).
На этапе контроля и коррекции знаний учащихся, с целью установления на уроке обратной связи, можно применять следующие приемы, использование которых способствует стимулированию мотивации учения, снятию напряжения и созданию ситуации успеха.
Прием «Слепой текст». Восстанови текст, в котором пропущены некоторые слова.
Прием «Опрос-итог». В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии.
Рефлексию провожу различными способами. Например по теме «Ткани растений»:
«Продолжи предложение», на доске записаны начало предложений.
Ткань-это
Виды тканей:
Покровная ткань расположена.. и т.д.
Дети по цепочки дают продолжение.
Игра «Пчелиный улей» Приём используется после подачи нового материала. Прошуобсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.
Особое внимание уделяю рефлексии. Часто провожу рефлексию таким образом:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
По ходу контроля знаний происходит коррекция, способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки и самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
При подаче домашнего задания можно использовать прием «Сочинялка»
Задаются творческие задания – написать сочинение-сказку. Например, такие темы: «О чем рассказал лист», «Сказка о капельке воды», «Разговор деревьев о своем назначении», «Спор овощей о витаминах» и т.д.
Прием «Идеальное задание» Предлагается школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.