kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. В своей работе я продерживаюсь следующей системы. Первый этап - это выяление детей, проявляющим интерес и высоую активность при изучении биологии. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают, той или иной талантивостью. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию. Следующим этапом является помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Для этого на своих уроках я стараюсь максимально учитывать индивидуальных способности и интересы учащихся.Результатами такого подхода являются научно-исследовательские проекты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время »


Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.


Е.А.Королёва

Учитель биологии и экологии

МОУ «Лицей № 15»


Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и  реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. В своей работе я придерживаюсь на протяжении своей педагогической деятельности следующей системы.

Первым этапом является выявление   детей, проявляющими интерес и высокую активность при изучении биологии. Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, конечно, их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства и не потерять цепочку преемственности в среднем и старшем звене школы. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. У меня имеется свой банк данных, который ежегодно пополняется учащимися 5 класса, пришедшими из начальной школы. Хорошие результаты дает «Портфолио»  -  это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Мои воспитанники тоже имеют своё портфолио. В настоящее время действенность портфолио намного увеличилась, учащиеся стали относиться к своим успехам и своему развитию более осознанно. Формирование портфолио целесообразно начинать уже в начальной школе. И к концу обучения в школе у учащихся сформируется четкое понимание своих способностей. Возможно, это поможет им определиться и с будущей профессией .

 Следующим этапом является помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Годы работы в школе меня привели к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих уроках максимально стараюсь учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которой подразумеваю углублённое изучение отдельных тем учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету. Результатами такого подхода являются научно-исследовательские проекты учащихся и участие в научно-исследовательских проектах, которые также размещены на некоторых общероссийских образовательных порталах. Примером может служить работа моего класса «Экологические проблемы города Саратова», участвовавшая во всероссийском конкурсе проектов .

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои воспитанники принимают участие  в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Так, ежегодно мои учащиеся принимают участие в Молодежных биологических акциях, конкурсах, заочных всероссийских интеллектуальных проектах.

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать современные педагогические технологии. Одна из них - технология развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов ТРКМ  создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.

При работе с одарёнными детьми необходимо решить ряд задач:

  1. Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности.

  2. Овладеть элементами исследовательской деятельности.

  3. Формировать основы теоретического мышления.

  4. Развивать самостоятельную и творческую деятельность.

Направление и способы работы с одарёнными детьми

  1. Организационное направление

Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития.

  1. Научно-методическое направление

Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.

  1. Экспериментальное направление

  • Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

  • Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

  • Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

4.Аналитическое направление На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на 2012-2013 учебный год.

Формы работы с одаренными детьми

  • Творческие мастерские.

  • Работа по индивидуальным планам развития.

  • Элективные курсы.

  • Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

  • Кружки по интересам.

  • Конкурсы.

  • Интеллектуальный марафон.

  • Участие в олимпиадах.

  • Участие в работе городских, предметных НОУ.

  • Занятия с преподавателями ВУЗов.

  • Обучение в профильных классах.

  • Участие в Интернет-олимпиадах.

При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й уровень – потребность в новых впечатлениях .

2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки).

3-й уровень (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаются определенным своеобразием (поисковые, проблемные, исследовательские, интерактивные, игровые). Используются, в частности, тематические и проблемные мини-курсы: мозговые штурмы, ролевые тренинги, круглые столы, дискуссии, дебаты, развитие исследовательских умений в форме научно-практической работы пли творческих зачетов и т.п. Прежде всего, методы и формы работы разделяются на урочные и внеурочные. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно (самостоятельное изучение нового материала, решение проблемных ситуаций, выполнение практической работы, задания повышенной сложности, работа с дополнительной литературой).

Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в различных практикумах и при проведении лабораторных работ в условиях деления класса на подгруппы. Среди форм и методов внеурочной работы по биологии широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, индивидуальные занятия, конкурсы, интеллектуальный марафон, интегрированные элективные курсы, вовлечение к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах в школе и вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской деятельности.

Принципы работы с одаренными детьми: в динамическом оптимуме трудности процесса обучения, соотносящиеся с индивидуальностью (нужна специальная, в значительной мере самостоятельная работа, чтобы ее выполнить, использование проблемных ситуаций на уроке и др.); в возложении ответственности на самого ученика, что означает свободный выбор учебных приоритетов в учебном плане, программах, в содержании отдельных предметных тем; свободный выбор уровня трудности; свободный выбор системы оценивания, свободный выбор способов и приемов работы, выход на исследовательские проекты; междисциплинарное обучение, по возможности постановка глобальных проблем, тесная связь с реальностью и опытом ученика; домашние задания в основном творческого задания; внедрение дистанционных форм обучения, требующих владения основами самообразования и самообучения.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии .Создание условий для развития личности ученика, как уже было отмечено, для меня является ключевой. Кроме того важно создавать творческую и инициативную микросреду, так как в одиночку очень сложно чего-либо достичь. В своей работе стараюсь создать условия для развития как учителей, так и родителей. С родителями провожу всеобучи, также совместные с учащимися мероприятия, приглашаю их на классные часы, различные конкурсы и соревнования.

Как уже было отмечено, от учителя зависит многое – будет ли учащийся развивать свою одарённость или он перейдет в число «буднично-серых людей» (М.Волошин).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Королева Елена Анатольевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства