Школьный предмет биологии и её роль в воспитании научного мировоззрения учащихся.
Школьный предмет биологии и её роль в воспитании научного мировоззрения учащихся.
Проблема формирования научного мировоззрения,процесс осуществляемый в течении всей жизни. Уроки биологии и грамотный,думающий учитель должны помочь ученику в реализаии данной глобальной цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный предмет биологии и её роль в воспитании научного мировоззрения учащихся.»
Школьный предмет биологии и её роль в воспитании научного мировоззрения учащихся.
Васюкова Наталья Павловна
Проблема формирования научного мировоззрения - сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека (особенно интенсивно в школьные годы, в период систематического овладения основами наук и опытом общественной жизни) и в том, насколько готов быть современный учитель биологии для реализации данной глобальной цели.
Ключевыми понятиями данного процесса являются воспитание и мировоззрение.
Воспитание - целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Это один из видов деятельности по образованию или преобразованию человека. Сущностью воспитания является «практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение сознания, отношения, психического состояния, знания, умения, способа деятельности или других сторон личности воспитуемого». Правильно осуществляемое воспитание при обучении биологии сможет сформировать у школьников определенную систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том числе к природе и роли человека в ней.
Мировоззрение - целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических, биологических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе
В педагогике мировоззрение следует понимать, как специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф. Харламову).
Качественная характеристика взглядов и убеждений человека может быть различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом людей в истории развития человечества можно выделить следующие виды мировоззрения:
· мифологическое – фантастические представления людей о мире в силу отсутствия объективных знаний о явлениях природы;
· религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;
· обыденное (житейское) – духовный опыт; здравый смысл; стихийные, эмпирические и не всегда систематизированные представления человека о мире;
· научное – теоретическое осмысление причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений.
С позиций диалектического материализма проблему формирования научного мировоззрения у учащихся рассматривали многие методисты второй половины XX столетия. Учеными исследованы возможности различных курсов школьной биологии для формирования мировоззрения учащихся (Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова и др.), определены эффективные формы (Н.М. Верзилин, К.П. Ягодовский), методы формирования мировоззрения у учащихся (Н.А. Рыков).
Методика обучения биологии во все времена подчеркивала большую роль данного предмета в осуществлении воспитания научного мировоззрения. Предмет «Биология» и в прошлые годы, и в настоящее время способствует воспитанию разных сторон личности учащихся.
Нельзя не вспомнить роль ряда отечественных ученых в осуществлении формирования научного мировоззрения у педагогов-биологов и учащихся через призму времени:
В. Ф. Зуев (1754-1794) - естествоиспытатель и автор первого русского учебника по естествознанию "Начертание естественной истории" (1786), основанного на материалистическом толковании природных явлений, положил начало отечественной методике обучения биологии и по праву считается ее основателем.
Александр Яковлевич Герд (1841-1888), является крупнейшим методистом естествознания конца XIX в. Его большая заслуга связана с разработкой научных основ методики преподавания этого предмета и созданием учебников на базе эколого-биологических идей В.Ф.Зуева и дарвинизма. Главной целью изучения естествознания в школе он считал развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании.
Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская, подчеркивая роль биологического образования в воспитании учащихся, писали: "Биология как учебный предмет представляет исключительную ценность для воспитания материалистического мировоззрения, так как ее материал является доступным наблюдению и требует логических выводов на основе наблюдаемых фактов и явлений".
Б.Е.Райков писал: "Учащийся непременно должен получить и некоторый синтез, пригодный для построения элементарного, но вполне целостного миропонимания. Синтез этот не следует откладывать слишком далеко, на старшие классы в погоне за глубиной и научностью его построения... Всякому возрасту должен отвечать свой синтез, который на следующей ступени модифицируется, расширяется и углубляется".
В методике обучения биологии проблеме воспитания много внимания уделял И.Д. Зверев, создавший систему элементов воспитания учащихся при обучении биологии.
Роль современной биологии как одной из ведущих наук о природе в формировании мировоззрения огромна, поэтому содержание школьного предмета, а также методы, формы и средства его изучения направлены на реализацию воспитания материалистического мировоззрения у учащихся.
Сложный состав знаний по курсу 6 класса - многообразие растений, органы цветковых растений и их функции, особенности жизнедеятельности - позволяет рассматривать организм как единое целое и в связи со средой; оценивать значение растений и всего многообразия растительного мира в природе, способность его к развитию.
Изучение зоологии раскрывает перед учащимися многообразие животного мира в связи с условиями существования (начиная с простейших и кончая млекопитающими). Этот «восходящий порядок» в изучении животных, основанный в отечественной школе еще Гердом убеждает в историческом, эволюционном развитии животного мира. На примере типов и классов животных рассматриваются сложные свойства организмов, элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, выясняется роль животных в природе и значение для человека. Все эти сведения углубляют представления и понятия школьников о живом организме, его целостности, строении и свойствах, приспособленности к условиям обитания и роли в природе. Подобный зоологический материал, как и курс о растениях, формирует понимание реальности существования живого, особенностей живых существ, а также своеобразия животных в сравнении с растениями, зависимости тех и других от внешней среды.
Аналогичным образом материалы курса о человеке углубляют научные знания о свойствах живых организмов. Но в данном курсе школьники познают не только биологические свойства организма человека, но и социальные его особенности. Кроме того, при изучении свойств организма человека на примере ряда систем органов (пищеварительной, кровеносной, дыхательной, нервной и др.) обращают внимание на эволюционную продвинутость человека по сравнению с другими животными.
Таким же значимым для воспитания мировоззрения школьников является материал курса общей биологии. Изучение свойств живой клетки, ее внутриклеточных структур, свойств ДНК, механизмов биосинтеза, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов приспособленности организмов к среде обитания, коэволюционного развития хищника и жертвы, паразита и хозяина, изучение темы о происхождении жизни, антропогенеза, структурных уровней организации жизни - все это развивает у учащихся материалистическое миропонимание.
При изучении явлений природы в развитии, движении, рассматривая связь строения организма с его функциями, учитель должен стремиться вскрыть материалистическую сущность этих явлений, подчеркнуть, доказать их реальность. Говоря о приспособленности растений, животных к среде обитания, можно показать ее относительность, обратить внимание учеников на причинно-следственные связи и доказать на конкретных примерах. Это особенно важно, так как приспособительные свойства организмов бывают столь удивительны, что могут создать у учеников неправильное представление, как о чем-то сверхъестественном.
Поскольку научное мировоззрение является системой научных, политических, философских, правовых, эстетических, нравственных понятий, взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру и к себе, то каждый учебный предмет является составляющей единого целого в его формировании. Учитель может успешно формировать мировоззрение учащихся только при условии, что он хорошо знает не только свой предмет, но и смежные учебные дисциплины и осуществляет в процессе обучения межпредметные связи. Это позволяет раскрыть научную картину мира, его единство. Ведь сформировать научное мировоззрение учащихся средствами одного учебного предмета невозможно.
Дидактические условия формирования научного мировоззрения:
а) обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:
– изложение материала на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа;
– обеспечение научного истолкования всех изучаемых явлений, процессов, их причинно-следственных связей;
– побуждение учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, формирование эмоционального заинтересованного отношения учащихся к изучаемым фактам.
– тесная связь обучения с жизнью; вовлечение школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.
б) придание обучению общественной направленности (раскрытие социально-идеологической основы общества, осмысление тенденций демократического развития общества.
в) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений).
г) развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий (факультативов, конференций, кружков, диспутов и т.д.).
д) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).
е) влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций, основанных на правильном понимании закономерностей развития природы и общества, являются примером для учащихся).
В заключении можно сделать вывод о том, что биология, как фундаментальная наука, имеет огромную воспитывающую силу. Опираясь на факты и реальность явлений живой природы, используя примеры ее движения и развития, раскрывая причинно-следственные связи в природе, реализуя образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии, возможно постепенно сформировать у учеников научное мировоззрение.
Список используемой литературы:
1.Зверев И. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 160с.
2. Шубинский В.С. Формирование диалектического мышления у школьников. М., «Знание»,1979,-48 с.
3. Лебедева Л.Д. Формирование диалектико-материалистических представлений у школьников на уроках природоведения и ботаники. (Статья в межвузовском сборнике научных трудов Ленинградского ГПИ имени А.И. Герцена), Ленинград 1985.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М., 1983.